Подготовьте, пожалуйста, конспект данного материала


2. Для каждой из форм активизации словаря младших школьников составить по 2-3 практических примера-задания.

Формы активизации словаря:

1. Составление словосочетаний с нужными словами.

За основу возьмем слово «ключ». Спрашиваем у детей, какие значения этого слова им известны. Вводим слово в предложение: Ключ из-под земли (так говорят о воде); Медный или железный ключ (ключ от замка`); Журавлиный ключ (стая птиц).

Слово «идут». Идти могут часы (тикать, менять время), дети (по улице), идти может строительство (продвигаться).

2. Составление предложений с заданными словами или с одним заданным словом.

Составить предложения со словом «сырой». (Сырой картофель лежал в воде. После дождя была сырая земля);

Составить по 1 предложению с каждым словом: луч, туман, земляника.

3. Близкий к тексту пересказ прочитанного с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала.

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»: Ветхая землянка, старик, старуха, 30 лет и 3 года, невод, золотая рыбка, корыто, изба, стать «столбовою дворянкой», «высокий терем», «вольная царица», «поперёк слова молвить», «черная буря».

Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка": Маленькая уточка по имени Серая Шейка, теплые края, Лиса, крыло, поход в лес, Заяц, ждала пока вся полынья замерзнет, охотник, подстрелить Лису, замерзшая уточка, подарок внукам.

4. Рассказы по наблюдениям, по картинам и иные сочинения различных типов с использованием, так называемых опорных слов.

Описание картины И.И. Левитана «Золотая осень».
План:
1.Что изображено на картине.
2.Что изображено на переднем плане картины.
3.Что изображено на заднем плане картины.
4.Цветовая гамма картины.
5.Мое отношение к картине.
На картине И.И. Левитана изображена_______ _______.
На переднем плане картины я вижу ________, ________, речку. На правом берегу реки березовая рощица, в ______ уборе. Трава на лугу уже ________. На левом берегу стоят дубки. Они тоже ______.
На заднем плане картины _________ фон неба украшает зеленый сосняк. А перед ним еле видны маленькие ________ _________. Река скрывается за поворотом и,приобретая голубой оттенок, исчезает вдали.
Левитан любил природу осенью и поэтому использовал в картине только яркие тона.
Мне картина понравилась. Она ______ ________ _________.

Распознать сказки по опорным словам:

1 2 3
Дед Коза Муха
Баба Козлята Денежка
Курочка Волк Базар
Яичко Кузнец Самовар
Мышка Съел Гости
    Паук

§ Какие опорные слова больше всего помогли вам понять, что речь идет именно о сказке “Курочка ряба” (слова – курочка, яичко)?

§ Почему именно эти слова? Верно, во многих русских народных сказках есть дед и баба, и мышка, но только в сказке “Курочка ряба” есть еще и курочка, и яичко. Именно эти слова помогли нам узнать сказку “Курочка ряба”.

§ Давайте поиграем. Представьте, что вы артисты театра и показываете спектакль “Курочка ряба”. Посмотрите на опорные слова и скажите, кто нам нужен и что нам нужно, чтобы сыграть эту сказку (деду дадим бороду, кепку, бабе - платок).

§ А кто еще нам нужен, чтобы разыграть сказку (сказочник).












Разыгрываем сказку

§ Вот какую замечательную сказку мы разыграли. А помогали нам в этом какие слова? (Опорные)


3. Постарайтесь сравнить необходимость и возможность применения указанных принципов словарной работы для национальных и не национальных школ. Ответ обоснуйте.


Учитель начальных классов национальной школы должен опираться на следующие принципы:

1. Новое слово вводится не изолированно, а в сочетании с другими, во фразе, так как основным принципом реализации лексического значения является сочетаемость, контекст. (Для не национальной школы лучше провести анализ нового слова в отдельности).

2. В начале, учащиеся должны усвоить прямое значение нового слова, переносное значение заранее объясняется на основе прямого. (Для не национальной школы такой же принцип).

3. Каждое новое слово, предусмотренное для активного усвоения, должно повторяться на 7-8 уроках подряд. (Для не национальной школы также).

4. Новое слово, подлежащее активному усвоению, можно давать только в известной учащимся грамматической форме. (Это не всегда возможно, но очень желательно).

5. Новые слова, предусмотренные для активного усвоения, необходимо вводить в речевую практику во всех известных формах. (Также очень желательно).

6. Учёт специфики родного языка учащихся, опора на его системный характер. (Просто необходимо это учитывать, но всегда удается).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: