Словарь терминов и слов

Деловая культура

Шпанова Ирина

Словарь терминов и слов

Авторитарный стиль - руководитель уверенно держит бразды правле­ния, подает множество предложений, сообщает новую информацию, форми­рует свое мнение категорично, не допуская возражений, не добивается обще­го согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.

Альтернативные вопросы - вопросы, которые предоставляют возмож­ность выбора из двух-трех вариантов и которые могут помочь оппоненту бы­стрее принять решение.

Аргументация - способ убеждения кого-либо посредством логических доводов.

Вербальное общение - словесное, речевое общение.

Восприятие - целостный образ партнера по общению, складывающийся на основе его внешнего вида и поведения.

Визуальный контакт - взгляд, его направление, частота контакта глаз.

Внешняя атрибуция – обусловленность поведения и поступков сложив­шейся ситуацией, внешними причинами, тем фактом, что большинство лю­дей поступило бы точно так же.

Внутренняя атрибуция – зависимость поведения человека от особенно­сти его личности, характера, установок.

Внушение – целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого, при котором осуществляется процесс передачи инфор­мации, основанный на ее некритическом восприятии, это эмоционально- волевое воздействие.

Деловое общение – особый вид общения, который реализуется в совме­стной профессионально-предметной деятельности людей и содержание кото­рого определяется социально значимым предметом общения, взаимным пси­хологическим влиянием субъектов общения и формально-ролевым принци­пом их взаимодействия.

Деловой этикет – правила поведения в профессиональной и деловой сфе­рах в процессе общения с деловыми партнерами, коллегами, руководителями, подчиненными, клиентами при осуществлении официальных и деловых кон­тактов.

Диалог – форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. В дело­вом общении представляет собой взаимный обмен информацией и учет каж­дым его участников психических состояний собеседников и их интересов.

Духовное деловое общение – обмен духовными ценностями (научной информацией, философскими, эстетическими представлениями и идеями), способствующее развитию внутреннего мира деловых партнеров.

Женский стиль слушания – свойственная человеку манера слушания, для которой характерно большее внимание к эмоциональной стороне сооб­щения, самому процессу общения, а не к содержанию разговора.

Жесты-иллюстраторы сопровождают речь и изображают то, что уже выражено словами.

Жесты-регуляторы могут сопровождать речь, а могут использоваться самостоятельно: «встаньте», «идите сюда», «прошу вас пройти» и т.п.

Жесты-эмблемы – указательные, символические и эмоциональные – имеют самостоятельное значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста.

Закрытые вопросы – вопросы, требующие ответов «да» или «нет» и не способствующие продолжению обсуждения.

Заражение – бессознательная, невольная подверженность человека опре­деленным психическим состояниям; проявляется через передачу определен­ного эмоционального состояния.

Зеркальные вопросы – повторение с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником, с целью заставить собеседника увидеть свое утверждение как бы со стороны.

Идентификация – один из способов понимания другого человека путем уподобления себя ему на основе попытки поставить себя на его место.

Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно- выразительный «срез» его личностных характеристик. Создание имиджа свя­зано с созданием привлекательного образа.

Интерактивная сторона общения – организация взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знания и идеями, но и действиями. И.с.о. отражает процесс систематической смены коммуникативных ролей и взаим­ного воздействия партнеров по общению.

Интроверсия – психологическая характеристика установки личности на свой внутренний мир – мир своих чувств, переживаний, мыслей.

Каузальная атрибуция – формирующаяся в процессе жизни привычка приписывать ответственность за успешные и неуспешные события себе или другим людям, в зависимости от характера участия в них.

Кинесика – особенности, которые отражают эмоциональные реакции че­ловека, т.е. позы, жесты, мимика.

Кинесические средства общения – зрительно воспринимаемые движе­ния другого человека (мимика, пантомимика, позы), выполняющие вырази­тельно-регулятивную функцию в общении.

Коммуникативная компетентность – сложное социально-психологичес­кое образование, выражающееся в способности человека адекватно оцени­вать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнози­ровать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные спо­собы обращения с окружающими.

Коммуникативная сторона общения – сторона общения, заключающая­ся в обмене информацией между людьми.

Коммуникация – в широком смысле – обмен информацией между инди­видами посредством общей системы символов. Коммуникация может осуще­ствляться вербальными и невербальными средствами. К. в деятельностном подходе – совместная деятельность участников коммуникации (коммуникан­тов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Конфликт – высшая степень развития социальных противоречий, острое столкновение противоположно направленных мнений, позиций, сил.

Корпоративная этика – это система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации.

Корпоративный кодекс – свод принципов и правил делового поведения.

Манипулирование в общении – скрытое психологическое воздействие на человека, меняющее его поведение в заданном направлении и обеспечи­вающее воздействующей стороне различные преимущества.

Механизмы психологической защиты – в современной психологии трак­туются как способы сохранения человеком своего душевного равновесия.

Мотивы поведения – побуждения к деятельности, связанные с удовле­творением потребностей человека; определяют активность субъекта и на­правленность его деятельности.

Мотивационное деловое общение – обмен деловых партнеров стремления­ми, желаниями, потребностями, интересами, установками, побуждениями.

Мужской стиль слушания – свойственная человеку манера слушания, для которой характерно внимание к содержанию разговора.

Невербальное общение – несловесная сторона общения с помощью ми­мики, визуальных контактов, жестов и т.д.

Невербальные средства общения – мимика, движения тела, интонаци­онные характеристики голоса, тактильное воздействие, используемые для пе­редачи познавательной или эмоционально-оценочной информации.

Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешива­ясь в речь собеседника своими замечаниями.

Открытые вопросы (Каково.? Как.? Когда.?) – это вопросы, на­правленные на получение информации, способной заинтересовать, активизи­ровать различные мнения.

Паралингвистика или просодика – качество голоса, его диапазон, тональ­ность: особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость.

Переговорное пространство – область, в рамках которой возможно дос­тижение соглашения.

Переговоры – процесс взаимодействия сторон с целью достижения со­гласованного и устраивающего их решения.

Переговоры на основе взаимного учета интересов – одна из стратегий ве­дения переговоров, прикоторой характерно взаимное стремление сторон в выра­ботке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из них.

Перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга парт­нерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.

Перцептивные возможности – совокупность способностей человека правильно определять чувства, мысли, мотивы, намерения, возможные моде­ли поведения других людей, оценивать их отношение ко всем элементам си­туации общения.

Подражание – воспроизведение черт и образов демонстрируемого поведения.

Понимание – постижение и реконструкция смыслового содержания явле­ний исторической, социальной, культурной и природной реальности. П. – универсальная форма освоения действительности.

Проксемика – организация общения, учитывающая взаимную ориента­цию и пространственные потребности его участников.

Проксемические средства – пространственно-временные элементы си­туации общения, содержащие важную для участников общения информацию.

Просодические (паралингвистические) средства общения – ритмико- интонационные стороны речи (высота, громкость голосового тона, тембр го­лоса, сила ударения).

Резюмирование – подведение итогов беседы, соединение ее фрагментов в единое смысловое целое. Применяется в ходе и в конце беседы, заседаний, телефонных разговоров.

Рефлексивное слушание – активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих природных и социальных способностей, а также своего места, роли и значения в системе отношений с другими людьми и с обществом.

Слушание – процесс восприятия информации.

Социальная перцепция – процесс построения целостного образа партне­ра по общению (социальной группы), формирующегося на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Социально -психологическая идентификация – мысленное вхождение в поле сознания и жизненную ситуацию другого человека, оценка его глазами событий и фактов, целей и процесса общения.

Социальные стереотипы – сложившиеся в сознании отдельных людей и социальных групп устойчивые представления о тех или иных социальных яв­лениях, привычное отношение к ним.

Такесические средства общения – динамические прикосновения к парт­неру по общению в форме рукопожатия, похлопывания, обнимания, поцелуя и т. П.

Тактика общения – варианты поведения в конкретной ситуации, вклю­чающие умения оперативно пользоваться механизмами психологического взаимодействия.

Трансакционный анализ – в концепции американского психолога Э. Берна – это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний.

Экстралингвистика – темп речи, пауза между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта.

Экстралингвистические средства общения – включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека (смех, плач, кашель, вздохи, хмыкание и др.).

Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния друго­го человека в форме сопереживания.

Эмпатическое слушание – наиболее интимный вид слушания, исполь­зуемый прежде всего при необходимости глубокого проникновения в про­блему и установления более личных отношений с партнером, дает собесед­нику ощущение вашего сопереживания.

Эмоции – реакция человека на воздействия внешних и внутренних раз­дражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охваты­вающие все виды чувствительности и переживаний.

Этика делового общения – учение о проявлении морали и нравственно­сти в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

Этикет – установленный порядок и внешние формы поведения где-либо, например дипломатический этикет.

Эффект ореола – перенос общего впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств.

Эффект стереотипизации -связан с восприятием и оценкой людей на ос­нове устойчивых представлений, стереотипов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: