Тема: Русский танец в балетах русских и советских композиторов

ЗАДАНИЕ 1. Прочитать учебный материал.

Танец возник в глубокой древности. У каждого народа свои танцы. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре. Многие из народных танцев послужили основой для произведений великих композиторов. Это – инструментальные пьесы, части сонат и симфоний, фрагменты опер. Танец является основой балета.

Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передается при помощи танца и музыки. Слово «балет» произошло от итальянского, что обозначает «танец».

Главные составные части балета: музыка и танец, сценарий (либретто-краткое содержание балета), драматическое действие и художественное оформление (декорации, костюмы).

Содержание балета передает музыка и танец. В танце раскрываются сюжет, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Декорации, костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.

Основными видами танца в балете являются классический и характерный танцы.

Классический (академический) танец – это главная «пластическая речь» в балете.

 

 

 

Характерный танец основан на народном танце, который не только воспроизводит движения народных танцев, но и раскрывает сюжет и характеры героев балетного спектакля.

Важная роль в развитии русского балета принадлежит Петру Ильичу Чайковскому, который значительно изменил балет («Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро»). В его балетах музыка выдвигается на первый план и вместе с танцем становится активной участницей действия.

Большое количество прекрасных балетов создали и другие русские и советские композиторы. Это – Сергей Сергеевич Прокофьев (балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта»), Игорь Федорович Стравинский (балеты «Жар-Птица», «Петрушка»), Арам Ильич Хачатурян (балет «Спартак»).

Истоки русского балета – в народных танцах, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Темы, образы, ритмы, выразительные средства народного танца обогащали профессиональное хореографическое искусство, определяли его содержание, сценические краски.

В балетах русских и советских композиторов встречается много русских народных танцев. Познакомимся с некоторыми из них.

Так, в сказочном балете Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в царстве сладостей танцуют гости из разных стран мира: Шоколад – из Испании, Кофе – из Аравии, Чай – из Китая. Среди гостей – гости из России, которые танцуют русский танец «Трепак».

Русский танец «Трепак» – самый быстрый по темпу и жизнерадостный по характеру. Это задорный, ритмически четкий, с лихим притопыванием и активными прыжками танец. В них отражается ловкость, сила, удаль танцоров. Он сопровождается ярким звучанием всех инструментов (тутти). Очень лихие и активные прыжки и притопывания переданы в музыке внезапным громким подчёркиванием аккордов (сфорцандо).

Балет Игоря Стравинского «Петрушка» стал символом русского балета. Композитор вместе с хореографом Михаилом Фокиным и художником Александром Бенуа создали шедевр. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

На веселом масленичном гулянье внимание толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа. Фокусник прикасается к ним своей флейтой, и куклы пляшут «Русскую». Их танец – это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: