Краткий анализ правил

Место игры, оборудование и инвентарь в волейболе. Краткий анализ правил.

 

Появился волейбол в США в 1895 году. Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан (YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название — «волейбол».

 

Характеристика игры.

Волейбол – это спорт, в котором соревнуются две команды на игровой площадке, разделенной сеткой. Для разных обстоятельств предусмотрены различные варианты игры, с тем чтобы ее многогранность была доступна каждому.

 

Цель игры – направить мяч над сеткой для приземления его на площадке соперника и предотвратить такую же попытку соперника. Команда имеет три удара для возвращения мяча (в дополнение к касанию на блоке).

 

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч над сеткой сопернику. Розыгрыш продолжается до приземления мяча на игровой площадке, выхода его «за», или ошибки команды при возвращении мяча.

 

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (Система «РозыгрышОчко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

 

МЕСТО ИГРЫ

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным.

РАЗМЕРЫ

Игровая площадка представляет собой прямоугольник размерами 18×9 м, окруженный со всех сторон свободной зоной шириной минимум 3 м. Минимальная высота свободного игрового пространства над игровым полем составляет 7 м от игровой поверхности.

ЛИНИИ НА ПЛОЩАДКЕ

Ширина всех линий 5 см. Линии должны быть светлыми и отличаться по цвету от пола и любых других линий.

ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку и входят в размеры игровой площадки.

СРЕДНЯЯ ЛИНИЯ

Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9×9 м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до другой.

ЛИНИЯ АТАКИ

На каждой площадке наносится линия атаки в 3 м от оси средней линии. Эта линия ограничивает переднюю зону.

ЗОНЫ И МЕСТА

ПЕРЕДНЯЯ ЗОНА

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки. Считается, что передняя зона простирается за боковыми линиями до конца свободной зоны.

ЗОНА ПОДАЧИ

Зона подачи – это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии

20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в зону подачи. По глубине зона подачи простирается до конца свободной

зоны.

ЗОНА ЗАМЕНЫ

Зона замены ограничена продолжением обеих линий атаки и простирается до столика секретаря.

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ ЛИБЕРО

Зона Замещения Либеро – это часть свободной зоны на стороне скамеек команд, она ограничена продолжением линии атаки и простирается до лицевой линии.

ТЕМПЕРАТУРА

Минимальная температура не должна быть ниже 10°C (50°F).

ОБОРУДОВАНИЕ

СЕТКА И СТОЙКИ

ВЫСОТА СЕТКИ

Сетка установлена вертикально над осью средней линии. Верхний край сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин. Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать официальную высоту более чем на 2 см.

СТРУКТУРА

Сетка шириной 1 метр и длиной 9,50-10 метров (с 25-50 см за боковыми лентами на каждой стороне) состоит из черных ячеек в форме квадрата со стороной 10 см.

БОКОВЫЕ ЛЕНТЫ

Две белые ленты прикреплены вертикально к сетке и расположены непосредственно над каждой боковой линией. Их ширина 5 см и длина 1 м, и они считаются частью сетки.

 АНТЕННЫ

Антенна, высотой 180 см, прикрепляется с внешнего края каждой боковой ленты. Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см. и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого. Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

СТОЙКИ

Стойки, поддерживающие сетку, устанавливаются на расстоянии 0,5-1,0 м. за боковыми линиями. Их высота – 2,55 м и, предпочтительно, регулируемая. Стойки – круглые и гладкие, установлены на поверхности без растяжек. Не должно быть опасных или мешающих приспособлений.

МЯЧ

Мяч должен быть сферическим с покрытием, сделанным из эластичной натуральной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала.

Его окружность 65–67 см и вес 260–280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/см2 (от 294,3 до 318,82 мбар или гПа).

СУДЕЙСКИЕ ВЫШКИ

Вышка судейская предназначена для размещения судьи на поле во время игры в волейбол.

 

 

ИНВЕНТАРЬ

- гигрометр;

- термометр;

- часы или хронограф;

- электронное табло, ручное табло;

- 2 тележки с резиновыми колёсами;

- измеритель высоты сетки;

- 6 швабр шириной 1 метр;

- 8 впитывающих полотенец;

- 4 красных или жёлтых флага линейных (40х40см);

- манометр;

- устройство измерения мяча (вес и окружность);

- лампочка ТВ повтора;

- 1 комплект предохранительных накладок для стоек;

- 1 резервная сетка;

- 1 пара резервных антен;

- 2 накидки для Либеро;

- накидки для фотографов / другого цвета для телевещателей;

- официальные жакеты для членов Контрольного комитета;

- зуммер;

- нумерованные таблички;

- АПТЕЧКА;

- насосы для мячей;

- экипировка;

- наколенники и налокотники для защиты суставов;

- защита на волейбольные стойки;

- свисток;

- секундомер.

 

КРАТКИЙ АНАЛИЗ ПРАВИЛ

 

УЧАСТНИКИ

КОМАНДЫ

СОСТАВ КОМАНДЫ

На матч команда может иметь в составе до 12 игроков,

плюс:

– тренерский состав: один тренер, максимум два помощника тренера;

– медицинский персонал: один массажист команды и один врач.

Только эти, зарегистрированные в протоколе члены команды, могут войти в Соревновательную/Контрольную Зону и принимать участие в официальной разминке и в матче.

Один из игроков, кроме либеро, является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе.

Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан команды подписали протокол, записанные игроки не могут быть изменены.

РАЗМЕЩЕНИЕ КОМАНДЫ

Не участвующие в игре игроки должны сидеть на скамейке команды или находиться в своем месте разминки.

Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее.

Скамейки команд располагаются рядом со столиком секретаря, за пределами свободной зоны.

Во время перерывов между партиями игроки могут пользоваться мячами для разминки в свободной зоне. Во время продолжительного интервала между партиями 2 и 3 (если применяется) игроки могут использовать также свою площадку.

ЭКИПИРОВКА

Экипировку игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.

Цвет и фасон футболок, трусов и носков должны быть одинаковыми (кроме либеро) для команды. Форма должна быть чистой.

Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 20. На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях для взрослых, где используются расширенные игровые составы команд, число номеров может быть увеличено.

ЗАМЕНА ЭКИПИРОВКИ

1ый судья может разрешить одному или более игрокам:

- играть босиком,

- сменить влажную или поврежденную форму между партиями или после замены, при условии что новая форма имеет одинаковый с прежней цвет, фасон и номер, в холодную погоду играть в тренировочных костюмах, при условии что они одного цвета и фасона для всей команды (исключение: для игроков Либеро) и пронумерованы.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ

Запрещено носить предметы, которые могут привести к травме или дать искусственное преимущество игроку.

Игроки могут носить очки или линзы на свой собственный риск.

Компрессионные средства (защитные противотравматические накладки и приспособления) можно носить для защиты или поддержки.

На ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнованиях для взрослых эти средства должны быть того же цвета, что и соответствующая часть формы. Черный, белый или нейтральные цвета также могут использоваться.

РУКОВОДИТЕЛИ КОМАНДЫ

Оба, капитан команды и тренер, отвечают за поведение и дисциплину членов их команды.

Игроки Либеро не могут быть капитаном команды или игровым капитаном.

КАПИТАН

ПЕРЕД матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке.

ВО ВРЕМЯ матча капитан команды является игровым капитаном, если он на площадке. Когда капитан команды не находится на площадке, тренер или капитан команды должен

назначить другого игрока на площадке, но не либеро, принять на себя роль игрового капитана. Этот игровой капитан сохраняет свои обязанности до своей замены, или возвращения капитана команды в игру, или до окончания партии.

Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану разрешено обращаться к судьям:

- спрашивать разъяснение применения или интерпретации Правил и представлять просьбы или вопросы своих партнеров. Если игровой капитан не согласен с разъяснением 1-го судьи он/она может опротестовать это решение и немедленно сообщить 1-му судье, что он/она резервирует право записать официальный протест в протокол по окончании матча.;

- запрашивать разрешение:

а) сменить всю или часть экипировки;

б) проверить расстановки команд;

в) проверить пол, сетку, мяч и т.д.;

- в отсутствие тренера запрашивать тайм-ауты и замены.

В КОНЦЕ матча капитан команды:

- благодарит судей и подписывает протокол, подтверждая результат.

- если 1-ый судья был в должное время уведомлен, может подтвердить и записать в протокол официальный протест, касающийся применения или интерпретации правил судьей.

ТРЕНЕР

На протяжении матча тренер руководит игрой своей команды, находясь за пределами игровой площадки. Он/она определяет стартовые расстановки, замены и берет таймауты. По этим вопросам он/она контактирует со 2-ым судьей.

ПОМОЩНИК ТРЕНЕРА

Помощник тренера сидит на скамейке команды, но не имеет права вмешиваться в матч.

Если тренер должен покинуть свою команду по любой причине, включая санкцию, но, исключая выход на площадку в качестве игрока, помощник тренера может принять на себя функции тренера на время его отсутствия, когда это подтверждено судье игровым капитаном.

 

ИГРОВОЙ ФОРМАТ

НАБОР ОЧКА, ВЫИГРЫШ ПАРТИИ И МАТЧА

Команда набирает очко:

- при успешном приземлении мяча на площадке соперника;

- когда команда соперника совершает ошибку;

- когда команда соперника получает замечание.

Если подающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и продолжает подавать.

Если принимающая команда выигрывает розыгрыш, она набирает очко и должна подавать следующей.

ВЫИГРЫШ ПАРТИИ

Партия (за исключением решающей 5-й партии) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в два очка. В случае равного счета 24–24 игра

продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26–24; 27–25;...).

ВЫИГРЫШ МАТЧА

Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

При равном счете 2–2, решающая 5-я партия играется до 15 очков и минимального преимущества в 2 очка.

НЕЯВКА И НЕПОЛНАЯ КОМАНДА

Если команда отказывается играть после требования сделать это или без уважительных причин не выходит вовремя на игровую площадку, она объявляется не явившейся и проигрывает матч с результатом 0-3 в матче и 0-25 в каждой партии.

Команда, объявленная НЕПОЛНОЙ в партии или в матче, проигрывает партию или матч. Команда-соперник получает очки, или очки и партии, необходимые для выигрыша партии или матча. Неполная команда сохраняет свои очки и партии.

СТРУКТУРА ИГРЫ

ЖЕРЕБЬЕВКА

Перед матчем 1-ый судья проводит жеребьевку для определения первой подачи и сторон площадки в первой партии.

Если будет играться решающая партия, должна быть проведена новая жеребьевка.

Жеребьевка проводится в присутствии двух капитанов команд.

Победитель жеребьевки выбирает:

ИЛИ

право подавать или принимать подачу,

ИЛИ

сторону игровой площадки.

Проигравший принимает оставшийся вариант.

ОФИЦИАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Если команды предварительно имели игровую площадку исключительно в своем распоряжении, перед матчем им предоставляется 6-минутная совместная официальная разминка на сетке, если нет – они могут иметь 10 минут.

В случае последовательных разминок, первой разминается на сетке команда, которая подает первой.

НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОМАНДЫ

В игре всегда должны участвовать шесть игроков от каждой команды.

Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

Перед началом каждой партии тренер должен представить начальную расстановку своей команды в карточке расстановки или посредством электронного устройства, если используется. Должным образом заполненная и подписанная карточка вручается 2-му судье или секретарю, или отправляется через электронное устройство непосредственно секретарю электронного протокола.

Игроки, которые не включены в начальную расстановку на данную партию, являются в этой партии запасными (кроме игроков Либеро).

После вручения карточки расстановки 2-му судье или секретарю изменять расстановку без обычной замены не разрешено.

При несоответствиях между позициями игроков на площадке и в карточке расстановки поступают следующим образом:

- если такое расхождение обнаружено до начала партии, позиции игроков должны быть поправлены в соответствии с карточкой расстановки – санкция за это не налагается;

- когда до начала партии на площадке выявлен игрок, не зарегистрированный в карточке расстановки на эту партию, данный игрок должен быть сменен в соответствии с карточкой расстановки – санкция за это не налагается;

- однако, если тренер желает оставить такого не записанного игрока(ов) на площадке, он/она должен запросить обычную замену(ы), используя соответствующий жест, которая(ые) должна быть записана затем в протокол.

Если несоответствие позиций игроков позициям в карточке расстановки обнаружено позже, команда, совершившая ошибку, должна вернуться к правильным позициям. Очки соперника сохраняются, и, кроме того, соперник получает очко и последующую подачу. Все очки, набранные совершившей ошибку командой с точно определенного момента совершения ошибки до момента ее обнаружения, аннулируются.

Когда на площадке выявлен игрок, но он/она не зарегистрирован в списке игроков, очки соперника сохраняются и, кроме того, соперник получает очко и подачу. Совершившая ошибку команда теряет все очки и/или партии (0:25, при необходимости), полученные с момента, когда незарегистрированный игрок вышел на площадку, она должна предоставить исправленную карточку расстановки и отправить нового зарегистрированного игрока на площадку на позицию незарегистрированного игрока.

ПОЗИЦИИ

В момент удара по мячу подающим каждая команда должна находиться в пределах своей площадки в порядке перехода (исключая подающего).

Позиции игроков пронумерованы следующим образом (Правило 7.4.1.):

- три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний – левый), 3 (передний –центральный) и 2 (передний – правый);

- другие три игрока являются игроками задней линии, занимая позиции 5 (задний – левый), 6 (задний – центральный) и 1 (задний – правый).

Взаимное соответствие позиций игроков:

- каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от средней линии, чем соответствующий игрок передней линии;

- игроки передней линии и игроки задней линии должны, соответственно, быть расположены параллельно средней линии в порядке, указанном в Правиле 7.4.1.

Позиции игроков определяются и контролируются в соответствии с расположением их стоп, контактирующих с поверхностью, следующим образом:

- по крайней мере, часть стопы каждого игрока передней линии должна быть ближе к средней линии, чем стопы соответствующего игрока задней линии;

- по крайней мере, часть стопы каждого правого (левого) бокового игрока должна быть ближе к правой (левой) боковой линии, чем стопы центрального игрока его линии.

После удара на подаче игроки могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне.

ПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА

Команда совершает позиционную ошибку, если любой игрок не находится в своей правильной позиции в момент удара по мячу подающим. Когда игрок находится на площадке в результате неправомерной замены и игра возобновляется, то это считается позиционной ошибкой с последствиями неправомерной замены.

Если подающий совершает ошибку при подаче в момент удара на подаче, ошибка подающего превалирует над позиционной ошибкой.

Если подача становится ошибочной после удара на подаче, засчитывается позиционная ошибка.

Позиционная ошибка приводит к следующим последствиям:

- команда наказывается очком и подачей соперника;

- игроки занимают свои правильные позиции.

ПЕРЕХОД

Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется на протяжении партии.

Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

ОШИБКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ

Ошибка при переходе считается совершенной, когда ПОДАЧА не выполняется в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям в следующем

порядке:

- секретарь останавливает игру зуммером. соперник получает очко и последующую подачу;

Если ошибка при переходе установлена только после завершения розыгрыша, который начался с ошибки перехода, только одно очко присуждается сопернику, независимо от результата сыгранного розыгрыша.

- порядок перехода в совершившей ошибку команде исправляется.

Дополнительно, секретарь должен определить точный момент совершения ошибки, и все очки, набранные впоследствии командой, совершившей ошибку, должны быть аннулированы. Очки соперника сохраняются.

Если этот момент не может быть определен, аннулирование очка(ов) не производится и единственным наказанием является очко и подача соперника.

 

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

СОСТОЯНИЯ ИГРЫ

МЯЧ В ИГРЕ

Мяч находится в игре с момента удара на подаче, разрешенной 1-ым судьей.

МЯЧ ВНЕ ИГРЫ

Мяч находится вне игры с момента ошибки, которая зафиксирована свистком одного из судей; в отсутствие ошибки, с момента свистка.

МЯЧ «В ПЛОЩАДКЕ»

Мяч считается «в площадке», если в любой момент его контакта с полом какая-либо часть мяча касается площадки, включая ограничительные линии.

МЯЧ «ЗА»

Мяч считается «за», когда:

- все части мяча, который контактирует с полом, находятся полностью за ограничительными линиями;

- он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;

- он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за боковыми лентами;

- он пересекает вертикальную плоскость сетки частично или полностью за пределами площади перехода;

- он полностью пересекает нижнюю площадь под сеткой.

ИГРА С МЯЧОМ

Каждая команда должна играть в пределах собственного игрового поля и пространства (исключение: Правило 10.1.2).

Мяч, тем не менее, может быть возвращен из-за пределов свободной зоны.

УДАРЫ КОМАНДЫ

Ударом является любой контакт с мячом игрока в игре.

Команда имеет право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку: «ЧЕТЫРЕ УДАРА».

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ

Игрок не может ударить мяч два раза подряд (исключение:

- Мяч может касаться различных частей тела, при условии что касания происходят одновременно.

- Последовательные (быстрые и продолжительные) контакты с мячом могут происходить у одного или нескольких блокирующих, при условии что эти контакты состоялись во время одного действия.

- Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

ОДНОВРЕМЕННЫЕ КОНТАКТЫ

Два или три игрока могут касаться мяча одновременно.

Когда два (или три) партнера касаются мяча одновременно, это засчитывается как два (или три) удара (исключение: при блокировании). Если они пытаются дотянуться до мяча,

но только один из них касается его, засчитывается один удар.

Столкновение игроков не считается ошибкой.

Когда два соперника касаются мяча одновременно над сеткой и мяч остается в игре, команде, принимающей мяч, дается право еще на три удара. Если такой мяч уходит "за", это является ошибкой команды на противоположной стороне.

Если одновременное касание мяча двумя соперниками над сеткой приводит к длительному контакту с мячом, игра продолжается.

УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ (Правило 9.1.3)

В пределах игрового поля игроку не разрешено использовать поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет для того, чтобы ударить по мячу.

Однако, игрок, который находится на грани совершения ошибки (касание сетки или переход средней линии и т.д.), может быть остановлен или удержан партнером по команде.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УДАРА

Мяч может касаться любой части тела.

Мяч не должен быть схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

Мяч может касаться различных частей тела при условии, что касания происходят одновременно.

Исключения:

- при блокировании последовательные касания могут быть совершены одним или более игроками при условии, что касания происходят во время одного действия;

- при первом ударе команды мяч может касаться различных частей тела последовательно, при условии, что эти касания происходят во время одного действия.

ОШИБКИ ПРИ ИГРЕ С МЯЧОМ

ЧЕТЫРЕ УДАРА: команда касается мяча четыре раза до его возврата.

УДАР ПРИ ПОДДЕРЖКЕ: игрок использует поддержку партнера по команде или любое устройство/предмет в пределах игрового поля, чтобы ударить по мячу.

ЗАХВАТ: мяч схвачен и/или брошен; он не отскакивает при ударе.

ДВОЙНОЕ КАСАНИЕ: игрок касается мяча дважды подряд, или мяч касается различных частей его/ее тела последовательно.

МЯЧ У СЕТКИ

МЯЧ, ПЕРЕСЕКАЮЩИЙ СЕТКУ

Мяч, посланный на площадку соперника, должен пройти над сеткой в пределах площади перехода. Площадь перехода – это часть вертикальной плоскости сетки, ограниченная следующим образом:

- снизу – верхним краем сетки;

- по бокам – антеннами и их воображаемым продолжением;

- сверху – потолком.

(Правило 10.1.2) Мяч, который пересек плоскость сетки в свободную зону соперника полностью или частично через внешнюю площадь, может быть возвращен без нарушения количества ударов команды, при условии что:

- не было касания площадки соперника игроком;

- возвращаемый мяч пересекает плоскость сетки вновь полностью или частично через внешнюю площадь на той же стороне от площадки.

Команда соперника не может препятствовать такому действию.

Мяч, который направлен на площадку соперника через нижнюю площадь, находится в игре до момента, когда он полностью пересечет вертикальную плоскости сетки.

МЯЧ, КАСАЮЩИЙСЯ СЕТКИ

При пересечении сетки мяч может касаться ее.

МЯЧ В СЕТКЕ

Мяч, попавший в сетку, может быть оставлен в игре, если не превышен лимит трех ударов команды.

Если мяч прорывает ячейку сетки или вызывает ее падение, розыгрыш аннулируется и переигрывается.

ИГРОК У СЕТКИ

ПЕРЕНОС ЧЕРЕЗ СЕТКУ

При блокировании игрок может касаться мяча по другую сторону сетки, при условии что он/она не мешает игре соперника до или во время его атакующего удара.

После атакующего удара игроку разрешено переносить руку по другую сторону сетки, при условии что контакт состоялся в пределах его/ее собственного игрового пространства.

ПРОНИКНОВЕНИЕ ПОД СЕТКОЙ

Разрешено проникать в пространство соперника под сеткой, при условии что это не мешает игре соперника.

Переход на площадку соперника через среднюю линию:

- разрешено касаться площадки соперника стопой (стопами), при условии что какая-либо часть переносимой стопы (стоп) касается средней линии или находится непосредственно над ней;

- разрешено касаться площадки соперника любой частью тела выше стоп, при условии что это не мешает игре соперника.

Игрок может заступить на площадку соперника после выхода мяча из игры.

Игроки могут проникать в свободную зону соперника, при условии что они не мешают игре соперника.

КОНТАКТ С СЕТКОЙ

Контакт игрока с сеткой между антеннами во время игрового действия с мячом является ошибкой.

Игровое действие с мячом включает (среди прочего) отталкивание, удар (или попытку) и безопасное приземление в готовности к новому действию.

Игроки могут касаться стойки, шнуров или любого другого предмета за антеннами, включая сетку, при условии, что это не мешает игре.

Когда мяч попадает в сетку, которая по этой причине касается соперника, это не является ошибкой.

ОШИБКИ ИГРОКА У СЕТКИ

Игрок касается мяча или соперника в пространстве соперника до или во время атакующего удара соперника.

Игрок мешает игре соперника, проникая в пространство соперника под сеткой.

Стопа (стопы) игрока полностью переходит на площадку соперника.

Игрок мешает игре, (среди прочего):

– касаясь сетки между антеннами или самой антенны во время его/ее игрового действия с мячом,

– используя сетку между антеннами в качестве поддержки или средства устойчивости,

– создавая несправедливое преимущество над соперником касанием сетки,

– совершая действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника игры с мячом,

– хватаясь/держась за сетку.

Любой игрок, который находится близко к играемому мячу, и тот, кто совершает попытку игры с мячом, рассматривается как участвующий в игровом действии с мячом даже в том случае, если контакта с мячом не происходит. Однако, касание сетки за антенной не должно рассматриваться как ошибка (исключение: Правило 9.1.3)

ПОДАЧА

Подача – это действие введения мяча в игру правым

игроком задней линии, находящимся в зоне подачи.

ПЕРВАЯ ПОДАЧА В ПАРТИИ

Первая подача в первой партии, а также в решающей 5-ой партии, выполняется командой, определяемой жеребьевкой.

В других партиях первой подает команда, которая не подавала первой в предыдущей партии.

ПОРЯДОК ПОДАЧИ

Игроки должны соблюдать очередность подач, записанную в карточке расстановки.

После первой подачи в партии, подающий игрок определяется следующим образом:

когда подающая команда выигрывает розыгрыш, игрок (или его/ее замена), который подавал до этого, подает вновь;

когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает право подавать и делает переход перед выполнением подачи. Игрок, который переходит с правой позиции передней линии на правую позицию задней линии, будет подавать.

РАЗРЕШЕНИЕ ПОДАЧИ

1-ый судья разрешает подачу после проверки того, что обе команды готовы играть, и подающий владеет мячом.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДАЧИ

Удар по мячу должен быть нанесен одной кистью или любой частью руки после того, как он подброшен или выпущен с руки (рук).

Только один раз разрешено подбросить или выпустить мяч. Постукивание мячом (дриблинг) или перемещение его в руках разрешается.

В момент удара по мячу при подаче или отталкивания для подачи в прыжке подающий не должен касаться площадки (включая лицевую линию) или поверхности за пределами зоны подачи.

После удара он/она может заступить или приземлиться за пределами зоны подачи или на площадке.

Подающий должен ударить по мячу в течение 8 секунд после свистка 1-го судьи на подачу.

Подача, выполненная до свистка судьи, не засчитывается и повторяется.

ЗАСЛОН

Игроки подающей команды не должны индивидуальным или групповым заслоном мешать соперникам видеть подающего и траекторию полета мяча.

Игрок или группа игроков подающей команды ставят заслон, размахивая руками, прыгая или перемещаясь в боковом направлении во время выполнения подачи, или образуют группу, тем самым скрывая и подающего, и траекторию полета мяча до того, как мяч достигнет вертикальной плоскости сетки.

ОШИБКИ, СОВЕРШЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПОДАЧИ

Ошибки при подаче.

Следующие ошибки приводят к переходу подачи, даже если соперник находится в неправильной расстановке.

Подающий:

- нарушает порядок подачи,

- не выполняет подачу правильно.

Ошибки после удара по мячу на подаче.

После правильного удара по мячу подача становится ошибочной (если только игрок не нарушает расстановку), когда мяч:

- касается игрока подающей команды или не пересекает вертикальную плоскость сетки полностью через площадь перехода;

- выходит "за";

- проходит над заслоном.

ОШИБКИ ПРИ ПОДАЧЕ И ПОЗИЦИОННЫЕ ОШИБКИ

Если подающий совершает ошибку в момент удара на подаче (неправильное выполнение, нарушение очередности и т.д.) и соперник нарушает расстановку, фиксируется и наказывается ошибка при подаче.

Если само выполнение подачи было правильным, но подача впоследствии становится ошибочной (выходит “за”, проходит над заслоном и т.д.), первой фиксируется и наказывается ошибка в расстановке игроков.

АТАКУЮЩИЙ УДАР

ХАРАКТЕРИСТИКИ АТАКУЮЩЕГО УДАРА

Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

Во время атакующего удара разрешена скидка, при условии что удар по мячу нанесен чисто и мяч не схвачен или брошен.

Атакующий удар является завершенным в момент, когда мяч полностью пересекает вертикальную плоскость сетки или задет соперником.

ОГРАНИЧЕНИЯ АТАКУЮЩЕГО УДАРА

Игрок передней линии может завершать атакующий удар на любой высоте, при условии что контакт с мячом осуществлен в пределах собственного игрового пространства (исключения: Правила 13.2.4 и 13.3.6).

Игрок задней линии может завершать атакующий удар на любой высоте с места, находящегося позади передней зоны:

- при отталкивании для прыжка стопа (стопы) игрока не должны ни касаться линии атаки, ни переходить за нее;

- после своего удара игрок может приземляться в передней зоне.

Игрок задней линии может, также, завершать атакующий удар из передней зоны, если в момент касания часть мяча находится ниже верхнего края сетки.

(Правило 13.2.4) Игроку не разрешено завершать атакующий удар непосредственно после подачи СОПЕРНИКА, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.

ОШИБКИ ПРИ АТАКУЮЩЕМ УДАРЕ

Игрок ударяет по мячу в игровом пространстве противоположной команды.

Игрок направляет мяч "за".

Игрок задней линии завершает атакующий удар из передней зоны, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.

Игрок завершает атакующий удар по поданному соперником мячу, когда мяч находится в передней зоне и полностью выше верхнего края сетки.

Либеро завершает атакующий удар, когда в момент удара мяч находится полностью выше верхнего края сетки.

(Правило 13.3.6) Игрок завершает атакующий удар по мячу, находящемуся выше верхнего края сетки, когда передача на удар выполнена Либеро пальцами сверху в своей передней зоне.

БЛОК

БЛОКИРОВАНИЕ

Блокирование является действием игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемое выносом любой части тела выше верхнего края сетки, независимо от высоты контакта с мячом. Только игрокам передней линии разрешено участвовать в состоявшемся блоке, и в момент контакта с мячом часть тела должна быть выше верхнего края сетки.

Попытка блока

Попытка блока является действием блокирования без касания мяча.

Состоявшийся блок

Блок является состоявшимся, если мяч задет блокирующим.

Коллективный блок

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

КОНТАКТ ПРИ БЛОКИРОВАНИИ

Последовательные (быстрые и продолжительные) контакты с мячом могут происходить у одного или более блокирующих при условии, что эти контакты состоялись во время одного

действия.

БЛОКИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ СОПЕРНИКА

При блокировании игрок может переносить кисти и руки по другую сторону сетки, при условии что это действие не мешает игре соперника. Так, не разрешено касаться мяча на стороне соперника раньше, чем соперником выполнен атакующий удар.

БЛОК И УДАРЫ КОМАНДЫ

Касание на блоке не считается за удар команды.

Первый удар после блока может быть выполнен любым игроком, включая игрока, который касался мяча на блоке.

БЛОКИРОВАНИЕ ПОДАЧИ

Блокировать подачу соперника запрещено.

ОШИБКИ БЛОКИРОВАНИЯ

Блокирующий касается мяча в пространстве СОПЕРНИКА до или одновременно с атакующим ударом соперника.

Игрок задней линии или Либеро совершает блокирование или участвует в состоявшемся блоке.

Блокирование подачи соперника.

Мяч от блока выходит "за".

Блокирование мяча в пространстве соперника за антенной.

Попытка Либеро блокировать индивидуально или коллективно.

 

ПЕРЕРЫВЫ, ЗАДЕРЖКИ И ИНТЕРВАЛЫ

Перерыв – это время между состоявшимся розыгрышем и свистком 1го судьи для следующей подачи.

Обычными игровыми перерывами являются только ТАЙМ-АУТЫ и ЗАМЕНЫ.

КОЛИЧЕСТВО ОБЫЧНЫХ ИГРОВЫХ ПЕРЕРЫВОВ

Каждая команда может запросить максимум два тайм-аута и шесть замен в партии.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОБЫЧНЫХ ИГРОВЫХ ПЕРЕРЫВОВ

Запрос одного или двух тайм-аутов и один запрос замены любой командой могут следовать один за другим в одном и том же перерыве.

Однако, команде не разрешены последовательные запросы замены во время одного и того же перерыва. Два или несколько игроков могут быть заменены в одно и то же время в рамках одного запроса.

Между двумя отдельными запросами замены одной и той же команды должен быть состоявшийся розыгрыш. (Исключение: вынужденная замена вследствие травмы или удаления/дисквалификации (15.5.2, 15.7, 15.8)).

ЗАПРОС ОБЫЧНЫХ ИГРОВЫХ ПЕРЕРЫВОВ

Обычные игровые перерывы могут быть запрошены тренером, или в отсутствие тренера игровым капитаном, и только ими.

Замена до начала партии разрешена, и она должна быть зарегистрирована как обычная замена в этой партии.

ТАЙМ-АУТЫ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТАЙМ-АУТЫ

Запросы тайм-аута должны осуществляться показом соответствующего жеста, когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу. Все запрашиваемые тайм-ауты длятся 30 секунд.

ЗАМЕНА

Замена является действием, которым игрок, иной чем Либеро или замещенный им/ею игрок, после записи секретарем, входит в игру, чтобы занять позицию другого игрока, который должен покинуть площадку в этот момент.

Когда замена является вынужденной вследствие травмы игрока, находящегося в игре, она может сопровождаться показом соответствующего жеста тренером (или игровым капитаном).

ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАМЕН

Игрок начальной расстановки может выйти из игры, но только один раз в партии, и войти вновь, но только один раз в партии и только на свою прежнюю позицию в расстановке.

Заменяющий игрок может войти в игру на место игрока начальной расстановки, но только один раз в партии, и может быть заменен только этим же стартовым игроком.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЗАМЕНА

Игрок (кроме Либеро), который не может продолжать играть вследствие травмы или болезни, должен быть заменен в соответствии с правилами замены. Если это невозможно, команде дается право сделать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ замену сверх ограничений Правила ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАМЕН.

Исключительная замена означает, что любой игрок, который не находится на площадке во время травмы/заболевания, кроме: Либеро, второго Либеро или замещенного ими игрока, может заменить в игре травмированного/заболевшего игрока. Замененному травмированному/заболевшему игроку не разрешено вернуться в игру в матче.

Исключительная замена ни в каком случае не может считаться обычной заменой, но должна быть записана в протоколе как одна из общего числа замен в партии и матче.

ЗАМЕНА ПРИ УДАЛЕНИИ ИЛИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

УДАЛЕННЫЙ или ДИСКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ игрок должен быть немедленно заменен по правилам замены.

Если это невозможно, команда объявляется НЕПОЛНОЙ.

НЕПРАВОМЕРНАЯ ЗАМЕНА

Замена является неправомерной, если она превышает ОГРАНИЧЕНИЕ ЗАМЕН кроме ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЗАМЕНЫ, или в ней участвует незарегистрированный игрок.

Когда команда произвела неправомерную замену и игра была возобновлена, должна осуществляться следующая процедура последовательно:

- команда наказывается очком и подачей соперника;

- замена должна быть исправлена;

- очки, набранные совершившей ошибку командой после совершения ошибки, аннулируются; очки соперника сохраняются.

ПРОЦЕДУРА ЗАМЕНЫ

Замена должна проводиться в пределах зоны замены.

Замена должна длиться столько лишь времени, сколько необходимо для записи замены в протоколе и разрешения игрокам войти и выйти.

Фактический запрос замены начинается с момента входа заменяющего игрока(ов) готового к игре в зону замены во время перерыва. Тренеру нет необходимости выполнять жест замены, за исключением, когда замена проводится вследствие травмы или перед началом партии.

Если игрок не готов, замена не предоставляется и на команду налагается санкция за задержку.

Запрос замены подтверждает и объявляет секретарь или 2-ой судья, используя зуммер или свисток соответственно.

2-ой судья разрешает замену.

Если команда намерена произвести одновременно более одной замены, все заменяющие игроки должны войти в зону замены одновременно, чтобы засчитывался один запрос. В этом случае, замены должны быть сделаны последовательно, одна пара игроков за другой. Если одна из замен неправомерная, правильная(ые) замена(ы) предоставляется, неправомерная отклоняется и является предметом для санкции за задержку.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЗАПРОСЫ

Неправильным является – запрашивать любой обычный игровой перерыв:

- во время розыгрыша, либо в момент или после свистка на подачу;

- членом команды, не имеющим на это права;

- для второй замены той же командой в одном и том же перерыве (т.е., до окончания следующего состоявшегося розыгрыша), исключая случай травмы/болезни игрока в игре;

- после использования разрешенного количества тайм-аутов и замен.

Первый неправильный запрос команды в матче, который не влияет на игру и не задерживает ее, должен быть отклонен без любых иных последствий, но он должен быть зарегистрирован в протоколе.

Любой дальнейший неправильный запрос той же команды в матче является задержкой.

ЗАДЕРЖКИ ИГРЫ

ВИДЫ ЗАДЕРЖЕК

Неправильное действие команды, которое затягивает возобновление игры, является задержкой и, среди прочего, включает:

- затягивание обычных игровых перерывов;

- затягивание перерывов после указания возобновить игру;

- запрос неправомерной замены;

- повторение неправильного запроса;

- задержка игры членом команды.

САНКЦИИ ЗА ЗАДЕРЖКУ

"Предупреждение за задержку” и “замечание за задержку” являются командными санкциями.

Санкции за задержку остаются в силе в течение всего матча.

Все санкции за задержку записываются в протокол.

Первая задержка в матче членом команды влечет наложение санкции “ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ”.

Вторая и последующие задержки любого вида любым членом одной и той же команды в том же матче являются ошибкой и влекут наложение санкции “ЗАМЕЧАНИЕ ЗА ЗАДЕРЖКУ”: очко и подача соперника.

Санкции за задержку, наложенные до или между партиями, применяются в следующей партии.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ В ИГРЕ

ТРАВМА / БОЛЕЗНЬ

Если происходит серьезный несчастный случай, когда мяч находится в игре, судья должен немедленно остановить игру и разрешить медицинскому персоналу выйти на площадку.

Розыгрыш затем переигрывается.

Если травмированный/заболевший игрок не может быть заменен по правилам обычной или исключительной замены, игроку предоставляется 3 минуты – время для восстановления, но не более одного раза для одного и того же игрока в матче.

Если игрок не восстановился, его/ее команда объявляется неполной.

ВНЕШНЯЯ ПОМЕХА

Если имеет место любая внешняя помеха во время игры, игра должна быть остановлена и розыгрыш переигран.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕРЫВЫ

Если непредвиденные обстоятельства прерывают матч, 1-ый судья, организатор и Контрольный Комитет, если он есть, должны определить меры, которые должны быть предприняты для восстановления нормальных условий.

Когда происходит одно или несколько прерываний матча, не превышающих в целом 4 часа:

- если матч возобновлен на той же игровой площадке, прерванная партия должна быть продолжена обычным порядком с прежними счетом, игроками (кроме удаленных и дисквалифицированных) и расстановкой. Сыгранные ранее партии сохраняют свой счет;

- если матч возобновлен на другой игровой площадке, прерванная партия аннулируется и переигрывается с теми же членами команд и теми же начальными расстановками (кроме удаленных и дисквалифицированных игроков), запись всех санкций остается в силе. Сыгранные ранее партии сохраняют свой счет.

Если происходит одно или несколько прерываний матча, превышающих в целом 4 часа, весь матч должен быть переигран.

ИНТЕРВАЛЫ И СМЕНА ПЛОЩАДОК

ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – это время между партиями. Все интервалы длятся три минуты.

В течение этого периода времени происходит смена площадок и запись расстановок команд в протокол.

Интервал между второй и третьей партиями может быть увеличен до 10 минут компетентным органом по просьбе организатора.

СМЕНА ПЛОЩАДОК

После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.

В решающей партии как только лидирующая команда набирает 8 очков, команды без задержки меняются площадками, и позиции игроков остаются теми же.

Если смена не была сделана по достижении лидирующей командой 8 очков, она должна быть произведена сразу, как только выявлена эта погрешность. Счет, достигнутый к моменту, когда такая смена производится, остается тем же.

 

ИГРОК ЛИБЕРО

НАЗНАЧЕНИЕ ЛИБЕРО

Каждая команда имеет право назначить из состава игроков в протоколе до двух специализированных защитных игроков: Либеро.

Все игроки Либеро должны быть записаны в протоколе в специальных графах, предусмотренных для этого.

Либеро на площадке является действующим Либеро. Если есть другой Либеро, он/она является вторым Либеро команды.

Только один Либеро может быть на площадке в любое время.

ЭКИПИРОВКА

Игрок(и) Либеро должен носить форму (или ЖАКЕТ/НАГРУДНИК ДЛЯ ПЕРЕНАЗНАЧЕННОГО Либеро), которая имеет преобладающий цвет отличный от любого цвета формы других членов команды. Эта форма должна явно контрастировать с формой других членов команды.

Форма Либеро должна быть пронумерована как у других членов команды.

ДЕЙСТВИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ЛИБЕРО

Игровые действия

Либеро разрешено замещать любого игрока на задней линии.

Он/она ограничен играть как игрок задней линии, и ему не разрешено завершать атакующий удар из любого места (включая игровую площадку и свободную зону), если в момент контакта мяч полностью выше верхнего края сетки.

Он/она не может подавать, блокировать или пытаться блокировать.

Игрок не может завершать атакующий удар, когда мяч полностью выше верхнего края сетки, если мяч направлен пальцами сверху Либеро, находящимся в своей передней зоне. Мяч может быть атакован свободно, если Либеро выполняет то же самое действие за пределами своей передней зоны.

Замещения Либеро

Замещения Либеро не считаются заменами.

Они не ограничены, но должен быть состоявшийся розыгрыш между двумя замещениями Либеро (исключения: команда вследствие замечания совершает переход и Либеро выходит на позицию 4, или действующий Либеро становится неспособным играть, делая розыгрыш несостоявшимся).

Обычный замещенный игрок может заместить любого Либеро и быть замещен любым Либеро. Действующий Либеро может быть замещен только замещенным обычным игроком на ту же позицию, или вторым Либеро.

В начале каждой партии Либеро не может выйти на площадку до проверки 2-ым судьей начальной расстановки и разрешения игроку Либеро заместить стартового игрока.

Другие замещения Либеро должны происходить, только когда мяч находится вне игры и до свистка на подачу.

Замещение Либеро, совершенное после свистка на подачу, но до удара подающего, не должно отменяться, однако, по окончании розыгрыша игровой капитан должен быть проинформирован, что это не разрешено и повторения будут предметом для санкций за задержку.

Последующие запоздалые замещения должны приводить к немедленному прерыванию игры и наложению санкции за задержку. Подающая команда определяется категорией санкции за задержку.

Либеро и замещенный игрок могут выходить на площадку или покидать ее только через Зону Замещения Либеро.

Замещения Либеро должны записываться в Листе контроля Либеро (если он используется) или в электронном протоколе.

Неправильное замещение Либеро может заключаться в следующем (среди прочего):

– нет состоявшегося розыгрыша между замещениями Либеро;

– Либеро замещается игроком, но не вторым Либеро или замещенным обычным игроком.

Неправильное замещение Либеро должно рассматриваться так же, как неправомерная замена:

- т.е., если неправильное замещение Либеро выявлено до начала следующего розыгрыша, оно исправляется судьями и на команду налагается санкция за задержку;

- если неправильное замещение Либеро выявлено после удара на подаче, последствия такие же, как при неправомерной замене.

ПЕРЕНАЗНАЧЕНИЕ НОВОГО ЛИБЕРО:

(Правило 19.4.1) Либеро становится неспособным играть, если травмирован, болен, удален или дисквалифицирован.

Либеро может быть объявлен неспособным играть по любой причине тренером или, в отсутствие тренера, игровым капитаном.

Команда с одним Либеро

Когда только один Либеро остается в распоряжении команды в соответствии с Правилом 19.4.1, или команда имеет только одного зарегистрированного, и этот Либеро становится или объявлен неспособным играть, тренер (или игровой капитан, если тренер не присутствует), может переназначить в качестве Либеро на оставшуюся часть матча любого другого игрока (кроме замещенного игрока), который не находится на площадке в момент переназначения.

Если действующий Либеро становится неспособным играть, он/она может быть замещен обычным замещенным игроком или сразу и непосредственно на площадке переназначенным Либеро. Однако, Либеро, которого переназначают, не может играть в оставшейся части матча.

Если Либеро находится не на площадке, когда объявляется неспособным играть, он/она также может быть переназначен. Либеро, объявленный неспособным играть, не может играть в оставшейся части матча.

Тренер или игровой капитан, если тренер не присутствует, контактирует со 2-ым судьей, сообщая ему/ей о переназначении.

Если переназначенный Либеро становится или объявлен неспособным играть, разрешены дальнейшие переназначения.

Если тренер запрашивает, чтобы капитан команды был переназначен в качестве нового Либеро, это может быть разрешено, но в этом случае капитан команды должен передать все капитанские полномочия.

В случае переназначения Либеро, номер игрока, переназначенного в качестве Либеро, должен быть записан в секторе Замечания протокола и в Листе контроля Либеро (или в электронном протоколе, если он используется).

Команда с двумя Либеро

Когда команда зарегистрировала в протоколе двух Либеро, но один становится неспособным играть, команда имеет право играть только с одним Либеро.

Переназначение не разрешено, но, только если оставшийся Либеро не оказывается неспособным продолжать играть в матче.

РЕЗЮМЕ

Если Либеро удален или дисквалифицирован, он/она может быть замещен сразу вторым Либеро команды. Если команда имеет только одного Либеро, в таком случае она имеет право сделать переназначение.

 

ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ

СПОРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Участники должны знать «Официальные волейбольные правила» и соблюдать их.

Участники должны по-спортивному принимать решения судей без их обсуждения. В случае сомнения разъяснение может быть запрошено только через игрового капитана.

Участники должны воздерживаться от действий или позиций, имеющих цель повлиять на решения судей или скрыть ошибки, совершенные их командой.

ЧЕСТНАЯ ИГРА

Участники должны вести себя уважительно и вежливо в духе ЧЕСТНОЙ ИГРЫ не только по отношению к судьям, но также по отношению к другим официальным лицам, сопернику, партнерам и зрителям.

 

Общение между членами команды во время матча разрешено.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И САНКЦИИ ЗА НЕГО

НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Проступки незначительного неправильного поведения не являются предметом для санкций. Обязанностью 1-го судьи является предотвращение приближения команд к уровню нарушений, за которые налагаются санкции.

Этап 1: устное предупреждение через игрового капитана;

Этап 2: предъявляется ЖЕЛТАЯ КАРТОЧКА соответствующему члену (членам) команды. Это официальное предупреждение не является само по себе санкцией, но является символом того, что член команды (и команда в целом) достиг уровня наложения санкций в матче. Оно записывается в протокол, но не имеет немедленных последствий.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К САНКЦИЯМ

Неправильное поведение члена команды по отношению к официальным лицам, соперникам, партнерам или зрителям подразделяется на три категории в соответствии с серьезностью проступка.

Грубое поведение: действие вопреки хорошему тону или нормам морали.

Оскорбительное поведение: клеветнические или оскорбительные слова или жесты, или любое действие, выражающее презрение.

Агрессия: фактическое физическое нападение, или агрессивное или угрожающее поведение.

ШКАЛА САНКЦИЙ

В соответствии с решением 1-го судьи и в зависимости от серьезности проступка применяются и записываются в протокол следующие санкции: Замечание, Удаление или Дисквалификация.

Замечание

Первое грубое поведение в матче любого члена команды наказывается очком и подачей соперника.

Удаление

Член команды, на которого наложена санкция удаление, не должен участвовать в игре в оставшейся части партии, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен сидеть на месте для удаленных без других последствий.

Удаленный тренер теряет свое право вмешиваться в ход партии и должен сидеть на месте для удаленных.

Первое оскорбительное поведение члена команды наказывается удалением без других последствий.

Второе грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается удалением без других последствий.

Дисквалификация

Член команды, на которого наложена санкция дисквалификация, должен быть заменен в соответствии с правилами замены немедленно, если находится на площадке, и должен покинуть Контрольную Зону Соревнования до конца матча без других последствий.

За первый случай физического нападения, или подразумеваемой или угрожающей агрессии налагается санкция дисквалификация без других последствий.

Второе оскорбительное поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.

Третье грубое поведение одного и того же члена команды в том же матче наказывается дисквалификацией без других последствий.

ПРИМЕНЕНИЕ САНКЦИЙ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Все санкции за неправильное поведение являются индивидуальными санкциями, остаются в силе в течение всего матча и записываются в протокол.

Повторение неправильного поведения одним и тем же членом команды в том же матче наказывается в нарастающем порядке (каждый последующий проступок одного и того же члена команды влечет более строгую санкцию).

Удаление или дисквалификация, обусловленные оскорбительным поведением или агрессией, не требуют предварительных санкций.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПЕРЕД И МЕЖДУ ПАРТИЯМИ

Любое неправильное поведение, имеющее место перед или между партиями, влечет наложение санкции в соответствии с ШКАЛОЙ САНКЦИЙ, и санкции применяются в следующей партии.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КАРТОЧКИ - РЕЗЮМЕ

Предупреждение: санкцией не является

Этап 1: устное предупреждение

Этап 2: символ: Желтая карточка

Замечание: санкция – символ: Красная карточка

Удаление: санкция – символ: Красная + Желтая карточки вместе

Дисквалификация: санкция – символ: Красная + Желтая карточки раздельно.

 

СУДЬИ

СУДЕЙСКАЯ БРИГАДА И ПРОЦЕДУРЫ

СОСТАВ

Судейская бригада матча состоит из следующих

официальных лиц:

– 1-ый судья;

– 2-ой судья;

– секретарь;

– четыре (два) линейных.

Для ФИВБ, Мировых и Официальных Соревнований обязателен помощник секретаря.

ПРОЦЕДУРЫ

Только 1ый и 2ой судьи могут давать свисток во время матча:

1-ый судья дает сигнал на подачу, которым начинает розыгрыш;

1-ый или 2-ой судья дают сигнал об окончании розыгрыша, при условии что они уверены в совершении ошибки и определили ее характер.

Они могут давать свисток, когда мяч вне игры, для обозначения того, что они разрешают или отклоняют запрос команды.

Сразу после свистка судьи, сигнализирующего об окончании состоявшегося розыгрыша, они должны показать официальными жестами:

- если ошибка зафиксирована свистком 1-го судьи, он/она должен показать в следующем порядке:

а) команду, которая будет подавать;

б) характер ошибки;

с) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости).

Если ошибка зафиксирована свистком 2го судьи, он/она должен показать:

а) характер ошибки;

б) игрока(ов), совершившего ошибку (при необходимости);

с) команду, которая будет подавать, вслед за жестом 1-го судьи.

В этом случае 1-ый судья не показывает ни характер ошибки, ни игрока, совершившего ее, а только команду, которая будет подавать.

В случае обоюдной ошибки оба судьи показывают в следующем порядке:

а) характер ошибки;

б) игроков, совершивших ошибку (если необходимо).

Команду, которая должна подавать, показывает затем 1-ый судья.

1-ЫЙ СУДЬЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

1-ый судья выполняет свои функции, стоя на судейской вышке, расположенной у одного из концов сетки на противоположной от секретаря стороне. Уровень его/ее глаз должен быть приблизительно 50 см над сеткой.

ПОЛНОМОЧИЯ

1-ый судья руководит матчем от начала до конца. Он/она имеет власть над всеми членами судейской бригады и членами команд.

Во время матча решения 1-го судьи являются окончательными. Он/она имеет право отменять решения других членов судейской бригады, если замечено, что они ошибочны.

1-ый судья может даже заменить члена судейской бригады, который не выполняет правильно свои обязанности.

1-ый судья, также, контролирует работу подавальщиков мячей и протирщиков пола.

1-ый судья имеет право решать любые вопросы, касающиеся игры, включая те, которые не предусмотрены в Правилах.

1-ый судья не должен допускать каких-либо обсуждений его решений.

Однако, по просьбе игрового капитана 1-ый судья должен дать пояснение применения или интерпретации правил, на которых он/она основывал свое решение.

Если игровой капитан не согласен с этим разъяснением и собирается опротестовать это решение, он/она должен немедленно зарезервировать право зарегистрировать этот протест по окончании матча. 1-ый судья должен разрешить реализовать это право игрового капитана.

1-ый судья отвечает за определение до и во время матча соответствия оборудования игрового поля и условий игровым требованиям.

ОБЯЗАННОСТИ

Перед матчем 1-ый судья:

- проверяет состояние игрового поля, мячи и другое оборудование;

- проводит жеребьевку с капитанами команд;

- контролирует разминку команд.

Во время матча 1-ый судья имеет право:

- предупреждать команды;

- налагать санкции за неправильное поведение и задержки;

- принимать решения о:

а) ошибках подающего и в расстановке подающей команды, включая заслон;

б) ошибках в игре с мячом;

в) ошибках над сеткой и ошибочном контакте игрока с сеткой, главным образом на стороне атакующего;

г) ошибках при атакующем ударе Либеро и игроков задней линии;

д) завершенном атакующем ударе, выполненном игроком по мячу, находящемуся выше сетки, направленному игроком Либеро пальцами сверху, находящимся в своей передней зоне;

е) полном пересечении мячом нижней площади под сеткой;

ж) состоявшемся блоке игрока задней линии или попытке блока игрока Либеро;

з) пересечении мячом сетки полностью или частично за пределами площади перехода на площадку соперника, или касание антенны на своей стороне игровой площадки;

и) прохождении поданного мяча и при третьем ударе над или за антенной на своей стороне игровой площадки.

По окончании матча он/она проверяет протокол и подписывает его.

2-ОЙ СУДЬЯ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

2-ой судья выполняет свои обязанности, стоя за пределами игровой площадки около стойки на противоположной стороне от 1-го судьи лицом в его сторону.

 

 

Схема расположения судейской бригады:

ПОЛНОМОЧИЯ

2-ой судья является помощником 1-го судьи, но имеет также свою собственную сферу полномочий.

Если 1-ый судья оказывается не в состоянии продолжать выполнение своих обязанностей, 2ой судья может заменить 1-го судью.

2-ой судья может, без свистка, сигнализировать об ошибках, не относящиеся к его/ее сфере полномочий, но не может настаивать на их принятии 1ым судьей.

2-ой судья контролирует работу секретаря(ей).

2-ой судья наблюдает за членами команд, находящимися на скамейке, и сообщает об их неправильном поведении 1-му судье.

2-ой судья контролирует игроков в местах разминки.

2-ой судья разрешает обычные игровые перерывы, контролирует их продолжительность и отклоняет неправильные запросы.

2-ой судья контролирует количество тайм-аутов и замен, использованных каждой командой, и сообщает о 2-ом таймауте и о 5-ой и 6-ой заменах 1му судье и соответствующему тренеру.

В случае травмы игрока 2-ой судья разрешает исключительную замену или предоставляет 3 минуты времени для восстановления.

2-ой судья контролирует состояние пола, главным образом в передней зоне. Он/она, также, проверяет во время матча, что мячи по-прежнему соответствуют требованиям правил.

2-ой судья наблюдает за членами команд в местах для удаленных и сообщает об их неправильном поведении 1-му судье.

ОБЯЗАННОСТИ

В начале каждой партии, после смены площадок в решающей партии и при необходимости 2-ой судья проверяет соответствие действительных позиций игроков на площадке записанным в карточках расстановки.

Во время матча 2-ой судья принимает решения, дает свисток и показывает жестом:

- переход на площадку соперника и в пространство соперника под сеткой;

- ошибки в расстановке принимающей команды;

- ошибочный контакт игрока с сеткой, главным образом на стороне блокирующего, и с антенной на его стороне площадки;

- состоявшийся блок игроков задней линии или попытку блока игрока Либеро; или ошибку при атакующем ударе игроков задней линии или Либеро;

- контакт мяча с посторонним предметом;

- контакт мяча с полом, когда 1ый судья не находится в позиции, позволяющей увидеть этот контакт;

- пересечение мячом плоскости сетки полностью или частично за пределами площади перехода на площадку соперника, или касание антенны на своей стороне игровой площадки.

- прохождение поданного мяча и при третьем ударе над или за антенной на своей стороне игровой площадки.

По окончании матча он/она проверяет и подписывает протокол.

СЕКРЕТАРЬ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Секретарь выполняет свои обязанности, сидя за столом секретаря на противоположной от 1-го судьи стороне лицом в его сторону.

ОБЯЗАННОСТИ

Он/она ведет протокол в соответствии с Правилами, взаимодействуя со 2-ым судьей.

Он/она использует зуммер или иное звуковое устройство для сообщения о нарушениях или подачи сигнала судьям в соответствии со своими обязанностями.

Перед матчем и партией секретарь:

- записывает в протокол данные о матче и командах, включая фамилии и номера игроков Либеро, в соответствии с действующими процедурами и получает подписи капитанов и тренеров;

- записывает начальную расстановку каждой команды из карточки расстановки (или проверяет данные, переданные через электронное устройство);

- если он/она не сумел получить карточки расстановки вовремя, он/она немедленно сообщает об этом факте 2-му судье.

Во время матча секретарь:

- записывает набранные очки;

- контролирует очередность подач каждой команды и немедленно после удара на подаче сигнализирует судьям о ее нарушении;

- уполномочен подтверждать и объявлять, используя зуммер, запросы замен, контролируя их количество, и записывает замены и тайм-ауты, информируя 2го судью;

- уведомляет судей о запросе обычного игрового перерыва, который не является правильным;

- извещает судей о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: