Семинар 7. Понятие общения. Необходимые условия общения как процесса (контакт, общий язык, общность тезаурусов участников общения)

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Становление и развитие социальной психологии как науки

1. Предмет социальной психологии. Ее связи с другими науками.

2. Основные этапы развития социально-психологического знания.

3. Социальная психология в России.

4. Теоретическая и прикладная социальная психология.

5. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе развития общества.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996.

2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М. 1998.

3. Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М. 1997.

4. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997.

5. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб. 1999.

6. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М. 1984.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2008

8. Социальная психология. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л. 1979.

Семинар 2 и 3. Методы социальной психологии

1. Методологические проблемы социально-психологического исследования.

2. Наблюдение.

3. Качественно-количественный анализ документов (контент-анализ).

4. Методы опроса.

5. Специализированные социально-психологические методы (социометрия,
групповая оценка личности).

6. Личностные тесты в социальной психологии.

7. Эксперимент.

8. Этические проблемы социально-психологического исследования.
Литература:

1.    Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996.

2.    Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию.

М. 1998.

3.    Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997.

4.    Методология и методы социальной психологии. М. 1977.

5.    Методы социальной психологии. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.1977.

6.    Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. 1987.

7.    Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. Под ред. К.М.Гуревича. М. 1981.

8.    Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М. 1987.



Семинар 4. Проблемы личности в социальной психологии

1. Социальные позиции и роли личности. Классификации социальных ролей.

Динамика социальных ролей, их интернализация.

2. Взаимосвязь «Я» и социальных ролей. Ролевые конфликты.

3. Уровень притязаний личности как социальная характеристика.

4. Поведение личности в состоянии фрустрации.

5. Социальные нормы как регуляторы поведения личности.

6. Социализация личности.

7. Я-концепция

8. Социальные установки.

Литература:

1.    Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996.

2.    Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М. 1998.

3.    Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.М., 2009 г.

3.    Кон И.С. Социология личности. М. 1967.

4.    Кон И.С. Открытие «Я». М. 1978.

5.    Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997.

6.    Психология. Учебник. Под ред. А.А.Крылова. М. 1998.

7.    Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000.

8.    Почебут Л.Г., Мейжис. Социальная психология. М., Питер, 2010.

9.    Смелзер Н. Социология. М. 1994. Гл.4.

10.  Свенцицкий А.Л.Социальная психология. М., 2008.

11.  Шибутани Т. Социальная психология. М. 1969.

Семинар 5. Психология социальных групп

1. Понятие социальной группы. Функции групп. Классификация групп. Первичные и вторичные группы.

2. Формальные и неформальные группы.

3. Группы членства и референтные группы.

4. Малые группы.

5. Психологическая совместимость.

6. Понятие о социально-психологическом климате.

7. Конфликты в малой группе.

8. Сплоченность в малой группе.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996.

2. Донцов А.И. Психология коллектива. М. 1984.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991.

4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология.

5.Почебут Л.Г., Мейжис. Социальная психология. М., Питер, 2010.

5. Психология. Учебник. Под ред. А.А.Крылова. М. 1998. Гл. 16, 20.

6. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб. 1999.

7. Смелзер Н. Социология. М. 1994.

8. Социальная психология. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л. 1979.

Семинар 6. Лидерство и руководство

1. Понятия лидерства и руководства. Стили лидерства.

2. Теории лидерства (теория «черт», ситуационная теория).

3. Психологические источники власти и влияния.

4. Харизматическое лидерство.

5. Современные теории лидерства

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1996.

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М. 1995.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М. 2007.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. 2007.

5. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб. 2000.

6. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб. 1999.

Семинар 7. Понятие общения. Необходимые условия общения как процесса (контакт, общий язык, общность тезаурусов участников общения).

1. Коммуникация как компонент общения. Понятие коммуникации. Основные проблемы коммуникации: техническая, семантическая, эффективности.

2. Интеракция как компонент общения. Понятие интеракции, ее основные формы (кооперация, конкуренция). Теории межличностного взаимодействия. Взаимодействие как обмен (Д. Хоуманс). Символический интеракционизм (Д. Мид, Г.Блумер). Этнометодология (Г. Гарфинкель).

3. Перцепция как компонент общения. Понятие социальной перцепции. Основные закономерности межличностной перцепции. Категоризация. Стереотипы восприятия. Хало-эффект.

4. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. СПБ., 2002.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1999.

4.  Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб, 2001.

5. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.

6. Леонтьев А.А, Психология общения. М. 1997.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

8. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. СПб., 1999.

9. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

10. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.

11. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

 

3.1. Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

Для подготовки к практическим занятиям возможно использование кроме печатных, рекомендованных источников, материалов, находящихся в открытом доступе (в сети интернет, СМИ). Важным критерием качественной подготовки является умение «своими словами» изложить основную суть проделанной работы, наличие (при необходимости) иллюстративного материала (текстовые выдержки, отрывки видео- и аудио материалов и тд), наличие (при необходимости) грамотно сделанной презентацию.

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная подготовка по указанным выше темам семинарских занятий, с использованием приведенных источников литературы.

 

3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания

Оценка успешности освоения дисциплины проводится в виде письменной контрольной работы на четвертом лекционном занятии. Контрольная работа представляет собой 5 вопросов по пройденным к этому времени темам на лекциях и на семинарских занятиях. Контрольная работа засчитывается, если даны правильные ответы на 3 и более вопроса. В случае не написания контрольной работы допускается ее пересдача.

Для успешной сдачи экзамена студенту необходимо успешно выполнить контрольную работу, посетить не менее 75% аудиторных занятий (или отработать пропуски) и подготовить творческую работу и представить ее в форме доклада на семинаре. Тема доклада согласуется с преподавателем.

В случае пропуска занятий по уважительной причине студенту предлагается отработать пропущенную тему в виде реферата из представленного списка вопросов к зачету (см. ниже). Критерии оценки реферата: Объем реферата не менее 10 страниц. Зачтено – тема раскрыта полно, с учетом современных подходов к исследованию, представлены примеры практической реализации заявленной темы. Не зачтено – тема не раскрыта, не проработаны теоретические источники, не представлены аспекты практического применения методологии в практике, список литературы представлен с ошибками.

Экзамен проводится по окончании учебных занятий по курсу. Требования к содержанию экзамена доводятся преподавателем до сведения студентов на первом учебном занятии.

Экзамен проводится письменно. Студентам дается 12 вопросов в рамках лекционного курса и семинарских занятий.

Критерии экзаменационной оценки: При правильном ответе на 11-12 вопросов ставится «отлично», на 8-10 вопросов - «хорошо», на 6-7 «удовлетворительно. Ответ на 5 и менее вопросов «неудовлетворительно».

 

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

Ориентировочные вопросы к экзамену:

1. Что относят к единицам контент-анализа

2. Почему социализация есть двухсторонний процесс

3. Суть концепции Ядова

4. Соотношение схемы и образа тела

5. Основные отличия руководителя

6. Виды референтных групп, чья теория?

7.Уровни совместимости

8. Что такое эффект ореола

9. Что такое полуформальное деление статуса

10. Перцепция это-

11. Что такое когнитивный диссонанс

12. Какие выводы можно сделать по результатам эксперимента Зимбардо (тюремный эксперимент)

 

3.1.5 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

1. Анкета обратной связи.

2. Письменный опрос по вопросам: Какие темы, с вашей точки зрения были интересны и полезны для вас? Какие темы, с вашей точки зрения, было бы полезно добавить?

 

3.2. Кадровое обеспечение

3.2.1 Образование и (или) квалификация преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

Наличие высшего образования по специальности «психология», а также наличие научных публикаций по тематике учебной дисциплины

 

3.2.2 Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом

Не требуется

3.3. Материально-техническое обеспечение

3.3.1 Характеристики аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий

Стандартно оборудованная аудитория вместительностью не менее 100 чел.

 

3.3.2 Характеристики аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования

Для проведения занятий (по заявке преподавателя) требуется выделение аудитории для проведения интерактивных лекций, оборудованных компьютером с мультимедийным проектором и акустической системой, настенным экраном, подключенные к Интернету.

 

3.3.3 Характеристики специализированного оборудования

Не требуется

3.3.4 Характеристики специализированного программного обеспечения

Не требуется

3.3.5 Перечень и объем расходных материалов

Не требуется

3.4. Информационное обеспечение

3.4.1 Список обязательной литературы

1. Г.М. Андреева. Социальная психология, Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.

2. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб., Питер, 2010.

3. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., Юрайт, 2014

4. Психология. Учебник. Под ред. А.А.Крылова. М., 1998.

5. Методы социальной психологии. Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., 1977.

 

3.4.2 Список дополнительной литературы

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.

2. Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. Прайм Еврознак, М.,2003.

3. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. М., СПб., Питер. 2006.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с

6.  Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.

7. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. -- СПБ: Речь, 2000

8. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна — М.: Аспект Пресс, 1999. — 429 с.

9. Социальная психология / под ред. С. Московичи. М., СПб., Питер, 2007.

10. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. П.Белинская, О. А. Тихо- мандрицкая. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 304 с.

11. Социальная психология. Под ред. С.Московичи. М., Питер.2007.

12. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 336 стр.

13. Ш.Тейлор, Л.Пипло, Д.Сирс. Социальная психология. М., Питер.2004.

 

 

3.4.3 Перечень иных информационных источников

Электронные библиотеки:
http://www.psychology-online.net/

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/index.php

 

Раздел 4. Разработчики программы

Фамилия, имя, отчество

Учёная Учёное

Должность

Контактная информация
степень звание (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Кузнецова Ирина Викторовна

к. пс. н

 

Доцент кафедры социальной психологии

e-mail irin_kuznecova@mail.ru

тел: +79119169984

Газогареева Елена Николаевна

 

 

Ст. преподаватель кафедры социальная психология

e-mail elenagazogareeva@rambler.ru

тел: +79217522172

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: