Типология обществ: формационный подход

Ознакомиться с конспектом

Выписать основные понятия

Ответить на вопросы (птсьменно)

Типология — совокупность нескольких типов общества, объединённых схожими признаками или критериями.

Рассмотрим самые распространённые типологии в зависимости от главного признака, который служит условием объединения обществ.

1) По наличию письменности общества делятся на:

· дописьменные, т. е. умеющие говорить, но не умеющие писать;

· письменные, т. е. владеющие алфавитом, письменностью.

2) По сложности управления и степени социального неравенства:

· простые, в которых нет руководителей и подчинённых, богатых и бедных;

· сложные, в которых существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника.

3) По способу добывания средств существования, т. е. по способу производства (основному виду хозяйственной деятельности:

· общество охотников и собирателей;

· общество огородничества;

· общество скотоводов;

· земледельческое общество;

· индустриальное общество.

4) По способу производства и форме собственности (типология Карла Маркса). Согласно этой типологии, общества с различным языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом жизни, уровнем жизни, но объединённые способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество проходит через следующие формации:

· первобытная;

· рабовладельческая;

· феодальная;

· капиталистическая;

· коммунистическая.

5) Универсальная типология, в основе которой лежат и способ производства, и особенности экономического и политического развития:

· традиционное общество (аграрное, доиндустриальное);

· индустриальное общество;

· постиндустриальное общество (информационное).

Типология обществ: формационный подход

Общества, которые существовали в прошлом и которые существуют сейчас, могут быть разделены на разные типы по определённым схожим признакам. Одну из наиболее распространенных типологий общества предлагает формационный подход. Его основоположниками являются знаменитые немецкие философы Карл Маркс (рис. 1) и Фридрих Энгельс (рис. 2).

Рис. 1. Карл Маркс

 

Рис. 2. Фридрих Энгельс

Поскольку марксизм, по сути, являлся государственной идеологией СССР, формационный подход считался в советском обществознании не просто основным, но единственно верным подходом к анализу общества.

Мы уже говорили с вами, что Маркс и Энгельс по-своему представляли себе структуру общества (рис. 3). Базисом, то есть основой общества, они считали экономическую сферу. Именно развитие экономики, с их точки зрения, определяло развитие всего общества.

Рис. 3. Структура общества

Маркс и Энгельс считали, что в обществе постоянно действуют два элемента – производительные силы и производственные отношения. Производительные силы, по Марксу, включают в себя орудия труда, то есть то, благодаря чему осуществляется процесс производства; в производственные отношения вступают люди, которые заняты в производстве.

Производительные силы развиваются постоянно, эволюционным путем. Каждый год появляются новые открытия и изобретения; время от времени происходят научно-технические революции, в ходе которых средства производства за очень короткий срок меняются кардинально.

Производственные отношения, в свою очередь, с течением времени меняются очень мало. Рабство в древнем Риме в V веке до нашей эры и в III веке нашей эры выглядело практически одинаково.

Таким образом, мы видим, что между уровнем развития производительных сил и производственных отношений рано или поздно наступает разрыв. В этот момент происходит социальная революция (рис. 4).

Рис. 3. Наступление революции (схема)

Качественный уровень развития производственных отношений Маркс назвал формацией. Это слово пришло из геологии и означало «основание», то есть нечто незыблемое, основное.

Первоначально Маркс выделял три формации – первичную (первобытную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую). Критериями для него являлись наличие частной собственности, классов и товарного производства. Они присутствуют только в экономической формации; в первобытной их еще нет, а в коммунистической – уже нет (рис. 5).

Рис. 5 Формации

Впоследствии Маркс уточнил свою схему и разделил экономическую формацию на три – рабовладельческую, феодальную и капиталистическую (рис. 6).

Рис. 6. Формации (2)

Двигателем революции, то есть смены формаций, являются, по Марксу, противоборствующие, или, как их еще называют, антагонистические классы – класс эксплуатируемых и класс эксплуататоров.

В первобытнообщинной формации классов еще нет, в рабовладении появляются рабовладельцы и рабы, в феодализме – феодалы и зависимые крестьяне, в капитализме – буржуазия и наемные рабочие, в коммунизме классов уже не будет.

Таблица «Хронология формаций».

Формация Антагонистические классы Время существования
Первобытнообщинная - 3 млн.- 3000 лет до н.э.
Рабовладельческая Рабовладельцы и рабы 3000 г.до н.э.- 476 г.н.э.
Феодальная Феодалы и зависимые крестьяне 476-1640 гг.
Капиталистическая Буржуазия и наемные рабочие (пролетариат) С 1640 года
Коммунистическая - ?

Разумеется, подход Маркса не свободен от недостатков, и чем дальше, тем больше мы их видим. Это экономикоцентризм, европоцентризм, отсутствие революций во многих странах, необъяснимость политогенеза и отсутствие коммунизма.

Вместе с тем в мире остается немалое количество исследователей, которые считают, что скорректированные воззрения Маркса рано списывать.

Конечно, созданная Марксом и Энгельсом формационная теория не является единственной. В следующий раз мы поговорим еще о двух теориях стадиального деления общества. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Карл Маркс

Огромная популярность марксизма во многих странах мира в XX веке нуждается в объяснении. Как получилось, что эта концепция завоевала так много сторонников?

Большую роль в этом сыграла работа Карла Маркса «Капитал», в которой были использованы многочисленные статистические данные.

Большое значение имело и то, что Маркс создал международную организацию – Первый Интернационал, члены которого занимались, в частности, популяризацией его учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: