Старые фото. Воспоминания

Виктор Алексеевич Орлов

заслуженный художник РФ,

член ВТОО «Союз художников России» (г. Ногинск)

Старые фото. Воспоминания

(по записи выступления)

Добрый день! Время быстро летит. Казалось бы, недавно мы собирались на VI чтениях, и вот уже новые Абакумовские чтения. Сергей Александрович Гавриляченко сейчас провел серьезное исследование, а я затрону только один из тех пунктиров, которые он наметил – это Абакумов и северная земля, Абакумов и деревня Синяково.

Синяково – это вообще отдельная тема для рассказа, это целая жизнь, это целый мир, потому что, к сожалению, почти все старики умерли. Когда мы приехали, они были полными здоровья, ходили коровы, бараны, скот был, сено косилось – это жизнь была. Вот эту жизнь мы застали, мы увидели. И у Миши, на его больших синяковских холстах, эта жизнь сохранилась. Совершенно невероятно он её сумел передать, он почувствовал её. Удивительные утра синяковские, закаты, сенокосы – всё это ярко в его живописи. К нам деревенские хорошо относились. Любили, когда мы приезжали, начинали грустить, когда мы уезжали. Иногда вдруг выходим на крыльцо или террасу, а там стоит ведро картошки, три кабачка лежат, несколько пирогов – только не уезжайте!

Понимаете, это совершенно невероятное ощущение тепла от людей, которые не понимают, что ты делаешь. Дядя Гена спрашивает: «Слушай, а что, неужели это покупают? А кому это надо? Не понимаю…» И это тоже окружение, это тоже формирование личности. А то поколение, которое прошло и войну, и восстановление, и кошмар перестройки – лицо нашего отечества. Оно же состоит не только из тех людей, которых мы видим по телевизору.

В Синяково Михаил Абакумов попал благодаря Асе, его супруге, которая там выросла на бережке. Это удивительно красивое место, прекрасное по своему состоянию: это река Кубина, деревья, которые стоят на берегу этой реки.  Это место было во многом предназначено Абакумову, и он создал целый мир, огромный образ Вологодчины.

Я показываю на Абакумовских чтениях как правило фотографии из своего архива, то что нахожу. К сожалению, не очень много сохранилось, но вот эти плёнки, которые я хочу показать, были мною забытые. Они отсняты в 1992 году. Но вот недавно, разбирая коробки, я, слава богу, нашёл их, чему очень рад. Потому что на них деревня Синяково в живом виде с её жителями. Герои этих плёнок не столько Михаил Георгиевич, сколько сама деревня и жители этой деревни. Это очень важно, потому что художник формируется и работает не в безвоздушном пространстве, он находится в человеческой среде.

Когда мы в 1984 году попали в Синяково, то эта деревня была живой, она жила. Все дома были наполнены жителями, детьми, в каждом доме содержалась скотина. Это всё произвело удивительное впечатление, которое затем проявилось в произведениях художника.

Давайте начнём смотреть фотографии.

Это 1992 год. Михаилу Георгиевичу здесь 44 года. Дом он купил в 1989 году. За эти 3 года привёл частично его в порядок. Мы с Мариной приехали в 1991 году, тоже искали себе там дом, нам очень понравилось это удивительное место. Объездили в округе километрах в 30 от Синяково все деревни, пытаясь найти себе какое-то пристанище. Дома в то время там везде продавались, но всё-таки лучше Синяково ничего мы не нашли. Это была наиболее сосредоточенная в себе деревня на удивительном берегу реки Кубина, 60 метров над уровнем реки, простор невообразимый. Сама деревня ухоженная, ограждённая плетёнными заборами, трава, как ковёр. Создавалось ощущение наполненной жизнью деревни.

Мы на поезде доехали до Харовска, а дальше на байдарке, которая у нас была с собой сплавились по реке до деревни Синяково - попасть туда на машине было очень сложно, ведь нужно было ехать в объезд, и дорога могла занять целый день.

 

Вот и деревня. Это местное мужское население. Что не человек – то характер. Каждый из них представляет собой целый мир – это Шукшинские типажи. Когда деревня живая, тогда в ней происходят какие-то внутренние процессы, очень серьёзные личностные взаимоотношения. Причем это всё люди, которые родились, выросли, работают там. Они ушли на фронт, вернулись, восстанавливали хозяйство. В них удивительная цельность есть, каждый из них со своим характером и отношением к происходящему.

Вот мы купили дом в центре деревни. Он был предназначен на дрова, поэтому на него никто серьёзно не смотрел. На лестнице сидит Андрей Абакумов, а рядом стоит наш Антон.

 

А мы с женой у ворот и калитки наводим порядок.

 

 Это вокруг дома убираемся, Такой вот огрызок дома, но мы потом его восстановили, и он до сих пор существует.

 

 

 

Это у дома Абакумова. Ещё нет пристроенной террасы, дом только приводится в порядок. Видите, там ещё нет сада, забора – это всё ещё в процессе строительства. Андрюшка лезет на крышу. Это любимое его с Наташей занятие – смотреть с крыши на окружающий мир.

 

Фотография с крыши. Достали кирпич для печки. Без печи в избе нельзя, ведь погода на севере разная. Стоит сосед Смирнов и Миша с ним разговаривает. Брёвна приготовлены, чтобы поменять первые венцы избы.

 

 

Юные помощники. Дети лезут на крышу

 

Это дядя Саша, Александр Александрович Кортин – местный печник. С ним там вообще отдельная история. Его долго уговаривали сделать печку. Согласился он только при условии, что мы будем месить глину, подносить её и кирпичи. Подносили кирпичи, Мы включились в работу а Ася с Мариной смотрели, как он кладёт печь. В конце концов печь была сделана.

В деревне были свои традиции, которые не исчезли вместе с разрушением Советского Союза. И это здорово! Вот этот помост – это импровизированная сцена.  19 августа в день Преображения устраивали общий деревенский праздник. В этот день сколачивались временные столы, ставились в центре. У Миши дом –бывший клуб, поэтому он стоял в центре деревни. Прямо перед его домом помост, на котором выступала самодеятельность.

Вот начинают собираться жители деревни, смотрят кто будет выступать. Стол накрывается из того, что приносят односельчане.

 

 

 

Деревенские зарисовки.

Это местные женщины поют и пляшут. Игорь Николаевич Трифонов играет на гармошке. Такая вот очень тёплая атмосфера.

 

 

 Все смотрят выступление, Михаил стоит с блокнотом как всегда, что-то рисует какую-то композицию.

 

Послеобеденный сон Абакумова. Михаил человек импульсивный, очень быстро работающий. Он мог большой, метровый холст написать за один сеанс, принести его поставить и вот так свалиться и спать потом.

 

Вот такие фотографии из забытых плёнок про историю деревни Синяково и Михаила Георгиевича Абакумова, который в этой деревни обосновался и, в какой-то степени, дал затем некую вторую жизнь этой деревне.

Спасибо!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: