Существительное с отрицательным значением

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО АКТА ОСКОРБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Кулик Д.К.

Гуманитарно-педагогический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

В настоящее время прослеживается тенденция тщательного и детального изучения экспрессивности речевых актов, к которым и относится речевой акт оскорбления.

Лексические особенности речевого акта оскорбления рассматривают в своих работах следующие учёные: Г.Х. Аженова, Г.В. Кусов, Н.А. Трофимова, И.А. Стернин и др.

Цель работы – определить лексические единицы, которые содержат оскорбление, выявить тематические классификации оскорблений.

Задачи:

1) рассмотреть понятие «речевой акт оскорбления»

2) выявить и проанализировать частотность лексических средств, используемых в речевых актах оскорбления.

Представим несколько определений речевого акта оскорбления:

1) Речевой акт оскорбления – «совокупность вербализованных представлений, которые в речи при адресной направленности приводят к оценочному дисбалансу между максимой социальной репрезентации языковой личности (тем, как индивид хотел бы, чтобы о нем думали другие) и максимой социальной самоидентификации языковой личности (тем, как индивид воспринимает себя сам)» [1, с. 8].

2) Речевой акт оскорбления – высказывания, при помощи которых осуществляется попытка снизить авторитет адресата [3, с. 216].

Таким образом, основой оскорбления является негативная оценка адресата, его поступков, слов, мыслей.

Материалом исследования являются примеры из Национального корпуса русского языка (НКРЯ). Всего, методом сплошной выборки, из Национального корпуса нами было отобрано 153 речевых акта оскорбления.

Оскорбление всегда характеризуется использованием бранной лексики. К бранной лексике принадлежат слова и выражения с экспрессивной окраской, целью которых является в грубой, унизительной или циничной форме оскорбить адресата.

Одним из наиболее распространенных способов выражения семантики отрицательной оценки на лексическом уровне являются существительные.

На основе примеров были выделены следующие группы:

- отсылающие к животному миру («осёл», «собака», «обезьяна» и т.д.). Например:   Аксель! Ты осёл, Аксель! Мы влезаем в войну [2] = Ты являешься таким же глупым, как осёл.

- отсылающие к растительному миру («дуб», «дубина», «лопух»). Например: Осторожнее, не сломай тележку, дубина! Аккуратнее с пациентом, он нам еще пригодится [2];

- отсылающие к мифологическим образам («дьявол», «ведьма», «сатана», «иуда», «ирод», «чёрт»). Например: Сама ведьма старая. А молоденькому голову крутишь [2];

- отсылающие к болезням («кретин», «идиот», «дебил», «дегенерат», «олигофрен» ). Например: Ничего, я с вами потом разберусь! Дегенераты! [2];

- слова, в значении которых заключена отрицательная оценка деятельности, поведения, черт характера («бестия», «гадёныш», «грымза», «зараза» и т.д.). Например: Негодяи! Мерзавцы! Ну, ничего, когда он придёт, я ему расскажу, как с нами здесь обращаются [2].

Анализ примеров, содержащих речевой акт оскорбления, показал, что чаще всего люди используют существительные с отрицательной оценкой относительно поведения, характера, деятельности.

Относительно прилагательных можно сказать, что они не являются доминирующей частью речи в речевом акте оскорбления. Чаще всего прилагательные сопутствуют существительным, конкретизируют их. Для речевого акта оскорбления используют прилагательные отрицательной оценки («проклятый», «грязный», «подлый», «глупый» и др.). Например: Подлая гадина! ― вновь вспомнил о коте Мирко [2].

  Проанализировав примеры из Национального корпуса, можно заметить, что в речевом акте оскорбления лишь 14% примеров содержат прилагательные.

Некоторые оскорбительные существительные требуют нахождения рядом с собой конкретных определений. Данные сочетания закреплены в коллективном языковом сознании, стали устойчивыми выражениями. Например, типичными сочетаниями являются: змея подколодная, гад ползучий, дубина стоеросовая и др. Например: Что натворили, гады ползучие! [2].

Не последняя роль в речевом акте оскорбления отводится местоимениям в 3 лице. Категория лица дает возможность понять распределение ролей между участниками беседы. 1 лицо обозначает того, кто произносит речь. 2 лицо – адресат высказывания (кто слушает). 3 лицо говорит о человеке / людях, не участвующих в беседе. Например: Я из загорода на первой электричке сюда приехал, а он, подлец, курит! [2]. Говорящий, используя местоимение Он по отношению к слушающему, преследует определённую цель – оскорбить собеседника, обезличить его. А в совокупности с лексемой «подлец» присутствует усиление оскорбительности.

На синтаксическом уровне структуру речевых актов оскорбления можно представить следующим образом:

Ты/вы X, где X – существительное с отрицательным значением

Ты ― ничтожество, и нас это веселит [2].

2. Прилагательное с отрицательным значением + существительное с отрицательным значением

Дьявольское отродье! [2].

Существительное с отрицательным значением

Идиот! [2].

4. (…), Х, где Х – обращение

А ты вообще молчи, дура! [2].

Далее обратимся к количественному анализу синтаксических конструкций, которые могут встретиться в речевом акте оскорбления. Было установлено, что чаще всего оскорбление в речевом акте является обращением.

Так как речевой акт оскорбления относится к экспрессивным речевым актам, то на письме это отображается при помощи восклицательного знака, который выполняет экспрессивную функцию и ставится в конце предложения для передачи сильных эмоций: Иди остынь, стервец! [2]. Дополнительными элементами в речевом акте оскорбления, которые являются обозначением адресности оскорбления, помимо восклицательного знака могут служить:

- усилительные частицы («вот», «ну», «что за»): Ну и дурак! Ты меня сейчас бесишь [2];

- междометия («ах»): Ах ты сволочь, сволочь! Ты думаешь ― ты хозяин жизни. А ты ― пёс жизни" [2];

- восклицательные местоимения («какой»).

Итак, речевой акт оскорбления реализуется через набор языковых средств, которые формируют негативную речевую модель личности. Проанализировав примеры Национального корпуса русского языка, нами была установлена закономерность: чем сильнее выражаемая эмоция, тем меньше слов употребляет говорящий.

Литература:

1. Кусов, Г.В. Оскорбление как иллокутивный лингвокультурный аспект. – Автореф.... канд. филол. наук: 10.02.19. – Волгоград, 2004. – 26 с.

2. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – URL: http://ruscorpora.ru

2. Трофимова, Н.А. Экспрессивные речевые акты в диалогическом дискурсе. Семантический, прагматический, грамматический анализ: Монография. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2008. – 376 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: