Сочинение №5. Евгений Петрович

«Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта». (И. Кант)

И. Кант рассуждает о единстве чувственного и рационального в познании. Смысл высказывания автора состоит в том, что понятия (рациональное познание), используемые человеком в его практической и познавательной деятельности, зависят от чувственного опыта. Чувственное и рациональное познание нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные «способности» познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии.

Рассмотрим проблему с теоретической точки зрения. Познание –это активное отражение действи­тельности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов развития природы, общества, самого себя. Результатом познания является новое знание. Ученые различают чувственное и рациональное познание. Источником знаний о мире, его красках и звуках, величинах и расстояниях, вкусах и запахах являются органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Органы чувств человека непосредственно контактируют с познаваемыми предметами, получая о них различную информацию. С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др. К формам чувственного познания относят ощущение, восприятие, представление. Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, выполняет рациональное познание. На этапе рационального познания субъект отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, обобщает их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп объектов. Формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение. Выделяют такие формы познания, как мифология, религия, наука, здравый смысл, практические знания, искусство и др. В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании – чувствам или разуму. Эмпирики полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Рационалисты указывают, что данные, основанные на чувственном опыте, недостоверны. Наши знания могут быть получены только с помощью разума без опоры на чувства. И эмпирики, и рационалисты положительно отвечают на вопрос о познаваемости мира. Современные ученые считают, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание, так как это две стороны единого процесса познания. Различие же между ними не во времени, а качественное. Чувственное познание – это низшая ступень, а рациональное познание – высшая.

Приведем пример из истории географии. В представлениях древних людей Земля была плоской. Такой вывод им подсказывало зрение. Впервые идея шарообразности была выдвинута в Древней Греции в 6 веке до н. э. Но это утверждение было не чем иным, как плодом умозрительного философствования. Обоснование идея шарообразности Земли получила в трудах Аристотеля и других философов в 4 веке до н. э. Их доводы состояли в том, что при затмении Луны земная тень имеет форму круга; при подъеме на гору кругозор расширяется; если смотреть на приближающийся со стороны моря корабль, то сначала из-за горизонта появятся мачты и только потом – корпус корабля и др.  Таким образом, используя данные чувственного познания (зрения), древнегреческие философы с помощью мышления нашли доводы в пользу криволинейности земной поверхности. В 15 веке образованные люди не сомневались в том, что Земля – это шар, а кругосветное плавание Магеллана в начале 16 века навсегда положило конец спорам о форме нашей планеты, на практике доказав ее шарообразность.

Приведем пример из истории математики. Никто не знает, как появилось число, как первобытный человек начал считать. Из практики возникла необходимость отвечать на жизненно важные вопросы: сколько охотников пошло на охоту, сколько врагов видели в дальнем лесу и т. п. Таким образом, сам не замечая, человек начал считать. Наиболее простой и доступной «счетной машиной» оказались пальцы рук и ног. Сначала чисел было немного: «один», «два» и «много». Чувственное и рациональное познание у первобытного человека находилось в единстве. Мышление было конкретным и предметным, а задачи решались с помощью конкретных предметов. Не сразу было осознано, что три ореха, три козы и три ребенка обладают общим свойством – их количество равно трем. Для запоминания результатов счета делали зарубки на куске кости или палке. С появлением земледелия и скотоводства, обмена человек начал учиться сравнивать количество одних предметов с аналогичными значениями для предлагаемых ему товаров. Появились понятия «больше», «меньше», «равно». Поштучно считать предметы удобно тогда, когда их не очень много, поэтому возникла идея объединять единицы в группы. С развитием письменности развивались и числа. Сначала это были черточки, но потом появились другие обозначения для больших чисел. Видимо, тогда же появились сложение и вычитание. Позже для обозначения чисел придумали цифры. Цифры служат для условного обозначения числа, а это уже более высокий уровень обобщения: число становится абстрактным понятием. Таким образом, постепенно в единстве чувственного и рационального познания появляются первые математические знания.

Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, в процессе познания участвуют и разум, и чувства. Современные ученые считают, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание, так как это две стороны единого процесса познания.

 

Можно рассматривать два аспекта: 1 аспект – единство чувственного и рационального познания, 2 аспект – информация для рационального познания получается от органов чувств.

Это будет следующее сочинение по этой теме.

 

 «Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта» (И.Кант) (ЕГЭ обществознание) 2 из 6 Оценка эксперта внизу

 

Автор затрагивает проблему освоения знаний, очень актуальную в современном обществе. По мнению автора наш путь познания чего-либо всегда должен начинаться с практики и опыта. Я полностью согласна с автором, потому что без опыта невозможно полностью овладеть знаниями и использовать их в дальнейшем будущем, так как практика - основа познания.

 

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания. Эмпиризм - единственный источник знаний - опыт. Продуктом любого познания является знание, а опыт служит для их закрепления. Таким образом, можно подтвердить мысль о том, что опыт - базовая платформа любого познания.

 

Как пример могу привести современную систему образования. Учебное заведение нацелено на то, чтобы дать индивиду определённые знания. Школа предоставляет базовую основу всех наук и добивается, чтобы на выпуске индивид смог применить свои знания в своей жизни. Но как он усвоил эти знания? Путём выполнения домашнего задания, проектов, докладов - это всё его опыт по освоению навыков и закрепления пройденного материала.

 

Помимо этого, хотела бы привести ещё один пример. Ф. Магелан совершил кругосветное путешествие, чтобы выяснить правду о форме Земли. Опыт(путешествие) дало путешественнику знание о том, что планета, на которой он живёт, на самом деле имеет форму шара, а не диска. Без опыта Магелан не освоил бы столь драгоценное знание и не поведал бы об этом миллионам людей.

 

Таким образом, на конкретных примерах мы можем убедиться, что познание действительно начинается с опыта. Без него индивиду невозможно усвоить какое-либо знание и тем более использовать его в своей жизни.

 

Анализ мини-сочинения «Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта» (И.Кант) (ЕГЭ обществознание) по критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2019г.

29.1 Смысл раскрыт частично, сделан акцент на одну идею: Познание как процесс приобретения человеком новых знаний и роли опыта, практики в этом процессе (1 балл)

 

29.2 Теоретическое содержание: Теория – слабая:
«Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания» (определение понятия не точно, не раскрыто)

 

«Эмпиризм – единственный источник знаний – опыт» (теоретическое понятие не раскрыто, тезисно)

 

Но главное - не раскрыты важнейшие понятия гносеологии, например, можно было так: Кант, говоря о том, что опыт лежит в начале всякого познания, имеет в виду то, что познание начинается, когда субъект посредством органов чувств начинает активно отражать объект познания в своем сознании. Для Канта опыт – это первый, чувственный этап познания. Предметы, явления, события действуют на чувства человека. Мы видим, слышим, осязаем разные стороны объекта - ощущаем, затем воспринимаем его в единстве, целостности, затем - представляем. Ощущение, восприятие, представление основные формы чувственного познания. Затем -2-й этап – рациональный. Здесь тоже 3 формы: формирование в сознании понятия на основе представления, затем суждения и - умозаключение. В реальном познании – чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Истинность или ложность знания, полученного в процессе познания, проверяется практикой и тем же опытом. Опыт – это еще и проверка какого-либо умозаключения, вывода, теории в реальной жизни. (0 баллов)

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) «Ф.Магелан совершил кругосветное путешествие, чтобы выяснить правду о форме Земли» Цель Магеллана – обогнуть Америку с юга и доплыть до Азии (Индии). Он это осуществил, что доказало шарообразность Земли – гипотезу, которую высказывали еще античные философы. (0 баллов)

 

29.4 Фактические аргументы (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: СМИ, школьные предметы, личный опыт, факты общественной жизни; примеры должны быть развернутыми, доказывать теорию): Личный опыт – про школу - тезисно, не развернуто: надо было привести конкретный пример, допустим, на уроке физики мы изучили первый закон Ньютона, а затем провели лабораторную работу. Пример из истории о Магеллане можно засчитать как факт (даже с ошибкой о цели) (1 балл)

 

Итого: 2 балла из 6

 

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=27396

 

Данным высказыванием Кант хотел сказать, что любая деятельность может научить нас чему-нибудь и сформировать знание, главное действовать. Проблема, поставленная автором, крайне актуальна в современном мире, ведь каждый в той или иной мере сталкивался с ней.

 

Для начала разберемся с теоретической базой. Роль практики в процессе познания - приобретение новых знаний об изучаемом предмете или явлений. Познание возможно с помощью наблюдений, экспериментов, опытов и другой деятельности, которая подразумевает взаимодействие с объектом, на которое направлено познание. Познание бывает научное, житейское, религиозное. На мой взгляд, каждое из этих видов познания получается путем прямого воздействия на объект. Но научное познание имеет некоторые особенности, например, исследователи должны быть объективны в своих действиях, чтобы получить точное знание. Знание бывает абсолютным и относительным. Абсолютное знание отражает точные факты, которые нельзя опровергнуть, а относительное может быть подвергнуто изменениям. Я полностью согласна с позицией автора, что опыт помогает нам в новых открытиях.

 

Обратимся к курсу физики. На уроках нам рассказывали об опыте Резерфорда, который экспериментальным путем пытался обнаружить электрон. Было проведено большое количество опытов и в итоге он смог выявить электроны в атоме, которые упорядоченно двигались по электронным орбитам. В наше время данное открытие является научным фактом, который нельзя опровергнуть, а значит можно утверждать, что опытным путем Резерфорд добился абсолютной истины.

 

Еще одним примером, подтверждающим достоверность высказывания Канта, может быть перепись населения, которая даёт социологам определенные знания об утрате некоторых народов. Так в 2010 году, когда проходила перепись населения РФ, было выявлено, что некоторые народы больше не зафиксированы. А значит мы снова может утверждать, что Кант прав и наблюдать это можно и по сей день.

 

Подводя итоги, стоит отметить, что ещё огромное количество знаний неизвестны человеку, и опытами, совместными усилиями мы сможем из узнать.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=57250

 

Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта (И. Кант) (ЕГЭ обществознание)

Я бы хотел проанализировать философское высказывание И. Канта: «Без сомнения всякое наше познание начинается с опыта». Для начала, чтобы раскрыть суть этой цитаты нужно понять что же такое познание и опыт? Познание-процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальность в сознании человека, а результатом получение новых знаний об окружающей среде.

 

Опыт-навыки, умения, которые человек приобретает в результате познания. Проблема поднятая автором будет актуальна все время, потому что любые действия людей выполняются с опорой на жизненный опыт. И. Кант утверждает, что познание начинается с опыта. Я полностью разделяю мнение автора в отношении этой проблемы. Познание заключается в том, что занимаясь любой деятельностью человек учится, накапливает знания и опыт в этом деле, которые в дальнейшем он будет использовать.

 

В качестве доказательства можно рассмотреть известного, благодаря своей теории происхождения мира, биолога Чарльза Дарвина. Его теория-результат множества исследований и опытов в области биологии. Чарльз Дарвин описал более 3000 растений и животных прежде чем прийти к своей теории. Это результат накопленного во время исследования опыта, который в дальнейшем он использовал для других своих исследований.

 

Так же и Петр I, много учился, тем самым набираясь опыта. Петр I был не просто императором, который может руководить, он всегда мог сам показать, как нужно делать то или иное дело, ведь Петр был не только образован, но и много что умел. Петр I провел множество реформ и внес большой вклад в развитие России.

 

Подводя итог своему рассуждению скажу, что действительно, познание начинается с опыта, ведь все люди познают то или иное дело с опытом этому свидетельствует множество примеров из истории и других областей.

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=43560

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: