Асимметрия головного мозга

Возрастные особенности коры больших полушарий

До 4-го месяца развития плода поверхность больших полушарий гладкая. К 5-му месяцу внутриутробного развития образуются боковая, затем центральная, теменно-затылочная борозды. К моменту рождения кора больших полушарий имеет такой же тип строения, как у взрослого. Но форма и величина борозд и извилин существенно изменяются и после рождения. Нервные клетки новорожденного имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством отростков, кора у детей значительно тоньше, чем у взрослого. Миелинизация нервных волокон, расположение слоев коры, дифференцирование нервных клеток в основном завершаются к 3 годам. Последующее развитие головного мозга характеризуется увеличением количества ассоциативных волокон и образованием новых нервных связей. Наиболее рано развивается моторная и сенсорная кора, созревание которых заканчивается к 3-му году жизни (слуховая и зрительная части созревают несколько позже). Критический период в развитии ассоциативной коры наступает в 7 лет и продолжается до пубертатного периода. В это же время интенсивно формируются корково-подкорковые взаимосвязи. Кора обеспечивает кортикализацию функций организма, регуляцию произвольных движений, создание и реализацию двигательных стереотипов, высшие психические процессы.

При старении масса головного мозга снижается примерно на 6% к 75 годам, лобных долей —на 15%. Количество нейронов после 55 лет уменьшается ежегодно примерно на 1,5%. После 60 лет происходит постепенное компенсаторное увеличение глиоцитов, что способствует трофике оставшихся нейронов. С возрастом снижаются функциональные возможности нейронов, особенно при нагрузке. Уменьшаются сила и концентрация возбуждения в нервных центрах головного мозга, компенсаторно повышается их чувствительность к гуморальным влияниям за счет усиления проницаемости гематоэнцефалического барьера. Уменьшается количество синапсов, дендритов, контактов, замедляется синтез медиаторов и белковых рецепторов к ним, что снижает скорость передачи информации между нейронами. Важную роль в возникновении этих функциональных сдвигов играет уменьшение мозгового кровотока в головном мозге, снижение доставки кислорода и энергообеспечения процессов нервной ткани, особенно в лобных и височных долях. Уменьшается корковый контроль нижележащих центров, что приводит к ослаблению субординационных влияний в ЦНС. Поток информации, направляемый к объектам регуляции, снижается, также изменяется характер обратной афферентации в связи с уменьшением возбудимости, лабильности и проводимости всех элементов рефлекторной дуги. В этой связи возникает «дезинформация» центров о состоянии на периферии, что приводит часто к несоответствию деятельности (ответа) организма на ту или иную ситуацию. Нередко это проявляется в нарушении координации движений, точности, «старческой» походке и т.д.

 

Асимметрия головного мозга

Большой вклад в разработку проблемы межполушарной асимметрии внесла группа нейропсихологов во главе с А.Р. Лурия (1902-1977), работавшая на базе НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко в 50-70-х годах.

Функциональную асимметрию левого и правого полушарий можно рассматривать как эволюционное приобретение, отражающее достигнутый человеком исключительно высокий уровень функциональной дифференциации его мозга. По одной из гипотез с появлением зачатков абстрактного мышления и речи у далеких предков современного человека эти функции взяло на себя левое полушарие. В связи с этим связанная с левым полушарием правая рука постепенно становилась более активной и вместе с тем более сильной и ловкой. Абстрактное мышление и речь, находясь во взаимозависимости, постепенно совершенствовались и приобретали для человека все большую значимость.

В правом полушарии получили дальнейшее развитие функции конкретного мышления, восприятия и дифференциации неречевых звуков, музыки. Есть мнение, что правое полушарие имеет преимущества в обеспечении самосознания, в осуществлении ориентировки во внешнем пространстве, в узнавании людей по индивидуальным особенностям лица, голосу, в конструировании предметных действий.

В формировании функциональной асимметрии корковых полей большого мозга в процессе онтогенеза и последующего развития ребенка важное значение имеет наследственность. Признается, что у части людей, как правило, у левшей, возможна своеобразная ротация психических функций и тогда доминантным может оказаться правое полушарие. Однако у левшей в большинстве случаев асимметрия полушарий не столь выражена, как у правшей, при этом нередко отмечается сближение функциональных возможностей правой и левой руки, и в таком случае говорят об амбидекстрии.

В 1981 г. Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова предложили классификацию функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности правой и левой половин тела в ней рассматривается как моторная асимметрия. Неравнозначность восприятия объектов, расположенных справа и слева от сагиттальной плоскости тела, обозначается как сенсорная асимметрия. Наконец, специализация правого и левого полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности признается асимметрией психических функций.

В процессе развития ВПФ одно из полушарий, называемое доминантным (обычно левое), специализируется на обеспечении абстрактного мышления и речи - функций, свойственных только человеку.

Таблица. Межполушарная асимметрия

Некоторые современные психологи и физиологи (Батуев А.Б., 1991 и др.) считают, что человек с превалированием левополушарных функций тяготеет к теории, имеет больший словарный запас и активно им пользуется, ему присуща жизненная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать и склонен к созерцательности и воспоминаниям. В норме для большинства людей характерно двуединство этих крайних проявлений поведения и психики.

Существует мнение (Костандов Э.А., 1983) и о том, что у здорового человека имеет место взаимодополняющее сотрудничество обоих полушарий и преимущество функции одного из них проявляется только в определенной стадии того или иного вида нейропсихической деятельности. Отмечается, что, по-видимому, правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию. Зрительно-пространственный анализ стимулов сначала осуществляется в правом полушарии, а затем передается в левое, где происходит окончательный высший, семантический анализ и осознание характера этих стимулов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: