Роль концертмейстера на уроке классического танца

Луганская Государственная Академия культуры и искусств

Имени М. Матусовского

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА НА УРОКЕ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Составитель: концертмейстер кафедры хореографического искусства

Душина Татьяна Леонидовна

Луганск 2020

Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на уроках классического танца работают педагог и концертмейстер. Их контакт, четкая координация совместных усилий, хорошее знание хореографического и музыкального материала урока – это основа для успешной организации процесса обучения.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического, гармонического, духовного, физического развития человека. Танец раскрывает его внутренний мир, творческий потенциал и развивает образное мышление и фантазию, дает гармоническое, пластическое развитие, музыкальную и образную выразительность в творчестве.

Чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук и выразительность – вот что включает в себя танцевального искусства. Велика роль и музыкального сопровождения на уроках классического танца. Успех работы зависит от выразительного художественного исполнения музыки пианистом, от того, как он доносит ее содержание. Звучание высокохудожественной музыки на уроке обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. При обучении экзерсису, соединение движений и музыки является важной задачей.

Концертмейстер – надёжный друг и партнёр педагога. Не маловажную роль играет их психологическая совместимость и личностные качества. Атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, непринуждённости становится залогом успешной творческой работы, осуществления всех замыслов для достижения высокой результативности в исполнительской деятельности студентов хореографических классов.

Концертмейстер – не только посредник между музыкой и хореографией, но и активный участник в решении задач, поставленных педагогом перед студентами. И важно чтобы в сознании учащихся танцевальные движения не просто следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия музыки и пластики, развивая их творческий потенциал.

Что затрудняет постоянную совместную работу педагога и концертмейстера, так это отсутствие у концертмейстера специальной подготовки для работы в хореографическом классе:

Концертмейстер должен знать итальянские музыкальные термины французские хореографические, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) – это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Музыкальное сопровождение должно быть плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Здесь музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений 2/4, 4/4.

Также, концертмейстеру необходимо знать, как каждое упражнение исполняется, чтобы четко представлять себе его структуру, музыкально сопроводив его с правильными акцентами и динамикой. Если педагог вдруг остановит упражнение или начнёт отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно, то концертмейстер должен сориентироваться с какого места нотного материала вступить. Знание исполнения всех хореографических упражнений, которыми учащиеся овладевают на уроках нужно и для проведения полноценного урока в отсутствие педагога.

Концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Он не самостоятельный исполнитель, а помощник танцору для более четкого и точного исполнения движений. Внимание концертмейстера распределятся между игрой, требованием педагога и действиями учащихся, чтобы в нужный момент помочь движению темпом, акцентом, динамическими акцентами и т.д. На уроке в поле зрения концертмейстера весь класс. Разные физические особенности учащихся учитываются, когда движение выполняется по одному.

Важно чтобы было темповое соответствие хореографического и музыкального исполнения. У одного учащегося небольшой прыжок, а у другого, например, природная способность к высокому прыжку. Поэтому одно и то же движение они не могут выполнять одинаково. Концертмейстер должен умело менять темп – чувствовать микродозы в отклонениях от оптимального темпа, тончайшие, почти неуловимые градации, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.

Успех работы со студентами зависит от выразительного и художественного исполнения музыки пианистом, от того, как он доносит ее содержание до студентов. Студентам помогают услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях ясная фразировка и яркие динамические контрасты. Музыка и танец не разделимы и являются замечательным средством для развития эмоциональной сферы у студентов и в их эстетическом воспитании.

Музыка на занятиях хореографии – это не просто фон для того или иного упражнения. Она составляет содержание каждого урока и неотъемлема от него. Звучание высокохудожественной музыки на уроке обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. При обучении экзерсису, соединение движений и музыки является важной задачей.

Концертмейстер должен придерживаться на уроке классического танца определённых правил:

1. Нежелательно играть очень громким форсированным звуком. Учащиеся лучше слушают точно выверенный звук.

2. Вся балетная лексика идёт на французском языке, и концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

3. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала – это приучает к согласованию движений с музыкой.

4. «Квадратность» построения музыкальной фразы характерна для танцевальной музыки. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратная» фраза в экзерсисе не используется или используется как основа для импровизаций.

5. Не стоит концертмейстеру бояться оторваться от нот, пробовать играть свою импровизацию. Даже если она на первых порах будет с примитивной мелодикой и схематичной гармонией, важнее её точное соответствие характеру, темпу и ритму данного упражнения.

6. Важна роль акцентов: одни движения начинаются на сильную долю, другие – «из затакта».

Вот общие рекомендации, которым важно следовать, играя на уроке хореографии. Находиться в поиске, подбирать интересную музыку, импровизировать, не останавливаться на достигнутом. Балетное музыкальное наследие, созданное композиторами прошлых лет и настоящего времени, огромно. В нём немало красивых тем и фрагментов, которые можно использовать в работе и которые будут живо восприниматься учащимися.

Профессия концертмейстера хореографии уникальна. Комплекс умений и навыков, развитые слуховые и зрительные ощущения и представления, основанные на глубоких знаниях музыкально-хореографической природы предмета это то, что отличает хореографического концертмейстера от других концертмейстеров. Она требует от пианиста творческой самоотдачи и даже актёрского перевоплощения.

 

Литература

1. Громов Ю. И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера». СП6ГУП, 1977.

2. Раевская Н. «Классический танец. Музыка на уроке. Музыкальное оформление урока классического танца», СПб, 2004.

3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Танцевально-игровая гимнастика для студентов». Учебно-методическое пособие для педагогов. СПб, «Детство пресс» 2003.

4. Фиш Э., Руднева С. «Музыкальное движение» Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания. Изд. Центр «Гуманитарная академия» СПб, 2000.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: