Федеральное законодательство

Федеральное законодательство состоит из Федеральных законов и нормативно-правовых подзаконных актов.

Все подзаконные акты не могут противоречить Федеральным законам, издаются в развитие закона, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных.

Подзаконными нормативно-правовыми актами являются:

- Указы, распоряжения Президента РФ,

 - акты (постановления) Правительства РФ, государственных комитетов, федеральных министерств и ведомств, администраций,

- приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты органов федеральной власти.

    Законодательство Субъекта РФ.

Состоит из законов, решений органов законодательной власти Субъекта РФ (Дума, Законодательное собрание и т.п.) и подзаконных актов:

Акты исполнительной власти субъекта РФ (Постановления, распоряжения Губернатора, Правительства субъекта РФ).

    Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

- Актов органов местного самоуправления (Решения представительных органов власти Городская дума).

 

Гр К РФ является основным правовым документом, регламентирующим законодательство о градостроительной деятельности.

(Это очень быстро меняющийся документ, с 2004 года до 2019 года – 118 редакций, за 2019 год 9 ред., уже сейчас есть невведенные в действие, но принятые положения ГрК РФ).

В иерархичности законодательства о градостроительства, применяется общий принцип законодательства РФ, главенство основного документа в области градостроительства над иными нормативными документами, в том числе иными Федеральными законами, так:

- Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

- Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить ГрК РФ.

- По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

4. Принципы градостроительного законодательства.

Федеральным законом - Градостроительным кодексом установлены

принципы законодательства о градостроительстве (ст.2 гл. 1 ГрК РФ):

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;

4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;

5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;

6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;

10_1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов;

11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;

12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

 

Система законодательства РФ взаимоувязана. Многие законы и подзаконные акты к ним работают вместе, дополняя, уточняя, развивая положения друг друга. Например:

 

А) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет в том числе вопросы местного значения.

Так к вопросам местного значения отнесены:

- утверждение схем территориального планирования муниципального района, документации по планировке территории,

-  резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд,

- принятие решения о сносе самовольной постройки,

- выдача градостроительного плана земельного участка,

- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, и т.д.

Это не полный перечень вопросов, которые решает местное самоуправление в области градостроительства.

Благодаря положениям этого закона, обязывающего местное самоуправление разрабатывать градостроительную документацию местного уровня (схемы территориального планирования, документация по планировке территории, градостроительные планы),

а так же благодаря совместной реализации ГрК РФ с Федеральным законом РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду)

реализуется принципы обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

 

Б) Принцип ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности реализуется в совместной работе ГрК РФ с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Так административная ответственность определяется за нарушение в области градостроительной деятельности, в части не соблюдения:

- экологических требований при осуществлении градостроительных требований (ст. 8.1),

- требований к сохранению водных объектов (ст. 8.48),

- требований к архитектурному облику и градостроительным регламентам (ст. 7.13),

- требований охраны объектов культурного наследия (ст.7.14)

- порядка строительства, капитального ремонта, реконструкции, ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (ст. 9.5).

    Это неполный перечень статей административного кодекса РФ, которые определяют ответственность за нарушения при осуществлении градостроительной деятельности.

 

В) Принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения реализуется в совместной работе ГрК РФ с Федеральным Законом РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Так законом (ст.15) определена обязательность обеспечения условий беспрепятственного доступа для инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Г) Принцип осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, принцип осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований особо охраняемых природных территорий реализуется в совместной работе ГрК РФ с следующими Федеральными законами:

- Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ Об охране окружающей среды,

- Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ,

- Водным кодексом РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.

 

Д) Принцип осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия реализуется в совместной работе ГрК РФ с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

Е) Принцип единства требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов реализуется в совместной работе ГрК РФ с федеральными законами:

- Земельным кодексом РФ (регулирующий судьбу земельного участка в неотрывной взаимосвязи с ограничениями, определенными градостроительным законодательством),

- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ О государственной регистрации недвижимости (регулирующий права на объект недвижимого имущества, возникающие при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации объекта).

 

Ж) Принцип осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов реализуется в совместной работе ГрК РФ с Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федеральным законом от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

 

Т.е. к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

 

5. Примеры развития вопросов градорегулирования в подзаконных актах.

    Ст.48 гл.6 ГрК РФ описывает требования Федерального законодательства к Архитектурно-строительному проектированию.

    П.1. 48 статьи говорит, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации.

    Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требований к их содержанию».

 

П. 6. Статьи 48 определена необходимость в качестве исходных данных предоставление уполномоченным лицом (застройщиком, техническим заказчиком и т.д.) предоставление

п.п. 3 технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

п.10 статьи 48 указано, что Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

    Такой порядок принят Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. № 83 «Об утверждении «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

   

п.п. 7 Ст. 2 Гл 1 ГрК РФ указанно, что градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований Технических регламентов. Это отправляет нас к Федеральному закону «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

Правительство Российской Федерации Постановлением от 26.12.2014 г. № 1521 утвердило

«Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (с изменениями на 7 декабря 2016 года)».

Всего в перечне для обязательного применения 76 документов.

При этом указывается, что нормативные документы (их части), на которые имеются ссылки в национальных стандартах и сводах правил (их частях), включенных в настоящий перечень, применяются на обязательной основе в случае, если нормативные документы (их части) содержатся в настоящем перечне.

Необходимо обратить внимание, что обязательными к применению являются только часть пунктов СП.

 

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и части 7 статьи 6, части 4 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2019 г. № 831 утвержден

«Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"»

Всего в перечне для применения на добровольной основе 485 нормативных документа. Документы приведены в полном объеме.

 

В данный перечень входят:

- Межгосударственные стандарты (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан,

 

При подготовке проектной документации необходимо рассматривать к применению оба Перечня.

Система нормативной документации, предусматривает требования к проектированию, требования к оформлению документации, требования к материалам и т.п.

 

6. Субъекты градостроительных отношений.

 

Ст.5 гл.1 ГрК РФ определяет перечень субъектов градостроительной деятельности, он очень широк.

Это Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

 

7. Полномочия органов власти.

7.1 Ст.6 ГрК РФ определяет полномочия РФ, к ним относятся:

А) Основные полномочия РФ - это вопросы территориального планирования всей Российской Федерации, а также вопросы утверждения документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения.

Например, к объектам федерального значения можно отнести железную дорогу, проходящую по территории нескольких и более субъектов Российской Федерации, или аналогичную - автомобильную дорогу.

Б) Также полномочие техническое регулирование в области градостроительной деятельности. Это привилегия исключительно Российской Федерации. Техническое регулирование у нас осуществляется посредством утверждения технических регламентов или, соответственно, ратификации технических регламентов, принятых решением Комиссии Таможенного Союза, если речь идёт о международном нормативном техническом регулировании. Также техническое регулирование осуществляется посредством изданий сводов правил и национальных стандартов.

В) Полномочие РФ - это ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, членство в которых позволяет осуществлять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Г) Ведение государственной информационной системы территориального планирования точно так же находится в компетенции ведения Российской Федерации.

Пункт 4.1 части 1  Ст.6 ГрК РФ говорит о том, что в ведении Российской Федерации находится установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений и прочих

Д) Пункт 5.1 части 1  Ст.6 ГрК РФ относит к компетенции Российской Федерации организацию и проведение Государственной экспертизы ряда объектов. в данном случае речь идёт и о технически сложных, особо опасных и уникальных объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного Кодекса, а также об объектах, находящихся на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, об объектах посольств и консульств, об объектах, находящихся в исключительной экономической зоне и о ряде других объектов и, соответственно, результатов инженерных изысканий, которые проводятся до начала разработки проектной документации по соответствующим объектам.

Е) К полномочиям РФ также относятся полномочия, связанные с типовой проектной документацией - установление критериев экономической эффективности проектной документации повторного использования (в рамках этого полномочия издано Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 N 1159 "О критериях экономической эффективности проектной документации") и установление порядка признания проектной документации повторного использования экономически эффективной.

Ж) Пункт 6 части 1  Ст.6 ГрК РФ говорит о праве Российской Федерации установить порядок осуществления государственного строительного надзора и такой порядок установлен.

З) Также к компетенции Российской Федерации относится согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к, так называемым, историческим поселениям.

И) Пункты 7.5-7.17 Ст.6 ГрК РФ посвящены полномочиям РФ в сфере сметного нормирования, ведение соответствующих реестров.

К) Кроме того, к полномочиям РФ относится утверждение классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям (для целей архитектурно-строительного проектирования и ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства).

К) Пункты 7.19-7.20 ст. 6 ГрК РФ относит к полномочиям РФ установление порядка формирования и ведения реестра документов, содержащих требования, подлежащие применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а также документов по стандартизации, содержащих требования, подлежащие применению при осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства и формирование и ведение реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса (подтверждается право издания нормативных правовых актов, аналогичных постановлению Правительства РФ N 1521 от 26.12.2014).

7.2 Ст.7 Полномочия органов власти Субъекта РФ.

Это подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, в т.ч. нескольких.

Это и утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения.

Это утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования. Данные документы пока изданы не повсеместно. Но тем не менее, с 1 января 2015 года данные документы являются основополагающими в отношении даже генеральных планов и правил землепользования и застройки.

Также субъекты Федерации обладают рядом контрольно-надзорных функций - это осуществление регионального Государственного строительного надзора, кроме тех объектов, в отношении которых осуществляется Федеральный государственный строительный надзор.

Региональный государственный строительный надзор осуществляется органами власти, уполномоченными на уровне постановлений правительства соответствующего субъекта Российской Федерации.

7.3 Ст.8 ГрК РФ определяет полномочия органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют определённую иерархию - это органы местного самоуправления поселений,

органы местного самоуправления муниципальных районов и, соответственно,

органы местного самоуправления городских округов.

Соответственно, в ряде случаев определёнными полномочиями обладают все 3 соответствующих уровня.

Например, подготовка и утверждение документов территориального планирования - эта функция свойственна и поселениям, и муниципальным районам, и городским округам,

а вот, например, проведение осмотра зданий и сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания с точки зрения безопасности и, соответственно, выдача рекомендаций о том, что в дальнейшем необходимо сделать, если были выявлены какие-то нарушения, - это полномочия органов местного самоуправления поселений.

Принятие решения о развитии застроенных территорий, заключение соответствующих договоров по инициативе частных правообладателей земельных участков - эта функция свойственна органам местного самоуправления городских округов и органам местного самоуправления поселений.

Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности - эта функция на соответствующих территориях свойственна органам местного самоуправления муниципальных районов и органам местного самоуправления городских округов.

Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры и социальной инфраструктуры отнесено к компетенции городских округов, а также органов местного самоуправления поселений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: