Учитель: Что же такое урок? О каких уроках говорит нам автор?

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

В человеке есть свой суд – совесть. Дорожить надо только её оценкой. (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1.Я хочу начать наш урок словами автора этого произведения – Валентина Григорьевича Распутина из статьи «О рассказе»:

«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека»

Учитель: Что же такое урок? О каких уроках говорит нам автор?

Предполагаемый ответ: В словаре С.И.Ожегова есть 4 значения этого слова:

1.Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устаревшее).

2.Учебная работа, заданная ученику.

3.Учебный час, посвящённый отдельному предмету.

4.Переносное. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.

Значит, автор употребляет это слово в двух значениях: 3 и 4.

Произведение названо «Уроки французского», уроки в школе, которые даёт Лидия Михайловна – это 3 значение, а вот посылка, приглашение домой на дополнительные занятия и, наконец, приглашение на игру – это уроки, из которых мальчик сделал выводы для будущего.

Учитель: Итак, вступая в конфликт с Вадиком, (о котором мы говорили на прошлом уроке), главный герой ставит себя в трудное положение: он лишается источника денег и за игру на деньги его могли в два счёта выгнать из школы. Кто же приходит к нему на помощь?

Предполагаемый ответ: Лидия Михайловна – главная женская героиня рассказа.

Учитель: да, её образ занимает центральное место в произведении. Это авторский идеал учителя. Но складывается он, как мы видим из рассказа, в результате полной переоценки первоначальных представлений мальчика об учителе. Найдите и зачитайте литературный портрет Лидии Михайловны.

Предполагаемый ответ: «Лидия Михайловна, по праву классного руководителя, интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно.(стр. 203 Учебник –хрестоматия 6 кл. авт.-сост.:М.А.Снежневская, О.М. Хренова, 2011 г.)

У Лидии Михайловны голос был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе, а словно бы от притаённости и ненужной экономии.(стр.206)

Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, и в одежде, и в своей женской молодой поре, до меня доходил запах духов от неё, которое я принимал за самоё дыхание.(стр.206)

Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жёсткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорившее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю? (стр.210)

Учитель: каковы же черты этого идеала? Личность учителя лучше всего раскрывается в отношении его к ученикам. Сравним отношение к ученикам Лидии Михайловны и Василия Андреевича, директора школы, образ которого Распутин не случайно вводит в произведение. – С какой целью он это делает?

Предполагаемый ответ: Распутин показывает два разных типа учителей, потому что всё познаётся в сравнении.

Учитель: рассмотрим два эпизода, раскрывающих отношение Василия Андреевича и Лидии Михайловны к ученикам, и попытаемся определить, чем оно различается.

1 эпизод – «Лидия Михайловна на уроке»(стр.203) 3 ученика с места читают по ролям: автор, Лидия Михайловна и мальчик.

2 эпизод – «Василий Андреевич на линейке»(стр.204) читает один ученик с места.

Учитель: прокомментируйте эти эпизоды, сделайте выводы.

Предполагаемый ответ:В. А выстраивает между собой и учениками непреодолимую стену. Даже в описании его портрета есть деталь — «наглухо застёгнутый тёмный френч, который двигался самостоятельно, чуть наперёд директора» придаёт всему образу директора что-то неживое, безликое. Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям, ко всем подходит с одной меркой. Он «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался».

А Л.М. внимательно и чутко относится к ученикам. Именно это позволило ей разглядеть в герое не только способного ученика, но и человека с характером, который без помощи взрослых старался справиться со своими недетскими проблемами.

Учитель: правильно. И это определяет все дальнейшие поступки учительницы. Какие это поступки? Расскажите о них, объясните их смысл. Почему Л. М. пришлось прибегнуть к ряду хитростей?

Предполагаемый ответ: занималась в школе после уроков с ним французским языком,  пригласила домой на дополнительные занятия, чтобы не только научить французскому языку, но и накормить, послала посылку с макаронами. Но всё безуспешно. И тогда она предложила играть на деньги в «пристенок» — нашла способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости

Учитель: А Библия как относится к играм на деньги ?( Это является недопустимым)

Тогда отчасти директор школы прав, назвав этот поступок Лидии Михайловны преступлением?

Предполагаемый ответ: ответы могут быть дискуссионными — ребята отстаивают свои точки зрения, оправдывая учительницу. Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию, добротой и милосердием, за что и пострадала, лишившись работы. У нее не было другого выхода помочь мальчику, ведь он отказывался от любой помощи, гордость ему не позволяла, чувство собственного достоинства.

Учитель: играя на деньги со своим учеником, Лидия Михайловна, с точки зрения педагогики, совершила поступок безнравственный. «Но что стоит за этим поступком?» – спрашивает автор. Видя, что её ученик в голодные, послевоенные годы недоедает, она старалась ему помочь: под видом дополнительных занятий приглашала домой, чтобы подкормить, присылала посылку, будто от матери. Но мальчик от всего отказался. И учительница решается играть с учеником на деньги, подыгрывая ему. Она идет на обман, но счастлива, потому что ей это удается.

Святой Иоанн Златоуст часто напоминал, что Христос не требовал от Своих учеников никаких великих подвигов и чудес. Бог ждал и ждет от людей прежде всего любви, милосердия и прощения по отношению к ближним.

Сердце милующее – это сердце, которое умеет принять чужую боль как свою собственную. Такой человек всюду видит людей, а не врагов. А в каждом человеке «Искру Божью».

Учитель: Какие нравственные уроки(уроки добра и милосердия) преподает своему ученику Лидия Михайловна?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: