Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
В человеке есть свой суд – совесть. Дорожить надо только её оценкой. (Л.Н.Толстой)
Ход урока.
1.Я хочу начать наш урок словами автора этого произведения – Валентина Григорьевича Распутина из статьи «О рассказе»:
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних.
Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека»
Учитель: Что же такое урок? О каких уроках говорит нам автор?
Предполагаемый ответ: В словаре С.И.Ожегова есть 4 значения этого слова:
1.Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устаревшее).
2.Учебная работа, заданная ученику.
3.Учебный час, посвящённый отдельному предмету.
|
|
4.Переносное. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Значит, автор употребляет это слово в двух значениях: 3 и 4.
Произведение названо «Уроки французского», уроки в школе, которые даёт Лидия Михайловна – это 3 значение, а вот посылка, приглашение домой на дополнительные занятия и, наконец, приглашение на игру – это уроки, из которых мальчик сделал выводы для будущего.
Учитель: Итак, вступая в конфликт с Вадиком, (о котором мы говорили на прошлом уроке), главный герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит к нему на помощь?
Предполагаемый ответ: Лидия Михайловна – главная женская героиня рассказа.
Учитель: да, её образ занимает центральное место в произведении. Это авторский идеал учителя. Но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе. Найдите и зачитайте литературный портрет Лидии Михайловны.
Предполагаемый ответ: «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно.(стр. 203 Учебник –хрестоматия 6 кл. авт.-сост.:М.А.Снежневская, О.М. Хренова, 2011 г.)
У Лидии Михайловны голос был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе, а словно бы от притаённости и ненужной экономии.(стр.206)
Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, и в одежде, и в своей женской молодой поре, до меня доходил запах духов от неё, которое я принимал за самоё дыхание.(стр.206)
|
|
Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жёсткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? (стр.210)
Учитель: каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?
Предполагаемый ответ: Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.
Учитель: рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.
1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»(стр.203) 3 ученика с места читают по ролям: автор, Лидия Михайловна и мальчик.
2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»(стр.204) читает один ученик с места.
Учитель: прокомментируйте эти эпизоды, сделайте выводы.
Предполагаемый ответ:В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену. Даже в описании его портрета есть деталь — «наглухо застёгнутый тёмный френч, который двигался самостоятельно, чуть наперёд директора» придаёт всему образу директора что-то неживое, безликое. Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям, ко всем подходит с одной меркой. Он «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».
А Л.М. внимательно и чутко относится к ученикам. Именно это позволило ей разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со своими недетскими проблемами.
Учитель: правильно. И это определяет все дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей?
Предполагаемый ответ: занималась в школе после уроков с ним французским языком, пригласила домой на дополнительные занятия, чтобы не только научить французскому языку, но и накормить, послала посылку с макаронами. Но всё безуспешно. И тогда она предложила играть на деньги в «пристенок» — нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости
Учитель: А Библия как относится к играм на деньги ?( Это является недопустимым)
Тогда отчасти директор школы прав, назвав этот поступок Лидии Михайловны преступлением?
Предполагаемый ответ: ответы могут быть дискуссионными — ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию, добротой и милосердием, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства.
Учитель: играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.
|
|
Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.
Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке «Искру Божью».
Учитель: Какие нравственные уроки(уроки добра и милосердия) преподает своему ученику Лидия Михайловна?