Программа самостоятельной работы
По курсу «Теория и методика обучения младших школьников предмету Технология.»
1. Написать аннотацию сайта «Страна мастеров». ( http://stranamasterov.ru/ )
Я очень люблю дарить своим родным и знакомым подарки, сделанные своими руками. Во – первых, они уникальные (таких нигде не купишь). Во – вторых, в изготовлении таких сувениров, ты вкладываешь частичку своей любви и души, для того, чтобы порадовать дорогого тебе человека. Ну, и в – третьих, поделки (особенно с детьми) - это очень большой размах для фантазии.
Самая большая проблема в создании подарков, поделок, сувениров - это найти много советов, рецептов, схем, рекомендаций по изготовлению в одном месте (чтобы сэкономить свое время). «Страна мастеров» - очень удобный и полезный сайт. На мой взгляд, там собраны рекомендации по изготовлению сувениров практически из всего, что можно использовать для подобного творчества. Это и поделки из соленого теста, бисера, глины, дерева, ракушек и прочих материалов.
Cайт - очень удобен в применении так, как все рассортировано по категориям.
Подробно рассказывается о том, какое оборудование и инструменты нужны для той или иной поделки, какой материал лучше использовать. В общем, все очень просто, понятно и увлекательно. Поделки все очень гениальные, и в тоже время простые, но больше всего меня заинтересовали поделки в технике, очень популярного сегодня, модульного оригами.
В общем, всем тем, кто любит подобное творчество, я рекомендую этот сайт - это копилка оригинальных подарков и сувениров.
2. Ознакомиться с тезисами лекций и составить 8 вопросов с вариантами ответов для теста. (Тезисы лекций в приложении на сайте).
1.Что такое «Технология», выберите правильный ответ:
А) учебный предмет в школе, компонент образовательной области «Технология»;
Б) это первоначальная ступень трудовой технологической подготовки учащихся, призванная стать органическим звеном в системе воспитания и развития личности;
В) это комплексная характеристика труда, включающая его рациональную организацию и благоприятные условия, использование передовых технологий.
Раздел в технологии «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда». Что не относится к этому разделу?
А) «Трудовая деятельность в жизни человека»;
Б) «Первоначальные умения проектной деятельности»;
В) «Конструирование и моделирование»;
Г) «Процесс труда»;
Д) «Содержание труда людей ближайшего окружения».
3. Что из этого не относится к инструментам:
А) цветные карандаши;
Б) спицы;
В) мех, вата;
Г) шило.
4. Материалы – это …
А) вещество, предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо;
Б) это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток;
В) все ответы верны.
5. Главная цель кружковых занятий:
А) формирование технологической грамотности младших школьников, как основы технологической культуры;
Б) воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие технического творчества и формирование у них умений и навыков рационализаторской деятельности;
В) развитие коммуникативной компетентности, формирование мотивации успеха и достижений, умений составлять план действий и применять его для решения практических задач.
6. К какому термину относится определение: «Построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей»:
А) макет;
Б) модель;
В) моделирование.
7. Выделяют следующие типы кружков:
А) творческие конструкторские;
Б) художественно-графические;
В) предметно-технические.
8. Конструирование делится на несколько этапов. Выберите правильный ответ:
А) 1) выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия; 2) определение путей решения технической задачи, разработка технологической документации; 3) исполнение намеченного плана;
Б) 1) определение объекта моделирования; 2) подготовка рабочих чертежей; 3) составление плана работы, подбор материала; 4) исполнение намеченного плана;
В) 1) удовлетворение потребностей детей в трудовой деятельности, в реализации творческих замыслов в процессе учебно-трудовой, преобразовательной и созидательной деятельности; 2) формирование элементарных технико-технологических знаний как компонента мировоззрения – технической и технологической картины мира.
3. Составить словарь основных понятий курса:
Термин | Определение | Источник |
Активные методы обучения | это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. | http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod |
Аппликация | (от лат. applicatio – прикладывание), способ создания изображений путем наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков материи или бумаги, а также рисунок, созданный таким образом. | Dic.academic.ru |
Воспитание | это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. | http://www.grandars.ru/ |
Декоративно – прикладное исскуство | (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение. | http://www.baget1.ru/ |
Детали | 1.Мелкая подробность, частность. 2.Отдельный элемент, составная часть (какого-л. предмета, костюма, сооружения и т.п.). | http://tolkslovar.ru/ |
Заготовка | не вполне готовое изделие или часть его, подлежащие последующей окончательной обработке. | https://kartaslov.ru/ |
Изделие | единица штучной продукции. | dic.academic.ru |
Инструктаж | руководящие указания, инструкции | https://ru.wiktionary.org/ |
Инструменты | орудие для производства каких-нибудь работ. | https://www.vedu.ru/ |
Интеллект | способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; | https://iphlib.ru/ |
Коллаж | это интересный прием в искусстве, позволяющий соединить в одной композиции несколько разнородных элементов (фотографии, картон, природные материалы и т.д) | https://mimigram.ru/ |
Композиция | это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст. | https://school-of-inspiration.ru/ |
Конструирование и моделирование | это процесс проектирования чертежа, который представляет собой развертку поверхности тела человека с учетом прибавок на свободу облегания и движение; это один из этапов проектирования деталей, который выражается в нанесении дополнительных, модельных линий на основу чертежа. | https://fashionelement.ru/ |
Конструктор | это специальный метод, который вызывается при создании нового объекта. | http://developer.alexanderklimov.ru/ |
Конструкция | строение, устройство, взаимное расположение частей (сооружения, механизма и т. п.) | https://kartaslov.ru/ |
Культура труда | это комплексная характеристика труда, включающая его рациональную организацию и благоприятные условия, использование передовых технологий, высокий профессионализм работника, партнерские отношения между участниками совместного труда. | http://tehno-uchit.blogspot.com/ |
Материалы | различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда для изготовления продукции. | https://dic.academic.ru/ |
Модуль | это одна из частей, из которых вы строите, сооружаете что-либо. | https://dic.academic.ru/ |
Обучение | это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. | http://www.grandars.ru/ |
Оригами | это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. | http://jorigami.ru/ |
Орнамент | узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. | https://moluch.ru/ |
План | это обдуманные действия, необходимые для достижения поставленных целей в отведенные сроки. | https://wikigrowth.ru/ |
Планирование предстоящих трудовых действий | это постановка целей или задач, с оптимальным распределением ресурсов, которые потребуются для их достижения. | https://wikigrowth.ru/ |
Предметно – практическая деятельность | представляют собой специальный курс обучения в начальных классах — детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. | http://special33.ru/ |
Рабочее место | это зона нахождения работника и средств приложения его труда, которая определяется на основе технических и эргономических нормативов и оснащается техническими и прочими средствами, необходимыми для исполнения работником поставленной перед ним конкретной задачи. | http://www.grandars.ru/ |
Развитие | это всегда переход от одного состояния к другому, от простого к более сложному, от старого к новизне. | https://ktonanovenkogo.ru/ |
Разметка | это процесс перенесения с чертежа на обрабатываемую деталь линий, точек и углов с помощью мерительного инструмента. | http://spokipk.kiredu.ru/ |
Сборка | это образование разъемных или неразъемных соединений составных частей, узлов или других изделий. | http://de.ifmo.ru/ |
Способности | это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. | http://www.grandars.ru/ |
Творчество детское | это особый мир, где ребенок познает себя, свои возможности, окружающий мир и может выразить свое отношение к нему. | http://www.artgalery.ru/ |
Технологии | это слово греческого происхождения, составленное из двух корней: techne- искусство, мастерство, умение, иlogos- изучение, наука. В результате получается изучение мастерства, искусства, умения делать что-либо. | https://studfile.net/ |
Труд | это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. | https://schnpv.mskobr.ru/ |
Трудовой процесс | это процесс воздействия работника на предмет труда с целью изготовления продукции или выполнения работ, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии человека. | http://de.ifmo.ru/ |
Узор | это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. | https://club-detstvo.ru/ |
Универсальные учебные действия | это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. | https://aujc.ru/ |
Фактура поверхности | важный признак облицовочных изделий, позволяющий в той или иной мере выявить декоративные возможности. | https://arxipedia.ru/ |
Фон | основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор и т. п. | https://kartaslov.ru/ |
Форма | внешние очертания, наружный вид предмета. | https://kartaslov.ru/ |
Формирование | придание определенной формы | https://dic.academic.ru/ |
Художественные народные промыслы | одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. | Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 с.: ил. |
Цвет | это особенность восприятия глазом разных волн света. Каждая волна соответствует спектру, он в сою очередь, носитель информации. | https://lookcolor.ru/ |
4. Изготовить образцы изделий по теме Аппликация (предметная, сюжетная, декоративная).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб. пособие для студ. высш. исред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский дом «Академия», 1999. – 256 с., ил.
2. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: Учеб.пособие для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведение. – М.: «Академия», 1999.
3. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом./Т.М. Геронимус – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.- 336 с.
4. Геронимус Т.М. Урок труда. Я всё умею делать сам: Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1 – 4 классов четырехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1998.
5. Гукасова А.М. Методика трудового обучения с практикумом в мастерских. Вып. 1. Оработка бумаги. – М.: Просвещение, 1979.
6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Вып. 5. Элементы технического моделирования: Учебно-метод.пособие для студентов-заочников III курса фак.педагогики и методики нач.обучения пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
7. Гукасова А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2 – 3 курсов факультета учителей нач.классов пед. ин-тов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина; Московский заочный пед.ин-т. – М.: Просвещение, 1990.
8. Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах. Изд. 2-е, дораб. и доп. – М.: Просвещение, 1977.
9. Гусакова М.А. Аппликация: Учеб.пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.№ 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк.учреждениях». – М.: Просвещение, 1987.
10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.: ил. – ISBN 978-5-09-022831-2.
11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
12. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Кн. для учителя. Из опыта работы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
13. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учеб.пособие для студентов сред.пед.учеб.заведений. – М.: «Академия», 1999.
14. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность (основы дизайнобразования)». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация 19 век, 2002. – 232 с.
15. Майорова И.Г. Трудовое обучение в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978.
16. Методика проведения уроков технологии в начальных классах: Метод.рекомендации для студентов фак-та подготовки учителей начальных классов / Сост. Н.В. Геращенко – Челябинск, 2007.
17. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
18. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. (Стандарты второго поколения).
20. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.Б. Воронцова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения)
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
22. Цейтлин Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1980.
23. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.