Статика и динамика в композиции

    Решая творческие задачи, художник часто сталкивается с вопросом размещения основных героев на полотне и поиском средств передачи их деятельности. Применение статики и динамики в композиции – один из эффективных инструментов для достижения этих целей. (Рис.1)

    Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью отсутствует движение, встречается не так уж много.

     Движение или динамика.

    Что мы подразумеваем под словом «движение»?

    Самое простое и понятное – это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п.

    Под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать. Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

 

(Рис.1)

     Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии. (Рис.2)

(Рис.2)

 

    Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора.

     Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов.

Прием смещения композиционного центра. Очень часто художники специально применяют асимметрию для передачи движения. Смещая центр притяжения внимания в сторону, вниз или вверх, они создают впечатление композиционной неуравновешенности, которую мозг зрителя пытается мысленно вернуть к равновесию. От этого создаётся иллюзия движения, давления, полёта и т.д. (Рис.3)

(Рис.3)

    Применение изображений, содержащих фазы движения. Наиболее распространенный приём. Нарисовав скачущую лошадь или бегущего человека, можно не сомневаться, что мозг зрителя оживит картину. (Рис.4)

 

(Рис.4)

 

    И, наконец, динамическое построение композиции. Что это такое? Простой пример: нарисуйте заборчик из прямо стоящих штакетин, а рядом изобразите точно такой же, но все штакетины наклоните вправо. Теперь сравните рисунки. Тот забор, что с наклоном, будет убегать вправо, а прямой стоять на месте. Такой приём умело используют настоящие мастера для передачи движения на своих полотнах. (Рис.5)

 

(Рис.5)

 

 

 

ЗАДАНИЕ

 

 

Материалы для работы:

- белая бумага А-4;

- простой карандаш и ластик;

- гуашь;

- кисти;

- баночка с водой;

- палитра.

На листе А-4 выполнить 2 рисунка. Можно выполнить модели из цветной бумаги.

 

1-й рисунок.

Из 4-6 геометрических фигур создать статичную уравновешенную композицию. Выполнить гуашью или вырезать из цветной бумаги. Можно использовать 2-4 цвета (из цветовых гармоний) + черный, серый

2-й рисунок.

Из 4-6 геометрических фигур создать динамичную композицию. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.) Можно использовать 2-3 цвета (из цветовых гармоний) + черный, серый

Выполнить гуашью или из цветной бумаги.

Примеры работ

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: