Часть 1. Теоретическое обоснование

Методические рекомендации на тему

«Как сформировать имидж вожатого»

 или

Аналитические заметки

«Такая, брат, у нас с тобой работа!»»

 

В процессе подготовки вожатых в работе в детском лагере для нас важны не только их знания и умения - очень ценно и актуально сформировать у них особое, ценностное отношение к этой деятельности. Именно поэтому в рамках нашего он-лайн обучения в Региональной школе вожатого мы со студентами говорим об ИМИДЖЕ вожатого:

на теоретических занятиях - это общее описание профессиональной деятельности вожатого: предмет труда, цель труда, профессиональные задачи, содержание работы по направленности, результаты труда, специфика труда отрядного вожатого. Именно об этом достаточно подробно мы расскажем в первом разделе данной статьи «Часть 1. Теоретическое обоснование»: нами будет проанализрована сущность понятия «имидж» как психолого-педагогического феномена; дана характеристика структуры, видов и типов имиджа личности; дано общее описание профессиональной деятельности вожатого: предмет труда, цель труда, профессиональные задачи, содержание работы по направленности, результаты труда и описана специфика имиджа вожатого.

на практических занятиях будущие вожатые участвуют в упражнениях и выполняют задания, направленные на понимание специфики имиджа вожатого и, конечно же, на его формирование. Более подробно о том, что и как мы делаем в этом направлении мы предлагаем прочитать во втором разделе данной статьи «Часть 2. Методическое обоснование».

Часть 1. Теоретическое обоснование

1. Имидж как психолого-педагогический феномен

Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: социальных институтов, рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, менеджмента и др. В современном лексиконе слово «имидж» стало общеизвестным и привычным, прочно войдя в социальную жизнь и общение. Трудность исследования этого феномена состоит в том, что данная дефиниция традиционно употребляется в нескольких контекстах: имидж человека (чаще всего политического деятеля), имидж фирмы, имидж товара и т.п., причем в зависимости от этого контекста выделяются особенности, свойства, дается собственное определение.

Практический интерес к имиджу как явлению повседневности также связан с переходом к информационному обществу, где происходит сокращение доли населения, занятого в производственной сфере, и увеличивается количество людей, занятых в сфере профессий «человек-человек». В такой ситуации имидж превращается в «ценность, от наличия и качества которой зависит успешность любой деятельности», а управление имиджем становится навыком, необходимым не только элите, но и абсолютному большинству обычных граждан

К настоящему моменту в российской науке определились различные направления в исследовании имиджа, такие как психология имиджа, социология имиджа, политическая имиджелогия, педагогика имиджа, экономика имиджа, эстетическая имиджелогия. Сегодня активно формируются проблемное поле и теоретические границы социологии имиджа, предметом которой является создание позитивного имиджа социальных и корпоративных субъектов: стран, регионов, городов; гендерных, профессиональных, возрастных групп; социальных институтов и учреждений; исторических событий (Е. А. Брянцева, А. Ю. Багрина., Э. А. Галумов, Н.П. Пищулин, Т. Н. Пискунова, Л. В. Матвеева, Л.Ю. Донская, Т. А. Кравцова, М. В. Апраксина, Г. А. Бусыгина и др.)

Анализ литературы показал, что понятие «имидж» было взято в современный русский язык из различных языков и чаще всего трактуется как «образ», «подобие», «отражение», «образное выражение», «представление о чем-либо», «мысль», «мечта», «вид» и т.д. Так, в Толковом словаре данное понятие раскрывается, как «образец, представление о человеке, создаваемые у окружающих самим человеком или другими заинтересованными лицами; стиль поведения человека».

Новейший словарь иностранных слов и формулировок терминов «имидж» как целенаправленно вырабатываемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п.

В психологической науке одним из первых понятие «имидж» использовал О. Феофанов и определил его как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (культурными, социальными, психологическими и т.д.), не имеющий основания для реальных свойств самого объекта, но обладающий социальной значимостью для воспринимающего такой образ»

О.В. Лысикова предлагает рассматривать имидж как определённый образ, который личность, его Я представляет окружающим, своего рода форма самопрезентации, при которой подчёркиваются сильные стороны и скрываются недостатки. Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой – служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Поэтому все стратегии самопрезентации имеют целью установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.

2. Характеристика структуры, видов и типов имиджа личности.

 В рамках изучения сущности и структуры имиджа Алехина И.В. рассматривала следующие его компоненты:

· Понятие имиджа и его психологическая сущность;

· Внешняя составляющая имиджа;

· Поведенческая составляющая имиджа;

· Личностная составляющая имиджа;

· Профессиональная составляющая имиджа.

На сегодняшний день, можно говорить о трёх основных подходя к понятию «имидж», которые в то же время, могут являться и основным для классификации имиджа: функциональный, контекстуальный, сопоставительный.

Ф. Джефкинс и Д. Ядин выделяют некоторые возможные варианты имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный

Рассмотрим их подробнее:

1. Зеркальный. Понятие имидж является собственным представлением о себе. Это подобно тому, как мы смотрим сами на себя в зеркало и пытаемся понять, какие мы на самом деле. Данный вариант понятия имиджа является более привлекательными, так как психологически мы всегда ставим на первое место позитивное отношение к себе, а не выгодная сторона является минимальным учётом мнения посторонних.

2. Текущий. Здесь понятие имиджа отражает оценку человека со стороны других людей, которые знают о нас информацию, которую получили при общении, так и вне его, от других источников. При избыточной или искаженной информации о реальных поступках человека могут возникнуть непонимание или предубеждение по отношению к личности, которые будут влиять на формирование имиджа.

3. Желаемый. Тип имиджа отражает то, к какому образу, идеалу мы стремимся.

4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.

5. Множественный. Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж.

Понятие имиджа должен носить целостный характер, учитывая условия реализации, а некоторые отдельные его черты, они не противоречат друг другу. При других условиях понятие имиджа является одной видимой чертой, вызывающей в массовом сознании подобающие характеристики.

Английская исследовательница Э. Сэмпсон в качестве критерия при рассмотрении личностного имиджа выделяет сочетание внешних и внутренних факторов, задающих:

1) самоимидж, который следует из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения. Чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Часто самоимидж может не совпадать с воспринимаемым имиджем;

2) воспринимаемый имидж, который представляет переработанную и оценённую информацию. Это то, как видят нас другие, но мы часто не знаем, как реально к нам относятся и о нас отзываются;

3) требуемый имидж, который в настоящее время в конкретной организации является самым необходимым. Он связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип и форма одежды.

Требуемый имидж предполагает наличие определенных имиджевых характеристик, которые отличают одного индивида от другого в зависимости от направленческой принадлежности. Эта типология отражает взгляд на имидж с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны желаний.

Имидж стал наиболее эффективным способом подавать себя для других людей в обществе, который в состояние провести имеющиеся в каждом человеке разнообразные преграды. Отсюда, можно сказать, что и возникает сама идея имиджа, как публичного или внешнего «Я» человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего «Я». Ваш образ – это портрет, который вы показываете окружающим. Образ должен работать на вас, а не против вас.

3. Общее описание профессиональной деятельности вожатого (предмет, цель труда, профессиональные задачи, содержание работы по направленности, результаты, специфика труда отрядного вожатого)

Вожатый — педагог, работающий с детским объединением. Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

Предмет труда вожатого: ребенок, подросток, его поведенческие навыки; жизнедеятельность детей и подростков в условиях временного коллектива

Цель труда вожатого: создание условий для духовного и творческого развития личности ребенка, его оздоровления и отдыха.

Профессиональные задачи:

1. создание благоприятной эмоциональной атмосферы;

2. формирование культуры общения во временном коллективе;

3. развитие коммуникативных умений детей и подростков;

4. совершенствование и раскрытие творческой индивидуальности каждого ребенка;

5. стремление к преодолению конфликтных ситуаций;

6. использование возможностей детского коллектива как инструмента развития личности ребенка, подростка;

7. обеспечение содержательного отдыха и оздоровления детей и подростков, развитие физической культуры, спорта, туризма;

8. содействие формированию, закреплению, развитию умений и навыков самообслуживания.

Содержание работы по направленности:

ü нравственно-духовное развитие;

ü оздоровление;

ü организационно-досуговая деятельность.

Результаты труда:

· улучшение состояния здоровья, физической выносливости ребят;

· высокий уровень и благоприятная динамика развития ребенка, временного детского коллектива;

· приобщение их к физической культуре, спорту, туризму;

· определенные навыки и умения самообслуживания.

Специфика труда отрядного вожатого: деятельность отрядного вожатого отличается сложностью и интенсивностью в течение смены. Участие в профильных сменах, сменах для детей из групп социального риска повышает сложность и ответственность воспитательной работы.

Основные функции: воспитательная; организаторская; обучающая; социально-психологическая; обслуживающая.

Должностные обязанности отрядного вожатого:

Воспитательные: строит свою работу в соответствии с программой смены; составляет план работы отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой, игровой, познавательной деятельности; обеспечивает участие детей в делах лагеря на высокохудожественном уровне; участвует в реализации программы смены; обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и общелагерных дел; обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.

Организационные: несет юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей; организует размещение детей в местах проживания; ведет необходимую для работы документацию (списки отряда, сценарии отрядных дел, план-сетка смены); организует дежурство в отряде, лагере; принимает участие в работе педагогического совета, совета вожатых; выполняет правила трудового распорядка.

Хозяйственные: обеспечивает сохранность лагерного имущества; получает в установленном порядке материальные ценности, необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность.

Оздоровительно-спортивные: организация и участие своего отряда в оздоровительных мероприятиях на воздухе; обеспечение участия отряда в общелагерных спортивных мероприятиях.

Повышение педагогического мастерства: принимает участие в совместном обсуждении отрядных и ключевых дел смены; консультируется с психологом в случае необходимости.

Вспомогательные: поддерживает контакт отряда с другими отрядами, всеми службами лагеря; обеспечивает выполнение плана отряда совместно с другими отрядами; оформляет вместе с детьми отрядное место общего сбора, отрядный уголок; определяет уровень развития временного детского коллектива, психологическое состояние детей, определяет их индивидуальные особенности; корректирует план работы отряда, принимает участие в корректировке плана лагеря.

Учебно-методическое: проходит подготовку к работе в лагере, самостоятельно работает с литературой по тематике смены; анализирует свою работу, отчитывается на совете вожатых, педсовете, оценивает работу других вожатых; изучает опыт работы других вожатых, использует его в своей практике, применяет в своей работе различные методики, виды диагностики; Ведет индивидуальную работу с детьми и подростками своего отряда.

3. Специфика профессиональной деятельности вожатого.

 Наравне с вышеназванными видами имиджа выделяют и профессиональный имидж. Профессиональный имидж – образ человека, детерминированный профессиональными характеристиками, содержит в себе две стороны, такие как: положительные и отрицательные стороны. Как показывает практика, личностный имидж является более приоритетным по сравнению с профессиональным

Заметим, что имидж достаточно новое и малоисследованное в российской психолого-педагогической науке понятие, а работы, посвящённые имиджу преподавателя/вожатого, практически отсутствуют.

Единственная работа, выполненная на высоком методологическом уровне, посвященная проблематике имиджа преподавателя/вожатого, кандидатская диссертация Чертыковой И.П. «Представления студентов об имидже преподавателя вуза», защищенная в 2002г. Изучение Чертыковой И.П. выполнено в условиях визуальной психосемио­тики общения (Е.А. Петрова) [20]. Внешний облик преподавателя/вожатого рас­сматривается как визуальный знак для интерпретации его обучающимися в качестве «хорошего», «среднего» или «плохого».

Изучение данной темы обнаружило универсальное представление о внешнем составляющем имиджа преподавателя/вожатого. Внешний облик в представлении ребят четко связан с его личностными характеристиками. По внешнему виду преподавателя обучающиеся выносят априорные и дифференцированные суждения о личности педагога/вожатого, оценивая его на основе внешности, кинетики и социального оформления внешности, которые направляют интерпретацию студентов и приводят к определенной оценке преподавателя.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: