Конспект урока №31 (1) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 9 класс 15.05.20
Тема: Экологические факторы, влияющие на здоровье человека. Гармония. Жизнь в согласии с природой.
Цель: Сформировать представлениео влиянии окружающей среды на здоровье человека.
Задачи:
Образовательные:
- изучить влияние различных факторов среды на человека.
- убедить в необходимости бережного отношения к здоровью, а также к природе и окружающей среде в целом.
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.
Воспитательные:
- формирование экологической культуры обучающихся, убеждений о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: доска, тетради, ручки, иллюстрации.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Подготовительный этап
Организация начала урока, нэн.
Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.
- Кто сегодня дежурный?
- Все ли присутствуют на уроке?
- Как называется наш урок?
- Какой урок по счету?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели? Молодцы!
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.
Сообщение темы и цели урока
Тема сегодняшнего урока «Экологические факторы, влияющие на здоровье человека. Гармония. Жизнь в согласии с природой».
- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.
II. Основная часть
Объяснение нового материала
Нормальное протекание жизни человека зависит от состояния окружающей среды.
Загрязнение атмосферы, вод и почв составляет серьёзную проблему для здоровья и жизнедеятельности человека.
Чистая вода, свежий воздух и плодородная почва – всё это необходимо людям для полноценного и здорового существования.
Загрязнённый воздух может стать источником проникновения вредных веществ в организм через органы дыхания. Вода может содержать патогенные микроорганизмы или токсичные соединения. Загрязнение почвы и грунтовых вод уменьшает продуктивность сельскохозяйственных угодий, приводит к снижению качества пищи. Всё это представляет угрозу для здоровья человека.
Термином природная среда (природа) чаще всего обозначают совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. Популяции растений и животных обитают в среде, состоящей из неживых компонентов (вода, воздух, почва). Оболочка Земли, состав, строение и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов, называется биосферой.
Необходимо отметить, что всё на планете Земля взаимосвязано и взаимозависимо. Человек тоже является частью природы, а не её полновластным хозяином. Многие ресурсы, которыми располагает Земля, ограничены, и мы обязаны заботиться о всех живущих на Земле существах.
Однако человек издавна рассматривал окружающую среду в основном как источник ресурсов. При этом большую часть взятых природных ресурсов он возвращает в виде отходов, что поставило под угрозу существование как биосферы, так и человека.
В результате такой деятельности происходит постоянное загрязнение атмосферы, почв, природных вод, а это отрицательно сказывается и на здоровье человека.
Постоянно возрастающее воздействие человека на природную среду породило необходимость ввести определённые ограничения. Так, были разработаны предельно допустимые нормы концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, в почве и в воде. При разработке ПДК учитывались требования по обеспечению безопасности населения и развития производственной деятельности, т. е. учитывались неизбежность выбросов вредных веществ в природную среду при производственной деятельности, но были определены и максимально допустимые их концентрации, которые при ежедневном воздействии в течение неограниченного времени не вызывают каких-либо болезненных изменений в организме человека.
ПДК является гигиеническим критерием при оценке санитарного состояния окружающей среды (атмосферного воздуха, водоёмов, почвы). В Российской Федерации ПДК устанавливается для каждого вредного вещества.
Загрязнение атмосферы
В одних случаях воздух загрязняется газообразными веществами, в других – взвешенными частицами. Газообразные примеси включают оксиды углерода, азота, серы и углеводорода. Наиболее распространённые твёрдые примеси – это частицы пыли и сажи.
К основным источникам загрязнения атмосферы относятся транспорт (около 70-85%), предприятия топливно-энергетического комплекса, другие промышленные предприятия.
Особую опасность представляет загрязнение природной среды тяжёлыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий – практически постоянные компоненты воздуха в районе промышленных центров. Свыше 250 тыс. тонн свинца ежегодно в мире выбрасывается в воздух с выхлопными газами автомобилей.
Взвешенные частицы, загрязняющие воздух, представляют собой пыль естественного и искусственного происхождения (зола, сажа, почвенная пыль). Широко используемый в строительстве асбест (его легко вдыхаемые волокна) задерживается в лёгких и вызывает хроническое раздражение лёгочной ткани, которое может привести к заболеванию раком. Сажа образуется при сгорании нефти, дизельного топлива, древесины и других горючих материалов. Она может накапливаться в лёгких, нарушая их функционирование.
Загрязнение почв
В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, а также удобрения и пестициды, применяемые в сельском хозяйстве. Большинство пестицидов – синтетические органические вещества. Они, как правило, обладают токсическими свойствами, многие из них могут накапливаться в почве и поступать в организм человека через дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, кожу и слизистые оболочки.
К наиболее опасным загрязнителям почв относятся ртуть, свинец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду при применении ртутьсодержащих пестицидов, которые используются для повседневного обеззараживания семян, с отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, когда в технологии применяются ртутные электроды. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также различные неорганические соединения ртути. Соединения ртути чрезвычайно ядовиты, некоторые из них не выводятся из организма и могут оказывать неблагоприятное воздействие на центральную нервную систему, почки, печень и ткани мозга.
Загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый и опасный характер. Соединения свинца используются в качестве антидетонационных добавок к бензину, поэтому автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения природной среды. Содержание свинца в почках деревьев зависит от расположения автодорог и плотности автомобильного движения по ним.
Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков после атомных взрывов или при удалении жидких и твёрдых радиоактивных отходов промышленных предприятий или научно-исследовательских учреждений, связанных с изучением и использованием атомной энергии. Радиоактивные изотопы из почв попадают в растения и организмы животных и человека, накапливаясь в определённых тканях и органах: стронций-90 – в костях и зубах, цезий-137 – в мышцах, йод-131 – в щитовидной железе и т. п.
Физкультминутка
- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.
Цель: снять статическое напряжение мышц спины.
Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
Закрепление
Загрязнение вод
Основными загрязнителями поверхностных вод являются нефть и нефтепродукты, которые поступают в них в результате естественных выходов нефти в районах залегания, нефтедобычи, при её транспортировке, переработке и использовании в качестве топлива и промышленного сырья.
Среди продуктов промышленного производства особое место по своему отрицательному воздействию на водную среду занимают детергенты – синтетические моющие средства, которые находят всё более широкое применение в промышленности, на транспорте, в коммунально-бытовом хозяйстве.
Загрязнение водной среды также происходит в результате поступления в водоёмы воды, стекающей с поверхности обработанных сельскохозяйственных и лесных земель, при сбросе в водоёмы отходов предприятий-изготовителей, в результате потерь при транспортировке и хранении пестицидов.
Наряду с пестицидами сельскохозяйственные стоки содержат значительное количество питательных (биогенных) веществ, вносимых на поля с удобрениями (азота, фосфора, калия).
Воды подвергаются также термическому загрязнению. Когда электростанции потребляют воду для конденсации отработанного пара, они возвращают её в водоём на 10-30 0С подогретой, уменьшают содержание растворённого в воде кислорода, увеличивают токсичность загрязняющих воду примесей.
Возрастание тепловой нагрузки на водные объекты, повышение биогенных элементов и органических веществ, как правило, сопровождаются резким ухудшением санитарно-гигиенических показателей качества воды.
Из-за увеличения масштабов техногенной деятельности человека наметились глобальные изменения в биосфере, которые уже сказываются на здоровье человека и состоянии генетического фонда человечества. Эти изменения в дальнейшем могут привести к необратимым процессам и в конечном итоге к невыносимым условиям существования человека на Земле.
Чтобы понять и ответственно оценить все процессы, которые происходят на планете Земля, связанные с производственной деятельностью, необходимо воспитывать у каждого человека общую культуру в области экологической безопасности.
Выводы
1) Загрязнение атмосферы, почв и воды приводит к нарушениям существующих в природе циклов обмена веществ и энергии.
2) В результате хозяйственной деятельности человека наиболее сильно загрязняется вредными химическими веществами атмосфера.
3) От взаимоотношений человека и природы зависит не только состояние здоровья населения Земли в настоящее время, но и будущее человечества.
Домашнее задание: читать конспект.






