В каких предложениях эта мысль заключается?

19.05

Русский язык

Группа 4

Тема: Основные способы информационной переработки текста.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о ранее изученных типах текста, раскрыть особенности строения текста; развивать навыки анализа текста различной направленности.

Задачи урока:

· способствовать развитию исследовательских навыков;

· создать условия для коммуникативной деятельности учащихся;

· воспитывать читательскую культуру.

Тип урока – комбинированный: урок характеризуется сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении:

· проверка знаний, повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

· работа по закреплению изложенного материала;

· работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков.

Ход урока.

Цель нашего урока -обобщить и систематизировать знания о ранее изученных типах текста, раскрыть особенности строения текста; развивать навыки анализа текста различной направленности.

I. Актуализация уже имеющихся знаний.

    В ходе проверки уже имеющихся знаний, на доску записываются ключевые слова и термины, такие как тема текста, строение текста, абзац, типы текстов.

· Дайте определение текста, назовите его основные признаки?

(Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

    Признаки текста:

· Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

· Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

· Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).

· Коммуникативное намерение автора текста – общение, сообщение, воздействие, создание художественных, поэтических образов + эмоционально-эстетическое воздействие.

· Целенаправленность – с какой целью данный текст написан, прочитан или рассказан.

· Строение текста? Что для чего нужно?

· Вступление (завязка) – часть текста, подготавливающая читателя к восприятию основной информации.

· Основная часть (развитие действия) – часть текста, сообщающая о самом главном в тексте.

· Заключение (развязка) – часть текста, показывающая, что текст завершен и автор сказал всё, что хотел.

· Что такое абзац?

Абзацем называется законченная по смыслу часть текста. Обычно абзац состоит из нескольких предложений и занимает в тексте несколько строк, но может занимать и одну строку. Абзац – микротема. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

 

· Что такое тема? (предмет речи; то, о чём говорится в тексте)

От темы переходим к идее. Идея - основная мысль – то, для чего написан текст, к чему призывает

 

· Что такое проблема текста? (вопрос, требующий исследования, серьёзного размышления; вопрос, поднимаемый автором в тексте).

 

· Какие существуют 3 типа текста?

(повествование, описание, рассуждение)

Работа с текстом.

    Текст: Роза распустилась в хорошее майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё было всё так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизывавшего её тонкие лепестки розовым светом. В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить. Она могла только, склонив свою голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой (По В.М. Гаршину).

(Это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически; в данном тексте для связи предложений используются местоимения (она, вокруг неё, её) и союзы (но, и, когда); цельность тексту придаёт смысловое единство, т.к. каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою тему)

 

А что такое тема текста и какова тема данного текста?

(Тема текста – это то, о чём идёт речь в тексте. Тема данного текста – роза).

 

Предложения в тексте определяются только темой?

(Нет не только темой, но и основной мыслью, идеей)

 

Дайте определение основной мысли текста, определите основную мысль данного текста.

(Основная мысль текста – это то главное, что хочет сказать автор своим произведением, то, ради чего он его пишет. В тексте о розе основная мысль – описание радости, счастья, которые испытывает роза, оттого что она живёт.)

 

В каких предложениях эта мысль заключается?

(Эта мысль заключается в таких предложениях как: «Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро…; …Если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить»).

 

Еще несколько строк для сравнения:

    К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса. Весь день паук ткал в травах.

(Это не текст, т.к. отсутствует связность).

III. Задание: собрать предложения, чтобы получился текст, соблюдая строение текста, определить тип текста, тему.

1. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.

2. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине.

3. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.

4. В медицине оно стало использоваться почти сразу.

5. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность.

6. Роза — самый популярный цветок во всем мире.

7. Ее выращивают не только для красоты.

8. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах.

9. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет.

10. Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры.

Оригинал текста:

    Роза — самый популярный цветок во всем мире. Ее называют королевой цветов за невероятную красоту, нежность и элегантность. Ее выращивают не только для красоты. Это растение активно используется в парфюмерной промышленности, косметологии и медицине. По данным археологии, этот цветок существует более тридцати миллионов лет. Недавно даже были найдены окаменелости роз, которые указывают на возраст около пятидесяти миллионов лет.

    Роза является наиболее значимым цветком в истории, ставшим первым растением, из которого начали получать эфирное масло в десятом веке нашей эры. Через несколько десятилетий масло из лепестков этого цветка начали применять для изготовления косметики и парфюмерии в арабских странах. В медицине оно стало использоваться почти сразу. Еще в древние времена заметили, что аромат этого цветка способствует ускорению процессов выздоровления, поэтому возле лечебниц всегда высаживали сады из этого растения.

Тема текста - роза

Тип текста - описание

Текст 2

1. Луга превратились в моря.

2. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой.

3. Весна в этом году была поздней, зато дружной.

4. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

5. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.

6. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки.

7. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Оригинал текста:

    Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки. Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы. Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди.

Тема текста - весна

Тип текста - повествование

Домашнее задание:

1. Подобрать текст, определить тип и тему текста.

2. Изучить материал конспекта.

3. Составить конспект.

4. Расставить ударение:

Аэропорты, жалюзи, красивее, звонишь, свекла, гнала, бухгалтеров, шарфы, хвоя, тезисы, ракушка, завсегдатай, включим, сверлит, квартал, алфавит, новорожденный, диспансер, каталог, реферат.

Срок с 19.05 до 26.05


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: