Поморье в XV-XVII веках

Отличаясь от основной массы русских своим говором, одеждой, обычаями, методами хозяйства и живя как - бы на отшибе, в стороне от столиц, северяне, тем не менее, всегда ощущали истинно русскими людьми, не отделяя себя от всей России. Доказательством могут считаться некоторые обстоятельства присоединения Севера к Московскому централизованному государству.

Потомки новгородцев уже к концу XIV века стали тяготеть к Москве, пытаясь отложиться от Новгородской вечевой республики. В 1398 году «бояре Двинские и вси двиняне» «задались» за Великого князя Московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. В ответ Господин Великий Новгород послал на Двину 8-тысячную рать, устроившую жестокую расправу со сторонниками Москвы. Великий князь вынужден был заключить мир «по старине» и временно отказаться от распространения своей власти на север. Позднее, в 1456 году Василий Темный присоединил часть новгородских владений по Северной Двине и Пинеге к своей «государевой вотчине». В 1471-78 гг. после падения Новгородской республики весь Русский Север оказался в составе единого Русского государства.

История мятежей северной окраины Новгородской республики может показаться нелепой западному исследователю. В самом деле, двиняне хотели отделиться от Новгорода для того, что бы обменять республиканские вольности на государево тягло и подати Москвы. Когда перед северянами вставала альтернатива - единая и неделимая Россия вместе с тяглом и дисциплиной самодержавной власти, или свобода в отдельно взятой области, то северяне предпочитали единство свободе.

После присоединения Заволочья к Москве начинается новый этап истории Севера. Поморье (термин «Заволочье» вскоре исчез) занимало половину всей территории Российского Московского государства.

Для Поморья в целом, включая уже несколько веков освоенные земли, период с конца XV до начала XVIII веков, то есть от падения Новгородской республики до петровской эпохи, в частности, основания Петербурга, был эпохой процветания, своего рода «Золотым веком» Поморья.

На огромной территории Поморья в начале XVII века проживало около 350 тысяч человек. При этом 2/3 населения проживали в Двинском уезде, а на Печоре - лишь около 37 тысяч человек. На Вятке существовало 12 тысяч дворов.

Местные территориальные группы русских с XIV-XVI вв. долго именовались чисто географически - онежане, каргопольщина, белозеры, двиняне, пошехонцы, теблешане, ильменские поозеры, кокшары, устюжане, важане, тотьмичи, вычегодцы и др. Напомним, что также существовало слово «помор», носившее не столько географический, сколько профессиональный характер.

Этот край не только своими размерами, но и хозяйственным значением, имел огромное значение для России. Именно Поморье было в допетровской России «окном в Европу». Прямые торговые связи России со странами Западной Европы установились в середине XVI века, точнее, с 1553 года, когда английский корабль под командованием Ченслера оказался в Белом море. Результатом было установление торговых и дипломатических отношений между Англией и Россией. Несколько позднее стали совершать плавания в Поморье голландцы и моряки других стран.

Торговля с Западной Европой шла через Холмогоры. В 1584 году был основан Архангельск, быстро ставший столицей Русского Севера, и почти полтора века после основания - единственным морским портом России. Из России вывозились меха, мясо, смола, пшеница, металлы (медь, олово, свинец), пенька. Канаты для британского флота делали на «канатном дворе» в Холмогорах и подобном «дворе» в Вологде. В начале XVII века такой же «Канатный Двор» в Архангельске обслуживало уже более 400 работников, что делало его одним из крупнейших предприятий Европы.

Произведенная на Ваге смола считалась лучшей в мире и использовалась для обеспечения водонепроницаемости кораблей и сохранения их от гниения. Интересно, что Англия стала «владычицей морей» после разгрома испанской «Непобедимой Армады» в 1588 году, когда британские корабли получили свое оснащение канатами и смолой из России.

Обороты северной торговли России были значительны. Оборот Архангельской ярмарки в XVII веке доходил до 3 миллионов рублей (при государственном бюджете в 8 миллионов).

Активное движение товаров и людей шло и по речным путям Севера - по Северной Двине и Сухоне. Грузооборот речного пути между Архангельском и Вологдой составлял 2-3 млн. пудов.

В XVI-XVII веках благодаря развитию международной торговли большое торгово-промышленное значение приобрели города Великий Устюг, Каргополь, Вятка, Тотьма, Сольвычегодск. Несмотря на удаленность от морского побережья и Архангельска, все эти города в официальных документах допетровского времени именуются «поморскими городами», что свидетельствует о наличии общей экономической структуры, связывавшей их в единое целое. Обширный административный регион, куда входили не только Двинская земля, но и значительно более южные земли (в том числе территории современных Кировской и Вологодской областей), был в большой степени ориентирован на торговлю через Архангельский порт. Очевидно, что огромная зависимость экономики этого края от морских промыслов и международной торговли способствовала формированию общей региональной культуры с центром в столице Поморья - Архангельске. В целом же, в конце XVII века в торговле с иностранцами через Архангельский порт участвовало 70 русских городов - почти вся Россия.

Помимо торговли и ремесел, хозяйственный подъем Поморья затронул и земледелие. В XVII веке бассейн реки Сухоны стал одной из важнейших хлебных житниц России. Может показаться странным, что именно на севере, где природные условия не очень соответствуют земледелию, могла появиться житница России, но отсутствие крепостного права могло сделать подобное чудо.

Поморье той эпохи успешно опровергает представления о тысячелетней «парадигме несвободы», как любили писать различные публицисты времен «перестройки». Поморье допетровского времени справедливо могло считаться самым свободным обществом в Европе.

Традиционные крестьянские сообщества: община (поземельная собственность), волость (административно-территориальное сообщество), церковный приход (духовно-литургическое сообщество), вместе составляющие крестьянский «мир», - появились еще в киевскую эпоху. На Русском Севере они, под влиянием новгородской традиции, приобрели свои характерные черты.

Интересно, что после присоединения всего Поморья к самодержавному Московскому государству великий князь Иван III провел конфискацию вотчин новгородских бояр. При этом московские власти с тем же подозрением, как ранее Господин Великий Новгород, смотрели на возможность появления на севере крупной боярской земельной собственности. В результате не боярская вотчина, а крестьянская волость стала основой хозяйственной и социальной жизни в крае. Таким образом, после падения Новгородской республики северные земли стали по-настоящему самоупрвляемыми.

Еще в 1488 году Иван III издал Белозерскую Уставную грамоту сразу после присоединения этого края к Московскому государству. Согласно этой Грамоте, своеобразной конституции данного края, были четко определены полномочия великокняжеских наместников, количество «корма», взимаемого с каждой «сохи», то есть хозяйства.

Белозерская грамота послужила прецедентом Судебника 1497 года, который, в свою очередь, лег в основу следующих Судебников Ивана Грозного 1547 и 1550 годов.

Непосредственно для Поморья были изданы особые губные грамоты 1539 года, на основе которых позднее была осуществлена губная реформа во всей России. Создавались «губы» - уголовно-полицейские округа. По государевым грамотам о создании губ, преследование, ловля и наказание «лихих людей» в каждой губе осуществлял выбранный населением губной староста, напоминающий своими функциями и полномочиями американских шерифов XIX века. Компетенция губных старост была достаточно велика. Они занимались такими преступлениями, как кражи, убийства, поджог, а также заведовали тюрьмами. Аппарат губного старосты состоял из «целовальников», целовавших крест в обещании верной службы, избираемых крестьянами и посадскими людьми. При губном старосте существовала своя канцелярия («губная изба»), делопроизводство в которой вел губный дьяк.

В 1555-1556 гг. повсеместно была проведена земская реформа. Согласно ей, черносошные крестьяне (подавляющая часть населения Поморья), а также и посадские люди (горожане) получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (старост). Показательно, что более ранняя Слободская грамота 1540 года предлагала выбирать голов не из дворян, а из «лучших людей» из крестьян. Во главе области (волости или города) стоял выбранный населением земский староста. Помощниками его были выбранные должностные лица более низкого уровня - сотские, пятидесятские, десятские. Канцелярия земского старосты называлась земской избой, которую вел земский дьяк.

В ведении земских органов находились сборы подати, разбор гражданских и уголовных (кроме государственной измены) дел.

В 1550-х гг. в руки старост царем было передано всем Двинским краем. Царские воеводы занимались лишь командованием расквартированных воинских частей, призывом на военную службу, следили за сохранением порядка, осуществляли финансовый контроль.

На низовом уровне всеми делами руководил крестьянский сход. В архиве Куростровской волости сохранились «протоколы» 12 волостных сходов. Эти сходы определяли оценку имущества своих членов, измерение земли, надзор за общинными угодьями. Местные жители также следили за состоянием местной церкви, нанимали священника и весь причт.

Последнее обстоятельство очень интересно. На Севере волость была не только земской единицей, но и церковным приходом. Местом земских собраний были, как правило, здания храмов. В церквях и монастырских трапезных зачитывались царские указы, совершались сделки, проводились судебные заседания. Самым своеобразным для Поморья того времени было то, что священнические должности в приходах замещались на основании решений волостных сходов. Интересно, что именно выборность духовенства прихожанами составляло основное требование протестантской Реформации в Европе. Большинство выбранных священников совмещали пастырские обязанности с мирскими, являясь земскими старостами.

Интересна также правовая система Поморья. Волость выступала в качестве юридического лица, владела землей, угодьями, дворами, совершала купли-продажи и дарения.

В судопроизводстве в Поморье существовал суд присяжных. Он выслушивал показания свидетелей («послухов») и письменные документы. Специальные уполномоченные мира выступали в роли защитников (адвокатов, как называли бы их сегодня). После суда оправданной стороне выдавалась правая грамота - копия решения суда с печатью и подписью дьяка.

Энергичнее и предприимчивые северяне стали самыми первыми землепроходцами в Сибири. Уроженцами Великого Устюга были Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и Владимир Атласов. Из Поморья вышли и большинство рядовых землепроходцев и сибирских первопоселенцев.

Северный Раскол

Раскол русской церкви стал одной из самых важных и трагических страниц отечественной истории. Мало в каком регионе России он имел такие последствия, как на Севере. Поморье стало центром сопротивления старообрядцев в 1670-х гг. и фактически «все ушло в Раскол». Это объяснялось как влиянием местных монастырей, в первую очередь, Соловецкого, так и тем, что именно прихожане контролировали священников, и поэтому местное белое духовенство предпочло поддержать свою паству, не подчинившись распоряжениям священноначалия и не приняв новых обрядов.

Соловецкий монастырь, защищая «старую веру», целых 8 лет, с 1668 -76 гг, выдерживал осаду царских стрельцов. Показательно, что пал монастырь только в результате предательства, в противном случае осада могла тянуться еще долго, ведь в Соловках после его взятия оставались запасы пороха и продовольствия еще на 20 лет! Царские стрельцы учинили зверскую расправу над защитниками Соловков, замучив 400 пленников.

Подобное произошло с Палеостровским монастырем, несколько месяцев отбивавшегося от государевых людей. Полторы тысячи ревнителей старой веры во главе с неким Германом погибли с оружием в руках.

Падение Соловецкого монастыря стало только началом Раскола. Сторонники старой веры в 90-х гг. XVII века в глухих лесах на берегу реки Выг основали свой скит. Уже в 1698 году на Выге проживало 2 тысячи человек. Основателями поморского толка были дьячок Данила Викулин (отсюда другое название - даниловцы) и братья Денисовы. Последователи поморского толка в ожидании близкого конца света отрицали царскую власть, не принимали священников, отвергали брак. Впрочем, вскоре поморцы (как стали называть сторонников поморского согласия) отказались от безбрачия, согласились молиться за царя.

Не менее подвигов благочестия Выговская пустынь прославилась своими хозяйственными успехами. Было создано многоотраслевое хозяйство: распаханы пашни, разведен скот, организованы морские и звериные промыслы, хлебная торговля и кустарные производства.

Выговская пустынь стала одним из влиятельных центров старообрядцев-беспоповцев. В 1722 году по запросу Св. Синода выговцы дали письменные ответы на предложенные им вопросы. «Поморские ответы» выговцев стали одним из самых важных и интересных произведений старообрядцев. «Ответы» стали своего рода декларацией старообрядчества и были приняты всеми толками.

В середине XVIII в. Выговская пустынь - процветающий в культурном и экономическом отношениях центр всего старообрядчества. Это было своеобразное государство в государстве. Поморские старообрядцы воссоздали значительную часть культурных институтов, существовавших в России до XVIII в.: церковную литературу, иконописание, систему образования, певческую школу. Своеобразие преемственности традиции усиливалось тем, что культура Выга оставалась, в первую очередь, крестьянской. Выг оказался местом, где более длительное время смог сохраниться тот тип письменно-литературной традиции, который уничтожила петровская эпоха.

Миролюбие выговцев, не желавших ссориться с властью, на которую опиралась никонианская церковь, вызвало недовольство многих архангельских и олонецких старообрядческих общин. Радикально настроенная часть поморского согласия во главе с старцем Филиппом образовала свой филипповский толк с центром на реке Умбе в Заполярье, на Кольском полуострове. В 1743 году Филипп и часть его последователей, не желая попасть в руки посланных за ним солдат, совершили самосожжение. Но филипповский толк не исчез, а напротив, распространился по всему Русскому Северу, а затем распространился в Поволжье.

В целом, сторонники поморского толка в старообрядчестве стали одними из самых зажиточных и образованных категорий населения в России. Поморские переписчики книг из Олонецкой губернии имели славу лучших в своем деле. Поморские рукописные книги отличались правильностью орфографии и прекрасной каллиграфией, благодаря чему исследователи без труда отличают книгу поморцев от других рукописных произведений.

За ревнителями «древлего благочестия» последовала значительная часть населения Обонежья (в дальнейшем - Олонецкой губернии, ныне - Карелии). Старообрядцы на Севере были разделены на множество толков и согласий, и лишь в 1988 году была создана Древлеправославная Поморская церковь.

Спасаясь от преследований властей и официальной «никонианской» церкви, старообрядцы стали переселяться еще далее вглубь северных земель. В частности, особенно много их стало прибывать на Печору. Русское население Усть-Цилемского региона (ныне - в республике Коми) полностью поддержало старообрядцев. Их потомки составили оригинальную субэтническую группу устьцилемов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: