Тема 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Все-го | Лек ции | Семина ры | ||
1. | Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном и рабовладельческом обществах | |||
2. | Школа и педагогическая мысль в средние века | |||
3. | Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древнейших времён до ХШ в. | |||
4. | Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IХ по ХУШ вв. | |||
5. | Школа и педагогика в странах Западной Европы в ХУII-ХУШ вв. | |||
6. | Школа и педагогическая мысль в России в ХУII-ХУШ вв. | |||
7. | Классики западноевропейской педагогики Х1Х в. | |||
8. | Становление системы образования в России и Беларуси в первой пол. Х1Х в. | |||
9. | Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине Х1Х в. | |||
Движение за реформу школьного образования в начале ХХ в. | ||||
Педагогические течения начала ХХ в. | ||||
Строительство советской системы образования и разработка её теоретических основ в 1917-1945 гг. | ||||
Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по1991 гг. | ||||
Школа и педагогика в Западной Европе и США во второй половине ХХ в. | ||||
Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в 90-е годы ХХ в. | ||||
Модернизация системы образования в мире в начале ХХ1 века | ||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
|
|
Концепции происхождения воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Появление организационных форм и приемов воспитания. Коллективная традиция воспитания. Возникновение неравенства в воспитании в период разложения первобытного общества. Содержание, формы и методы семейного воспитания в первобытном обществе.
Классовая сущность воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Теоретическое осмысление роли воспитания и образования в жизни общества Конфуцием и его последователями.
Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения. Просвещение в эпоху эллинизма (III-I вв. до н.э.).
Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и образования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.
|
|
Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения.
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры, типология, содержание образования, методы обучения в церковных школах.
Появление светских учебных заведений (IX-XVI вв.). Городские школы. Система ученичества. Университеты как центры средневековой культуры, образования и науки.
Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания.
Культура и наука в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание. Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.
Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезуитская система воспитания в период контрреформации.