Русская иконопись 12-16 веков

Икона – жанр, пришедший на Русь из Византии. Имена первых русских иконописцев неизвестны - такова была средневековая традиция. В летописях упоминается только монах-иконописец Алимпий, но его произведения до нас не дошли.

Первые русские иконы были больших размеров – до 2-х метров высотой. Изображались как отдельные святые, так и сюжеты из Евангелия. Облик святых сразу стал приобретать славянские черты, отличаясь лиризмом и мягкостью очертаний от византийских образцов. К замечательным ранним иконам относятся «Архангел Златые власы» и «Спас нерукотворный». 

Икона Архангела Гавриила (Ангел златые власы), 12 в.

В период золотоордынского ига много икон было уничтожено, но те, что были созданы в это время, отличаются драматизмом и трагическим выражением ликов.

К 15 веку на Руси сложился иконостас – высокая стена из рядов икон, отделявшая алтарь от храма. В его возникновении большую роль сыграло творчество Феофана Грека и Андрея Рублёва. Максимальное количество рядов иконостаса равно пяти: местный, деисусный, праздничный, пророческий и праотеческий (перечисляются снизу вверх). Смысловым центром иконостаса был деисусный чин. «Деисус» с греческого означает «моление», «прошение». Это обращение к Христу Богоматери, архангелов и святых с мольбой о помиловании грешников. Так была выражена идея милосердия. В центре деисусного чина находится икона «Спас в силах», изображающая Христа на Страшном Суде.

История великой религиозной живописи на Руси начинается с приехавшего из Византии Феофана Грека (ок. 1340-после 1410). Он поселился в Новгороде в 1370-м году и через восемь лет начал работу по росписи церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

К сожалению, ансамбль фресок сильно пострадал и сохранились росписи лишь в верхней части храма. Но и по ней заметна идея автора фресок. Феофан призывает людей покаяться в грехах и равняться на праведную жизнь святых и отшельников, изображённых на стенах храма. Лики их суровы, они смотрят на вошедших с осуждением. Из-под купола грозно глядит сдвинувший брови Христос-вседержитель. Краски тёмные, с резкими белыми штрихами-пробел а ми. Впоследствии Феофан работал в Москве, писал иконы для Благовещенского собора Московского Кремля.

Наивысший взлёт русской иконописи связан с творчеством монаха Андрея Рублёва (около 1360-1428). Он работал вместе с Даниилом Чёрным и в своём творчестве претворял идеи святого Сергия Радонежского о милосердии и братстве людей, о чистой праведной жизни в годы вражды и нападений врагов. Не случайно Андрей Рублёв причислен православной церковью к лику преподобных. Линии икон Рублёва отличаются плавностью, он стремится выразить гармонию и покой. Любимой триадой цветов является сочетание розового, голубого и золотого – цветов зари. Рублёв работал в основном в Подмосковье – в Звенигороде (сохранилось три иконы, в том числе величавый «Спас») и в Троице-Сергиевой лавре. Самой знаменитой его иконой является «Троица». Три ангела беседуют вокруг жертвенной чаши. Они объединяются круговым движением. Схожесть их поз и ликов позволяет ощутить единство всех сущностей Бога. Выразительность линий и построения этой иконы заставляют вспомнить современных Рублёву мастеров итальянского Возрождения.

Выдающимся представителем «рублёвского» направления в иконописи является Дионисий (около 1430 -1508). Он происходил из княжеской семьи, а в старости был пострижен в монахи. Из творчества Дионисия уходят свойственная Рублёву глубина и одухотворённость. Его больше привлекают яркие цвета и изысканная форма. Так, в иконе «Распятие» обращает на себя внимание мягко изогнутое тело Христа, его тонкие руки, грациозная поза. В изысканных линиях иконы не видно страдания. Дионисий создавал также парадные «иконы с житиём», посвящённые московским митрополитам, в которых центральная фигура окружалась маленькими картинками-клеймами. У фигур Дионисия обычно удлинённое тело и маленькие изящные кисти рук и ступни ног. Хотя в целом творчество Дионисия можно оценить как упадок московской школы иконописи, его работы оказали огромное влияние на древнерусское искусство.

Дионисий. Распятие, 1500 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: