Работу выполнил студент группы ЭиУП(о)-12 Сорокин Е. А.
1 вопрос. Дайте определение и характеристики общего понятия этничности:
Этничность – широко используемая в науке категория, обозначающая существование культурно отличительных (этнических) групп и идентичностей. Понятие этноса предполагает существование гомогенных, функциональных и статичных характеристик, которые отличают данную группу от других, обладающих иными параметрами тех же характеристик. Общепринятого определения этноса не существует, но доминируют его определения как «этносоциального организма» (Ю.В. Бромлей) или как «биосоциального организма» (Л.Н. Гумилев).
Некоторые учёные считают, что этничность — это лишь обобщение, под которым нет реальной сущности и которое не имеет смысла вне более конкретных и частных понятий. Многие исследователи отмечают наличие дихотомии в понятии «этничность». С одной стороны, оно обозначало совокупность людей, которая обладает общими характеристиками, живут и действуют сообща «группа друзей/товарищей». П. А. Сорокин писал: «Национальности как единого социального элемента нет, как нет и специально национальной связи. То, что обозначается этим словом, есть просто результат нерасчлененности и неглубокого понимания дела. При этом в западной традиции использование терминов «этнический» и «этничность» обнаруживает его тесную связь с политикой и социологией. А. Коэн пишет, что: «Этничность по существу — это форма взаимодействия между культурными группами, действующими в рамках общих социальных контекстов».
Этничность может быть определена как специфический тип социальных отношений, способов и форм внутреннего и внешнего взаимодействия людей, которое принято в данном обществе.
4 вопрос. Проведите сравнительный анализ этничности в рамках конструктивистской и инструменталистской парадигм:
Конструктивистский подход утверждает социальный характер происхождения и природы этничности, которая рассматривается как форма организации культурных различий в обществе. Этничность — это социальное явление.
Инструменталисткий подход в центр внимания ставит не эмоциональные или генетические аспекты этнической идентичности, а ее рациональные аспекты, те функции, которые она выполняет в политической жизни общества.
Главный акцент инструменталисты ставят на функциональный смысл, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей.
Этничность в инструменталистском подходе выступает в качестве средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе.
Отличительной особенностью конструктивистской парадигмы по сравнению с другими концепциями является не добавление в определение этничности новых признаков, а введение в любой подобный перечень элемента представления об этих признаках. В понимании конструктивистов этничность понимается как процесс социального конструирования воображаемых
общностей, которые основаны на вере в то, что общности объединены природными, естественными связями, а также единым типом культуры и идеей об общности происхождения и общей истории. То. в какой мере данные признаки объединяются в одно целое, то есть сама этничность, зависит от многих социальных факторов.
6 вопрос. В чем заключается сущность «широкого» и «узкого» подхода к этничности в концепции Ю. В. Бромлея. Дайте определения базовым понятиям в его концепции: «этнос», «этникос», «этносоциальное образование», «этносоциальный организм» (ЭСО).
Дальнейшая разработка примордиалистского подхода к этничности связана с именем отечественного социолога Ю. В. Бромлея, который наиболее последовательно развивал историко-эволюционный взгляды в рамках теории этноса. Исходный пункт
его теории состоит в том, что в этносе по-разному сочетаются, с одной стороны, собственно этнические свойства (язык, традиционная культура, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия этих собственно этнических свойств (природо-географо-территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т. п.). В соответствии с этим делением этнос получает двойственную (дуалистическую) природу и два смысла — узкий и широкий. Этнос в узком смысле получил наименование «этникос» (греческое прилагательное от «этнос») и включил в себя все собственно этнические характеристики. Этнос в широком смысле был назван этносоциальным организмом (ЭСО) и, таким образом, выглядел как сочетание собственно этнических элементов и условий его складывания и функционирования. Например, все украинцы будут этникосами, а украинцы, живущие в пределах Республики Украина, — ЭСО.
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.
Этносоциальное образование – отдельные территориально-политические (потестарные) общности (общества), образующие самостоятельные макроединицы общественного развития (племена – в первобытном, государства – в классовом).
Этникос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме).
Этносоциальный организм (ЭСО) – та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность.
Дополнительный вопрос: Критики Навального обвиняют его в национализме. На каком из теоретических подходов, описанных в главе 13, базируется его аргументация?
Алексей Навальный не боится открыто поднимать вопрос национальных межэтнических конфликтов – в первую очередь конфликты связаны с массовой миграцией (легальной и нелегальной) из стран Средней Азии и взаимоотношением с выходцами из республик Северного Кавказа. Навальный отмечал, что национализм является одним из «ключевых, определяющих пунктов» идеологии движения. По словам К. Воронкова, биографа политика, А. Навальный «называет себя национал-демократом, потому что он отделяет национальность от нации», делая акцент на общественной, а не этнической составляющей этого понятия.
Алексей Навальный считает, что национализм «должен стать стержнем политической системы России». Национализм – не насилие по его мнению. «Националист - это тот, кто не хочет, чтобы из слова Россия удалили русский корень» - говорит Навальный.
Инструменталисты ставят на функциональный смысл, где этничность рассматривается как способ достижения определенных целей.
Этничность в инструменталистском подходе выступает в качестве средства для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе, что отражается в трактовках Навального, используемых в политических целях и приведенных ранее. То есть он достигает именно своих политических целей, используя политику национализма.
В конструктивизме ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. направление элитой массы народа на нужное для определенной верхушки место, задание определенного направления. Только благодаря верхушке общества, «элите» создаются этнические группы, что присутствует в воззрениях Навального. Мобилизация массы является схожей чертой конструктивизма и инструментализма, поэтому конструктивистский подход также прослеживается у Навального.
Также его высказывания, политику можно соотнести с примордиалистским подходом, в рамках данного подхода этнос рассматривается как первозданная общность людей, единственно-правильная общность, заявляющая о себе в истории и реальной жизни в неповторимых конкретно-исторических формах, имеет место неприязнь к другим этносам. Алексей Навальный вольно высказывается в своём блоге касаемо нетерпения «евреев и чужеземцев», лозунг о Кавказе висел на грани признания экстремистским, вольно высказывается в разговорах о других этносах, сюда же можно отнести его его мысли касательно визового режима, представление о себе, как о «русском националисте», а «русские националисты» неуважительно относятся по отношению к другим группам, они считают, что идеологиям других не место, что и находит отражение в примордиализме.






