Таблица «Правовой статус участников избирательных правоотношений»

Наименование участника Требования к участникам на уровне закона (возраст, гражданство и др.) Права участника в ходе избирательной кампании Обязанности участника в ходе избирательной кампании Запреты в отношении участника в целях участия в избирательной кампании В каких стадиях избирательной кампании может принимать участие
1 Избиратель Избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Гражданин должен обладать право- и дееспособностью согласно российскому законодательству и достигнуть на день голосования возраста 18 лет. Граждане России, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории России, обладают равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами. Граждане России имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.   В Российской Федерации избиратель участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания.   Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Стадия: голосование
2 Кандидат 1.Президент Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность. Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ. Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.   Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.   2.Судья имеющий высшее юридическое образование; не имеющий или не имевший судимости либо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.   При соответствии требованиям, указанным выше:   судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.   3. В отношении кандидатов на должность главы администрации, замещающего должность по контракту уставом конкретного муниципалитета и решением представительного органа местного самоуправления, могут быть предусмотрены дополнительные требования. Такие требования обычно включают: - наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным); - возрастной ценз (например, не моложе 25 лет); - образовательный ценз (высшее профессиональное образование); - стаж (например, не менее 3-х лет на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы); - деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы); - знание федерального и регионального законодательства; - положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ. Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности к не более чем одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке и о своем статусе в этом общественном объединении.   Кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры;   - вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов. Средства избирательных фондов имеют целевое назначение. Они могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением предвыборной кампании. 1.Обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о начале сбора подписей. Кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, не вправе создавать собственные избирательные фонды; 2) Не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего фонда, а также обо всех произведенных затратах. Остатки неизрасходованных денежных средств, находящихся на специальном счете, кандидат, зарегистрированный кандидат обязаны перечислить пропорционально вложенным средствам на счета организаций и лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 1.Выдвижение и регистрация 2. Связанные с финансированием избирательной кампании.
3 Зарегистрированный кандидат 1.Президент Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.   Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.   Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.   Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.   2.Судья имеющий высшее юридическое образование; не имеющий или не имевший судимости либо, уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям; не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным; не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.   При соответствии требованиям, указанным выше:   судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.   3. В отношении кандидатов на должность главы администрации, замещающего должность по контракту уставом конкретного муниципалитета и решением представительного органа местного самоуправления, могут быть предусмотрены дополнительные требования. Такие требования обычно включают: - наличие избирательной правоспособности (права избирать и быть избранным); - возрастной ценз (например, не моложе 25 лет); - образовательный ценз (высшее профессиональное образование); - стаж (например, не менее 3-х лет на выборных муниципальных или государственных должностях, на руководящих должностях муниципальной или государственной службы); - деловая репутация (положительные отзывы с предыдущих мест работы (службы); - знание федерального и регионального законодательства; - положительное заключение государственной экспертной комиссии о возможности исполнения должностных обязанностей главы местной администрации по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законами субъекта РФ. - право на ведение предвыборной агитации в различных ее формах (через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах). Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия для доступа к средствам массовой информации;   - вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. Кандидатам, зарегистрированным кандидатам запрещается при проведении агитации злоупотреблять свободой массовой информации, осуществлять подкуп избирателей, заниматься благотворительной деятельностью. Нарушение правил ведения предвыборной агитации, установление фактов подкупа избирателей могут служить основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов;   - право принимать участие в деятельности избирательных комиссий (присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, протоколами об итогах голосования);   - право на оповещение со стороны избирательной комиссии и возможность свободного доступа зарегистрированного кандидата на ее заседания и при осуществлении работы с избирательными документами;   - право назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одном члену комиссии с правом совещательного голоса, а также назначить наблюдателей;   - вправе присутствовать на избирательных участках при проведении голосования, подсчете голосов избирателей, составлении протоколов избирательными комиссиями об итогах голосования, о результатах выборов;   - вправе требовать от избирательных комиссий предоставление итогов голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность соответствующей избирательной комиссии, результатов выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и нижестоящих избирательных комиссий. Так, все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных ФЗ «Об основных гарантиях...». К числу таких случаев закон относит, в частности, обязанность кандидата, находящегося на государственной или муниципальной службе либо работающего в средствах массовой информации, сложить на время участия в выборах исполнение служебных обязанностей (не менее чем за 5 дней до регистрации в избирательную комиссию должен быть предоставлен соответствующий приказ с места работы кандидата); отсутствие у кандидата, баллотирующегося только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, права на создание собственного избирательного фонда. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений, касающихся равного статуса, зарегистрированных кандидатов является основанием для отмены избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, решения о регистрации кандидата.   Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. 1.Стадия предвыборной агитации 2. Стадия голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования
4 Член избирательной комиссии с правом решающего голоса Членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса являются:   председатель УИК; заместитель председателя; секретарь; члены комиссии.   Возраст не менее 18 лет.   Число членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса в составе участковой избирательной комиссии устанавливается избирательным законодательством и зависит от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:   до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования.   а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;   б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;   в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;   г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая находящиеся на машиночитаемых носителях документы и материалы соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы). По его требованию избирательная комиссия обязана заверить эти копии (за исключением копий документов на машиночитаемых носителях). Ознакомление с документами и материалами, содержащими информацию, отнесенную к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, производится в соответствии с федеральными законами;   л) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.   В день голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обладают следующими правами и обязанностями:   выдавать бюллетени избирателям, занося запись об этом в книгу со списком избирателей; выезжать для проведения голосования вне помещения; принимать жалобы от наблюдателей и расписываться в их получении; составлять протоколы об административных правонарушениях; участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов; подписывать протокол об итогах голосования, при этом вправе не соглашаться с протоколом; написать на отдельном листе свое особое мнение, которое должно быть приложено к протоколу УИК; требовать заверенные копии протокола; сопровождать представителей УИК на сдачу протокола и упаковок документации в ТИК; присутствовать при составлении повторного протокола либо повторном подсчете голосов. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса обязаны посещать все заседания комиссии. За непосещение заседаний член УИК может быть исключен по решению суда.   Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе знакомиться с документами и материалами, непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях. Получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию), требовать заверения указанных копий.   В период избирательной кампании члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса поочередно дежурят в УИК. Во время дежурства они выдают открепительные листы, принимают заявления о желании голосовать вне помещения, информируют избирателей и принимают другое участие в работе УИК. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не имеют права заниматься предвыборной агитацией во время предвыборной кампании и в день голосования.   Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть: а) лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; б) граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными; в) граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет; г) депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; д) выборные должностные лица, а также главы местных администраций; е) судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры; ж) на соответствующих выборах - кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов; з) на соответствующих референдумах - члены и уполномоченные представители инициативных групп по проведению референдума; и) на соответствующих выборах, референдумах - члены комиссий с правом совещательного голоса; к) на соответствующих выборах - супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов; л) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов; м) лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения), - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда; н) лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Стадии: создание избирательных комиссий; выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов и определение результатов выборов.
5 Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет, граждане Российской Федерации, признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными, ограниченно дееспособными, лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, выборные должностные лица, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи (за исключением судей, находящихся в отставке), прокуроры, работники аппаратов избирательных комиссий, доверенные лица кандидатов, политических партий, лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания. а) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;   б) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения голосования по этим вопросам;   в) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;   г) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая находящиеся на машиночитаемых носителях документы и материалы соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, подписных листов, избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах депутатов Государственной Думы). По его требованию избирательная комиссия обязана заверить эти копии (за исключением копий документов на машиночитаемых носителях). Ознакомление с документами и материалами, содержащими информацию, отнесенную к государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, производится в соответствии с федеральными законами;   л) вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.   1. Избирательное объединение, избирательный блок, зарегистрировавшие в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации федеральный список кандидатов, вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательные комиссии.   2. Зарегистрированный по одномандатному избирательному округу кандидат вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, а также в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат зарегистрирован.   3. Избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, выдвинувшие зарегистрированного по одномандатному избирательному округу кандидата (кандидатов), также вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.   4. Членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случае, если зарегистрированный кандидат, их назначивший, был избран или если федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, избирательным блоком, их назначившими, допущен к участию в распределении депутатских мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (федеральных списков кандидатов) на следующих выборах депутатов Государственной Думы. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования общих результатов выборов депутатов Государственной Думы в данной избирательной кампании, а в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию поступили жалобы (заявления) и протесты на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и порядок подсчета голосов, а также если по этим фактам ведется судебное разбирательство, - после вынесения окончательного решения по существу жалобы (заявления) или протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом. Член комиссии с совещательным голосом не участвует в голосовании при принятии комиссией решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и не подписывает эти решения, он не вправе также выдавать открепительные удостоверения для голосования на выборах и избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, в погашении этих бюллетеней и открепительных удостоверений для голосования на выборах, в составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов. Стадии: создание избирательных комиссий; выдвижение кандидатов и их регистрация; предвыборная агитация; голосование; подсчет голосов и определение результатов выборов.
6 Наблюдатель Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.   Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдатели имеют право: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов; обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов. Наблюдатель не является организатором выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.   Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. Стадии: наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов
7 Доверенное лицо кандидата Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.   Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Доверенные лица кандидатов, избирательных объединений вправе:   осуществлять в любых допустимых законом формах и законными методами агитационную и иную (организационную, представительскую и другую) деятельность, способствующую избранию кандидата представлять перед избирателями выборные программы кандидатов выступать на собраниях, встречах с гражданами, митингах, принимать участие в публичных дебатах и дискуссиях, демонстрациях, шествиях и пикетах, иных агитационных публичных мероприятиях участвовать в организации агитационных мероприятий, для чего обращаться с заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления и получать необходимое содействие, подавать заявки на проведение митингов, демонстраций, шествий, пикетов, иных публичных мероприятий в уполномоченный орган местного самоуправления присутствовать без дополнительного разрешения на заседаниях избирательной комиссии, осуществившей регистрацию кандидата, списка кандидатов и нижестоящих избирательных комиссий присутствовать без дополнительного разрешения при осуществлении участковыми избирательными комиссиями и территориальными избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования (в том числе на избирательных участках в воинских частях) знакомиться с протоколами соответствующих избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов участвовать в жеребьевках, проводимых избирательной комиссией при определении порядка предоставления бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям обжаловать решения и действия и/или бездействие избирательных комиссий в вышестоящую избирательную комиссию или в суд присутствовать при рассмотрении собственных жалоб и заявлений на заседаниях вышестоящей избирательной комиссии. В день голосования доверенное лицо кандидата имеет полномочия наблюдателя. Они могут присутствовать в день голосования на избирательном участке для контроля за процессом голосования, и обладают другими правами наблюдателя. Доверенные лица не вправе:   вмешиваться в работу избирательных комиссий и совершать действия, препятствующие работе избирательных комиссий;   расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за избирателя по его просьбе избирательный бюллетень;   выдавать избирателям бюллетени для голосования;   предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;   воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом;   заниматься благотворительной деятельностью (данный запрет распространяется и на организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются доверенные лица, а также на иных физических и юридических лиц, действующих по просьбе или по поручению доверенных лиц);   обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи или услуг гражданам и юридическим лицам;   осуществлять от имени зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока действия, совершение которых возможно в силу закона исключительно указанными лицами. Стадии такие как у наблюдателя и кандидата.
8 Избирательное объединение Избирательные объединения представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Избирательные объединения представляет собой политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Важно отметить, что действующий устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Избирательные объединения наделяются законодательством целым комплексом прав. Они могут   выдвигать кандидатов; участвовать в формировании избирательных комиссий; назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей; иметь своих представителей (уполномоченных представителей); вести предвыборную агитацию. Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится   создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов, соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию, предоставление отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п. Все избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии непосредственно после их образования либо одновременно с представлением в избирательную комиссию совместного списка кандидатов. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Стадии: 1.Списки кандидатов 2. Осуществлению предвыборной агитации 3. Финансирование избирательной кампании 4. Контроль за ходом выборов. 5. Формирование избирательных комиссий
9 Представители СМИ Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:   присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами; присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей; требовать немедленно после подписания предоставления копии протокола об итогах голосования или предоставления возможности изготовить копию такого протокола и ее заверения; присутствовать при проведении повторного подсчета голосов; знакомится с итогами голосования по избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, с результатами выборов по избирательному округу. Представитель средства массовой информации обязан:   при получении информации от избирателей, членов избирательной комиссии, иных участников избирательного процесса ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;   соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности;   уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан, права, законные интересы и деловую репутацию избирательных комиссий;   осуществлять видеозапись, кино - и фотосъемку таким образом, чтобы это не создавало предпосылки возможности нарушения конфиденциальности персональных данных участников избирательного процесса;   соблюдать требования законодательства о выборах. Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. На всех стадиях избирательного процесса.
10 Уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления К иным субъектам избирательного процесса относятся:   органы законодательной власти; органы местного самоуправления; уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления; командиры воинских частей; суды. Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции. В компетенцию органов внутренних дел входит обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на территории избирательного участка и в помещении для голосования, охрана и сопровождение избирательной документации, составление протоколов об отдельных административных правонарушениях, посягающих на избирательные права граждан.   К компетенции Следственного комитета Российской Федерации относится возбуждение уголовных дел и проведение предварительного следствия по делам о преступлениях против избирательных прав граждан.   Деятельность по предупреждению и пресечению в период избирательных кампаний экстремистских, террористических проявлений осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Согласно пункту 16 статьи 20 Федерального закона государственные органы, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование. Это общий круг обязанностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, как участников избирательного процесса. Они конкретизируются законодательством о выборах применительно к отдельным видам органов государственной власти и местного самоуправления, отдельным категориям должностных лиц этих органов и в зависимости от стадий избирательного процесса.   Так, поименованные в законе государственные органы, органы местного самоуправления обязаны в установленные сроки образовывать избирательные округа, утверждать схему избирательных округов и опубликовать ее, назначать выборы, выделять средства на финансирование деятельности избирательных комиссий по организации и проведению этих выборов.   Суды общей юрисдикции, согласно уровню выборов, обеспечивают защиту избирательных прав граждан, посредством рассмотрения избирательных споров.   Органы Прокуратуры Российской Федерации осуществляют общий надзор за соблюдением избирательных прав граждан, вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, посягающих ни их избирательные права.   В соответствии с положениями Федерального закона наибольшее количество обязанностей по обеспечению избирательного процесса возложено на органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, в частности, обязаны:   - образовывать избирательные участки;   - безвозмездно предоставлять в распоряжение участковой избирательной комиссии помещения для ее размещения, помещение для голосования;   - выделять специальные места для размещения агитационных печатных материалов на территории каждого избирательного участка. Один из основных принципов избирательного права – организация и проведение выборов независимыми органами, в качестве которых выступают избирательные комиссии. Вмешательство в осуществление избирательными комиссиями полномочий, предусмотренных законодательством о выборах, со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления запрещено законом (пункт 7 статьи 3 Федерального закона). На всех стадиях избирательного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: