Задание Прочитайте биографию Е.В.Габовой и напишите в тетради кто главные герои её произведений и на какие темы она пишет?

Тема урока. Сведения о жизни и творчестве Е.В.Габовой.

Темы и герои произведений.

Внимание! Уважаемые участники образовательного процесса, с 14.04 по многим предметам занятия ознакомительного и творческого характера:

читаете задания, выполняете, если есть желание, можно присылать ответы через Электронный журнал, либо через электронную почту sizeva.j@yandex.ru либо в группу Литература РК 5 класс.

Учебник по Литературе РК (электронный вариант) я Вам скинула в группу Литература РК 5 класс.

В учебнике информация на странице 149-150

задание Прочитайте биографию Е.В.Габовой и напишите в тетради кто главные герои её произведений и на какие темы она пишет?

 Я Вам предлагаю 3 страницы для чтения.

Елена Васильевна Габова

Родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Писать начала со школьных лет. В 1966 году в журнале «Пионер» было опубликовано ее стихотворение «Ветер». В 1970 году Елена Габова поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на сценарный факультет и в 1976 году его окончила, получив специальность «кинодраматург».

Ее богатая на события биография включает разные города и страны – Украина, Прибалтика, Средняя Азия и разные области культурной жизни – литературный сотрудник газеты «Молодежь Севера» (Сыктывкар), редактор студии телевидения (Джезказган), методист Дома художественной самодеятельности (Сыктывкар), инструктор Коми отделения Всероссийского театрального общества и др.

С 1985 по 2007 год – литературный консультант Союза писателей Республики Коми.

Свой писательский путь Елена Габова начала как автор пьес для кукольного театра. Воркутинский театр кукол в 1980–1981 годах поставил две ее пьесы – «Венок тундры» и «В стране Дождевании». Первая книга для детей – повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» – вышла в 1983 году в Сыктывкаре. Она открыла читателям автора, обладающего неистощимым воображением. На фантастической планете Лохматиков все окрашено сказочным светом довольства и нежной лени. Читатель попадает в мир детской фантазии, который уводит из однообразной школьной действительности в царство радости и легкомысленной безмятежности. В 1998 году по этому произведению в Сыктывкаре театром оперы и балета поставлен мюзикл. Тяга к необыкновенному отличает и вторую книгу Елены Габовой – «Невидимки в лагере» (1987). Но здесь она отталкивается от реальной жизни, ищет необычное в каждодневном. В центре повести – приключения ребят, оставшихся в пионерском лагере без воспитательницы.

Книги «Гришуня на планете Лохматиков» и «Невидимки в лагере» открыли Елену Габову как талантливого детского писателя. Следующие книги «Двойка по поведению» (1989) и «Тайкина тайна» (1991), адресованные детям среднего и старшего возраста, имели еще больший резонанс. Особенное признание получил рассказ «Двойка по поведению». В 1983 году его публикует журнал «Войвыв кодзув» (Северная звезда), в 1984 году – печатает журнал «Юность», а уже в 1985 году он опубликован в Японии, затем переводится и на английский язык. Рассказ «Двойка по поведению» высоко оценен руководителем семинара Сергеем Залыгиным.

26 апреля 1984 года на общем собрании писателей Коми АССР Елену Габову рекомендовали в члены Союза писателей самые опытные писатели и поэты – И. Торопов, А. Ванеев, Н. Куратова, Н. Мирошниченко. О рассказе «Двойка по поведению» И. Торопов сказал: «Мне рассказ понравился глубиной мышления, знанием психологии юного человека», а Н. Мирошниченко свое мнение выразила так: «Ее глазам дано много видеть, а сердцу чувствовать». Именно эта особенность Елены Габовой, как человека и как писателя, позволила ей выразить в своем творчестве огромный мир детства и юности с их радостями, проблемами, переживаниями и надеждами.

В центре произведений Елены Габовой – подростки, остро чувствующие и несовершенство мира, и его красоту. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных, с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своей собственной душе, с другой, – вот что отличает ее героев. Она показывает сложность, непредсказуемость и уникальность мира подростков, возможность их разгадки лишь в будущем. Так, рыжая Светка Сергеева из рассказа «Не пускайте рыжую на озеро», к которой недоверчиво относятся одноклассники, через много лет открывается как прекрасная певица.

Такие книги писателя, как «Вареная сосулька» (1993), «Никто не видел рыжего» (2000), «Не вставайте с левой ноги» (2004), «Зануда Дёма» (2007), «Жизнь и фантазии Сени Ёлкина» (2007), знакомят читателя с многогранным миром детства и юности. В этих книгах есть сказки, в которых, как всегда у Елены Габовой, волшебное переплетается с обычным, реальным. Автор показывает, что с помощью фантазии, выдумки можно сделать интересными и загадочными самые обычные вещи, например, канцелярскую кнопку (сказка «Злая волшебница кнопка») или ложку (сказка «Обжора-ложка»). Кто в детстве не мечтал о волшебной палочке? Сказка «Волшебная палочка Виталия Коснырева» – это еще один веселый вариант ребячьей фантазии. А кому не хотелось в детстве встретиться с маленьким хрупким мальчиком, героем любимого писателя Антуана де Сент-Экзюпери? Елена Габова реализует и эту детскую мечту в сказке «Встреча с маленьким принцем».

Писательский талант Елены Габовой проявляется в том, что она сочиняет интересные истории, которые ребята читают взахлеб. При этом она даже через самый фантастический и далекий от жизни сюжет, подводит ребят к тому, что такое хорошо и что такое плохо, и к чему должен стремиться человек. Так, например, в ее веселой сказке о планете Лохматиков Гришуне стало скучно на планете бездельников и жаль добрых лохматиков, обделенных знанием.

Некоторые произведения Елены Габовой – настоящие притчи, поучительные истории, легкие, короткие, занимательные; их мораль прозрачна и понятна самым маленьким читателям («Маленькие сказки», «Лягушка Веруша»).

Иногда обычный рядовой эпизод из школьной жизни в произведениях Елены Габовой сулит открытия. Во время экскурсии на птицефабрику кто-то из ребят увидел в поведении двух нахальных цыплят известных школьных хулиганов, после этого их перестали бояться. Смешное и нелепое не может быть страшным – об этом рассказ «Дорога на экскурсию и обратно». Детский взгляд на привычные явления, предметы заметно отличается от восприятия взрослых. Фантастика в ее рассказах и повестях связана с нестандартным взглядом, удивлением перед сложным и непонятным миром. Девочке, героине замечательного маленького рассказа «Шуба», купили красивую розовую шубку. Оторвалась пуговица, и мама сказала: «Ты будешь носить старое пальто, пока пуговица не отрастет». И девочка представила себе, как появляется маленькая, розовенькая пуговичка, она растет, растет и становится круглой и блестящей как чупа-чупс. Брошенная в наказание фраза фантазией девочки материализуется, предстает в смешном виде. Елена Габова показывает, что детская логика и детское воображение побеждают штампы мышления взрослых. Мышление детей всегда неожиданно, изящно и свежо, а логика безупречна. И наказанная девочка жалеет не себя: ведь это красивой шубке теперь придется скучать в шкафу, и никто на нее не посмотрит («А то Вадик Блинов, может, опять бы посмотрел. И шубе стало бы приятно»).

Елена Габова убеждена в том, что диалог взрослых и детей возможен только на основе нестандартного мышления. Так, в рассказе «Нина Игнатьевна против Артемова» не школьные нравоучения победили шутника и забияку, а выигранный спор отчаянной учительницы – ее виртуозное хулиганство в обмен на обещание мальчишки «быть человеком».

Елена Габова неистощимо изобретательна в построении сюжетов, но часто за фантастическим событием стоит включенность в контекст проблем своего времени. Убедительным примером такого повествования является рассказ «Вчерашнее молоко с медом». «Кисло» начатый классный час в одной из школ в году 1980-м, посвященный рутинной внешкольной работе, забурлил, закипел эмоциями – в классе появился странный человек – это их одноклассник, но уже из далекого будущего, которое наступит через двадцать лет. Оказывается, будет интересно в будущем, там будут страна Россия и её президент, объединенная Германия и разъединенная Чехословакия, кока-кола и «челноки». А их одноклассник Борька погибнет в 1998 году в Грозном в какой-то войне:

«в будущем не все так лучезарно».

Еще одно произведение, в котором переплелись два временных пласта – это рассказ «Сено-солома». Этот автобиографический рассказ – дань любви и признательности писателя своей маме, дочери «врага народа». Николай Павлович Попов, дед Елены Габовой, один из основоположников коми литературы. Этот многогранно талантливый человек – поэт, драматург, литературный критик, общественный деятель – был арестован в 1937 году по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и лишь в 1953 году после смерти Сталина вернулся к семье. Рассказ воссоздает один яркий эпизод голодного военного детства Риты Поповой – девочки, «отвечающей» за своего отца. Он – о школьном соревновании, и конфете, подаренной учителем, и горьких слезах от того, что победа в эстафете оплачена сладкой подушечкой, нечаянно проглоченной: девочка не успела насладиться ее сладостью. А, может, это рассказ о школьной учительнице, благодаря которой в девочке-изгое сохранилась вера в людей. И ее загадочные приказы сегодня – «Сено! Солома!» – как весточки с далекого прошлого.

В творчестве Елены Габовой – детство – не идиллия, она изучает непростую жизнь современных детей и подростков, и ведет честный, открытый разговор со своим юным читателем о времени. Реалии сегодняшнего дня – социальное расслоение общества (рассказ «Золушка из семьи многодетных», повесть «Я его терпеть не мог» и др.), межнациональное недоверие и отчуждение, вплоть до экстремизма, проблема скинхедов (повесть «Дуб Толик Сергеевич»). Это тот контекст, в котором живут ребята, – учатся, дружат, влюбляются, грустят и радуются.

Елена Габова пишет о том, что больше всего волнует подростков, – о бурлении чувств, о любви, которая как весеннее половодье захлестывает их. Замечательная маленькая новелла «До завтра» – о весне, о пробуждении чувств. Звонкий, светлый рассказ, как весенняя капель. Это еще не любовь, это предчувствие любви. В нем свежесть чувств юных героев, а неожиданный финал (любимый художественный прием писателя) ничего не меняет в общей тональности рассказа. Такая же светлая аура от целомудренности, чистоты первой любви в рассказе «Новенький и черепаха». Тонкий психологизм в передаче переливов чувств – в произведении «Только часочек у моря синего: повесть о первой любви». Как сладость влюбленности переходит в горечь слепой любви? Почему чувство окрыляющее в какой-то момент становится чувством опустошающим и принижающим, подрезающим крылья? Какой «часочек» у синего моря сделал невозможным их счастье? История печальной любви заставляет задуматься.

Сент-Экзюпери как-то признался: «Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь, что сказать». Елене Габовой всегда есть, что сказать в доверительной, уважительной беседе своим юным друзьям о мире, человеческой душе, самом важном в их жизни. В ответ она получает огромную любовь читателей. Не случайно, по опросам, проведенным Коми республиканской детской библиотекой имени С. Я. Маршака, Елена Габова является самым читаемым детским писателем, пишущим в Республике Коми на русском языке.

Она – автор более 30 книг для детей и подростков, изданных в Сыктывкаре, Москве, Киеве. Повесть «Никто не видел Рыжего» и повестьсказка «Гришуня на планете Лохматиков» изданы в Японии отдельными книгами в 1999 и 2002 годах. Рассказы и повести печатались в журналах «Юность», «Наш современник», «Костер», «Пионер», «Слово»,

«Советская литература», «Таллинн», «Шестиклассник» (Токио). Книги Елены Габовой уже стали детской классикой. Повесть-сказка «Гришуня на планете Лохматиков» и рассказ «Двойка по поведению» вошли в школьную хрестоматию для учеников 5 классов. Ее произведения печатаются в журнале «Путеводная звезда», рекомендованном Министерством образования России для программного и внеклассного чтения. Рассказы и повести переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки, а также на языки народов России – башкирский, марийский и др.

Елена Габова много лет переводит на русский язык произведения коми писателей. Среди переводов – произведения Е. Козловой, Г. Юшкова, А. Попова, В. Тимина. Переводы с коми печатаются в журналах

«Наш современник», «Мурзилка», «Север», газете «Литературная Россия». Она является инициатором издания литературного альманаха

«Белый бор», который стал значительным явлением в культурной жизни Республики Коми.

С 1989 года Елена Габова член Союза писателей России.

В 1999 году ей было присвоено звание «Заслуженный работник Республики Коми», в 2003 году присуждена Государственная премия Республики Коми имени И. А. Куратова, а в 2006 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2006 году она стала лауреатом Международной литературной премии имени Владислава Крапивина за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», в 2008 году – финалистом национальной детской премии «Заветная мечта» за книгу «Зануда Дема» в номинации «Лучшие произведения о подростках и их взаимоотношениях с миром взрослых». Она – лауреат Международной литературной премии А. Толстого (2009), лауреат премии имени П. Бажова (2010), дипломант литературно-педагогического конкурса «Добрая лира» (2010), лауреат республиканского конкурса «Лучшая книга года» (2011), лауреат премии Ю. Рытхэу (2011), лауреат Государственной премии Республики Коми имени И. А. Куратова за альманах «Белый бор» (2013). В 2007 году признана самым читаемым писателем Коми по итогам конкурса «Жемчужина Севера», проводившегося в честь 170-летия Национальной библиотеки Республики Коми.

В 2012 году Елене Габовой присвоено звание «Народный писатель Республики Коми».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: