Когнитивная теория личности человека

Психодинамические теории личности

1.1. Учение З. Фрейда

Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.

В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго(сверх-я).

Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства.

Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры).

В душевной жизни человека Фрейду удалось также уловить механизмы, феномены, процессы, которые определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного.

Сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, ≪уходом≫ в другую сферу жизнедеятельности. Так, женщины в ситуациях семейных драм ≪уходят≫ в материнство, новые сферы общения, искусства, литературу. Мужчины в подобных ситуациях ≪уходят≫ в профессиональную или иную деятельность, спорт, хобби или интерес к алкоголю.

Обесценивание объекта — косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями, планами. Молодой человек встречался с девушкой, был очарован, мечтал о браке и вдруг неожиданно узнает, что он был для нее вторым, ≪запасным≫ вариантом.

Самообвинение — путь ухода от тревоги путем частичного принижения достоинств своей личности

Теперь обратимся к другому аспекту учения 3. Фрейда о динамике личности — учению об окольных путях бессознательного. Нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выход в сознание. Фрейд уловил окольные пути бессознательного. К ним он отнес свободные ассоциации, сновидения, оговорки, очитки, описки, юмор.

1.2. Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870—1937), венский врач-психиатр, в первый период своей деятельности активно воспринял учение 3. Фрейда и стал одним из основателей, а затем президентом Венского психоаналитического общества. А. Адлер пошел по пути социализации учения Фрейда.

Адлер рассматривает человека как единое и самосогласующееся существо. Структуру саморегулирующейся личности он представляет как индивидуальный стиль жизни, в котором интегрируются исходные мотивационные тенденции: мотив неполноценности и компенсации, социальный интерес; стремление к совершенству. Далее человек — свободное, самодетерминирующееся существо, стремящееся к совершенству, росту, развитию. Личность каждого является его собственным творением. Источником внутренней свободы является творческое ≪Я≫ человека.

 

1.3. Аналитическая психология К.Г. Юнга

Она близка к теории классического психоанализа, потому что имеет с ней много общих корней. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов. Структура личности – это индивидуальное своеобразие отношений отдельных блоков сознательного и бессознательного, интровертированной и экстравертированной личностной установок.

Гуманистическая теория личности человека

Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.

Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.

Когнитивная теория личности человека

Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.

Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.

Гуманистическая теория личности Э. Фромма.

Немецко-американский психолог Э. Фромм (1900–1980) продолжил постфрейдистскую тенденцию в персонологии, уделяя особое внимание влиянию на личность социальных и культурных факторов. Он утверждал, что пропасть между свободой и безопасностью дошла до такого предела, что сегодня одиночество, ощущение собственной незначимости и отчужденность стали определяющими признаками жизни современного человека. Определенной частью людей движет желание бегства от свободы, которое осуществляется посредством механизмов авторитаризма, деструктивности, конформности автомата. Здоровый путь освобождения состоит в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку. Эти потребности базируются на конфликтующих между собой стремлениях к свободе и безопасности: 1) потребность в установлении связей; 2) потребность в преодолении; 3) потребность в корнях; 4) потребность в идентичности; 5) потребность в системе взглядов и преданности.

Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей, предоставляемого социальными, экономическими и политическими условиями. Непродуктивные типы характера – рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивные типы, согласно теории Фромма, представляют собой цель развития человечества; в их основе лежат разум, любовь и труд.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) отвергла постулат З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога – ощущение беспомощности во враждебном мире – является основой невроза.

Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.

Л.И. Божович определила личность как человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется способностью воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я». На этом уровне развития человек способен сознательно действовать на окружающую действительность, изменять ее и самого себя.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С. Выготским, Л.И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

Выдающийся отечественный психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903–1979) представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Эта теория, которую можно оценить как структурно-динамическую, охватывает всю жизнь человека и описывает личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л.И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т. е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает именно к этой деятельности. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: