Тема 4.6 Государственное управление национальным хозяйством

Тема 4.6 Государственное управление национальным хозяйством

П Л А Н

1. Сущность, основные понятия и необходимость государственного управления народным хозяйством

2. Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны.

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
     Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и основные понятия государственного управления народным хозяйством в условиях рыночного хозяйства;

- изучить направления государственного управления экономикой;

- раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;

- рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;

- рассмотреть формы и методы государственного управления экономикой.

Методологическими и теоретическими основами исследования стали научные труды в области экономики. В работе использованы принципы системного подхода для выявления направлений, форм и методов управления народным хозяйством.
        Источниковедческой базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, информация периодической печати.

        1.1 Сущность, основные понятия и необходимость государственного управления народным хозяйством.

       Народное хозяйство (нем. die Volkswirtschaft) — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.
Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия и широко применялся в работах российских ученых еще до Октябрьской революции 1917 года. Использовался в советской экономической науке, статистике и практике. Однако с начала 1990-х в связи с идеологической окрашенностью в России термин был заменен понятием экономика (страны) и сейчас практически не применяется.
        В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования, наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого на развитие общества в целом.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы страны. Инфляционные скачки цен, бюджетный дефицит, денежная волна и ее оттоки, расстройство складывавшейся десятилетиями системы поставок, денежные реформы – все эти противоречия и перекосы требуют перемены точки зрения на рынок, новых подходов к механизму его регулирования, выработки и последовательной реализации системы экстренных (но базирующихся на надежном научном фундаменте и рассчитанных на длительный период) мер по формированию современного рынка, выработке эффективного механизма его регулирования [9, с. 341].
Таким образом, имея важное значение для экономического и социального развития, любое государство, осуществляя регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства заслуживает в настоящее время самого пристального внимания.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму. Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества в целом. Но несмотря на все эти противоречия, необходимость выполнения государством определенных функций в области экономики не подвергается сомнению [2, c.377].
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Многообразие задач, которые стоят перед государством, определяет выполняемые им экономические функции, которые взаимосвязаны между собой и действуют в комплексе. К основным функциям государства в современной рыночной экономике относятся:
создание правовой основы функционирования рыночного механизма; деятельность в сфере распределения доходов; организация денежного обращения; поддержание конкурентных начал в экономике, демонополизация производства; управление нерыночным сектором хозяйства (оборона, охрана правопорядка, здравоохранение, образование, фундаментальная наука и т.д.); стабилизация экономики, то есть преодоление кризисных явлений, безработицы и инфляции; обеспечение социальной защиты и социальной гарантии членам общества [16, с.280]. Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности и проблемы. К основным объектам государственного регулирования можно отнести следующие: экономический цикл, отраслевая и региональная структура хозяйства, занятость, условия накопления капитала, платежный баланс, денежное обращение, условия конкуренции, подготовка и переподготовка кадров, цены, социальное обеспечение, окружающая среда, внешнеэкономические отношения и т.д. [14, c.289].
Воздействие государства на объекты рыночных отношений обеспечивается двумя основными формами: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное – экономических.
Основными инструментами государственного регулирования экономики являются: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, социальная политика, государственное регулирование ценообразования, внешнеэкономическое регулирование.
Административные средства регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Сфера деятельности административных средств регулирования экономики сводится, в основном, к охране окружающей среды, созданию условий для социально слабозащищенных слоев населения и т.п.
Приоритет государственного регулирования в рыночной экономике принадлежит косвенным методам воздействия, не разрушающим систему рыночных отношений и не противоречащим им. Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики [13, c.120].
Таким образом, государственное регулирование экономических процессов обусловлено как объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в качестве носителя законодательной и административной власти. Приоритет государственной власти связан с особым положением и специфическими функциями государства, позволяющими оперативно вмешиваться в ход экономического процесса. Следует иметь в виду и финансово-экономическую мощь государства. Несмотря на разгосударствление и приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей части средств производства и имущества страны, а это дает ему экономическое право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно осуществляет влияние на состояние дел на рынке, формирование спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту населения.
Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Оно берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для ограничения монополизированного производства. Государство должно создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании платежного баланса и валютных курсов.
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макро- и микроэкономических процессов [19, с.225]
В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.
В государственном регулировании экономики можно выделить цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.
Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.
К объектам регулирования следует отнести наднациональный уровень межгосударственных союзов национальной экономики, отдельных секторов и регионов, где возникают проблемы, неразрешимые посредством рыночных регуляторов.
Субъектами государственного регулирования выступают центральные (федеральные), региональные, муниципальные или коммунальные органы управления [19, с.229].
Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики определяется тем, что рыночный механизм не позволяет решить многие проблемы экономического и социального развития страны. Можно назвать следующие проблемы, решить которые невозможно без использования инструментов государственного воздействия на экономические и социальные процессы:
         1.Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны.
         Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но значительная часть населения страны непосредственно не участвует в рыночных экономических процессах - это работники таких отраслей как образование, здравоохранение, культура, наука и некоторых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно узкая. Не являются непосредственными участниками рыночных отношений и такие категории граждан как учащиеся, пенсионеры.
Использование только рыночных механизмов управления не позволяет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населения, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов.
        Но эта часть населения выполняла и выполняет общественно-полезные функции и их трудовая деятельность необходима дл я нормального экономического, социального, духовного развития страны и для нормального функционирования рыночной экономики и поэтому эта часть населения имеет право на соответствующий стандарт жизненного уровня /
      2. Проблема безработицы также, как правило, возникает в процессе развития рыночной экономики. Чрезмерный уровень использования только рыночного механизма управления экономическими и социальными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения.
         Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями показал, что уровень безработицы не должен быть выше этого нормативного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения.
Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной экономики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие - снижение темпов развития производства.
В условиях, когда государство не участвует в регулировании экономических и социальных процессов, как правило фактический уровень безработицы превышает этот норматив [
         3. Проблема инфляции - состоит в наличии чрезмерного количества денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив инфляции - 2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превышает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствующих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. Социальные последствия россияне уже неоднократно испытали на собственном опыте: в результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребительские цены повышаются.
          4. Проблема обеспечения постоянных достаточно высоких темпов научно-технического прогресса. Хозяйствующие субъекты, несомненно, заинтересованы в применении результатов технических исследований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятельности по различным направлениям, снизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень эффективен, т.к. внедрение результатов НТП в хозяйственную деятельность значительно повышает конкурентно способность хозяйствующего субъекта и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой.
Однако эффективность рыночного механизма саморегуляции относительно другой части научно-технического прогресса – развития фундаментальных теоретических научных исследований резко снижается, потому что рыночный механизм непосредственно не заинтересован инвестировать фундаментальные научные исследования, т.к. результаты этих исследований могут быть внедрены на практике только через очень длительный период времени и к тому же они носят выраженный вероятностный характер. Таким образом затраченные средства и инвестиции могут оказаться напрасными и нерентабельными. Поэтому эта часть НТП финансируется и регулируется именно государством, поскольку именно оно в первую очередь сможет воспользоваться результатами развития этой части НТП.
Обычно роль государства в экономике связывается с несовершенством или пороками рынка, которое государство должно компенсировать. Рынок, как и любая другая экономическая система, не совершенен. Если бы он был идеален, то роль государства в экономике возможно была бы абсолютно минимальной. Однако в этой логике присутствует только часть правды, реальная ситуация значительно сложнее. Есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся исключительно к его прерогативе.
Этими обстоятельствами и факторами являются высшие национальные и национально-государственные интересы. Они выступают не только как объект во взаимоотношениях между странами, но и как мотив, определяющий поведение, жизнь и политическую линию каждой страны. Таким образом, задачи государства связаны не только ссозданием условий для функционирования рынка. Они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов социальной стабильности и защите национальных интересов при проведении как внешней, так и внутренней политики.
Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок – классический пример самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В условиях перехода к рыночной от командно-административной системы принцип саморегуляции способствует не экономическим реформам, а наоборот - возврату экономики в прежнее состояние. Кроме того, в переходный период очень опасным является нарастание хаотических процессов, которые без вмешательства государства могут привести к глубокому кризису экономики.
       Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений всем хорошо известны.
Пример России начала 90-х годов может стать хрестоматийным, как яркая иллюстрация того, к чему приводит слишком значительное вытеснение государства из сферы экономики.
За государством всегда должны оставаться такие функции как:
защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства; стимулирование деловой активности и борьба с монополистическими тенденциями; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере; регулирование денежного обращения и обеспечение устойчивости национальной валюты; контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы; обеспечение экономической безопасности страны и ряд других [23, c.5]. Вместе с тем, с развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе происходит развитие и уточнение функций государства. Данный процесс идет по следующим направлениям: последовательный переход от прямых к косвенным методам регулирования экономики; резкое усиление социальных функций государства, его роли в регулировании социальных процессов, уменьшение неоправданной дифференциации в доходах населения, обеспечение стабильности в обществе.
В последнее время возникли и качественно новые функции государства. К ним можно отнести принятие на себя государством обязательств в области образования, формирования и поддержки фундаментальной науки, проведение четко сформулированной промышленной политики, решение экологических вопросов.

 

 


1.2. Направления, научные основы и методы государственного регулирования экономики.

Адекватное соответствие объективных экономических законов высокому современному развитию производительных сил может быть достигнуто лишь с помощью государственного вмешательства в экономику.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил" создает гармоничное устройство [14, c.65].
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
       Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.
В 30-е года нашего века, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономии по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов -перепроизводство товаров.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
1. высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
2. создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;
3. широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Однако, ряд видных экономистов (М.Фридмен и др.) являются противниками государственного вмешательства в экономику. По их мнению, рыночная система сама по себе обладает способностью автоматически, на базе саморегулирования, приводить себя в равновесие. В связи с этим они предлагают сузить рамки государственного регулирования до минимума [14, c,83].
Государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства в экономические процессы осуществляется с целью прогрессивных сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий. В своем вмешательстве государство использует методы прямого и косвенного регулирования экономики.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
1. определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
2. государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
3. нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции (стандартизация);
4. правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.р.;
5. лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых операций;
6. экологический контроль [23, c.7].
Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании Положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.
Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов.
Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов РФ, общероссийских классификаторов, правил, норм и т.д.) осуществляет Госстандарт РФ. Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации [23, c.9].
Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе [23, c.11].
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
1. налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот;
2. регулирование цен, их уровня и соотношений;
3. платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
4. таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют [21, c.44].
Одним из важных преимуществ экономических методов регулирования является то, что они содержат в себе элемент автоматизма, т.е. после того, как какой-либо экономический инструмент (налоговая ставка, штрафная санкция и т.д.) разработан и включен в хозяйственный механизм, органы управления в течение определенного периода времени могут непосредственно не участвовать в регулировании, т.к. эффект использования включенного в хозяйственный механизм инструмента должен автоматически воспроизводиться.
Однако, экономические методы имеют и определенные недостатки - так эффект использования экономических инструментов возникает как правило через достаточно длительный период времени. Помимо этого, в результате включения экономических инструментов в хозяйственный механизм могут возникать побочные, отрицательные последствия (как предусмотренные, так и неожиданные, возникшие при неверном анализе ситуации, либо при недостаточном прогнозировании). И эти отрицательные эффекты в значительной степени могут нейтрализовать, уменьшить или даже превысить положительный эффект.
Использование экономических инструментов в регулировании, как правило, требует обоснования расчетов, и одна из наиболее сложных задач в технологии применения и использования каких-либо экономических инструментов состоит в определении количественной меры использования конкретного экономического инструмента, например в обосновании уровня налоговой ставки. Последние 7-8 лет в Российской Федерации государственные органы управления активно используют экономический налоговый инструмент в регулировании, и несмотря на такой длительный период, до сих пор не найден оптимальный уровень налоговых ставок.
Административные методы, как и экономические имеют свои достоинства и недостатки.
Одно из преимуществ административных методов управления состоит в том, что эффект их применения как правило возникает через относительно короткий промежуток времени. Административные методы также относительно просты в использовании, они не требуют такого объема сложных расчетов и обоснований как экономические, хотя применение и административных методов несомненно требует анализа ситуации.
Основным недостатком административных методов является то, что их использование не предусматривает учет интересов исполнителей и поэтому интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент автоматизма отсутствует [21, c.48].
В теории и практике использования экономических и административных методов очень важной и достаточно трудной проблемой является установление достижения оптимального соотношения использования экономических и административных методов в государственном регулировании. Необходимость достижения такого оптимального соотношения обуславливается тем, что многие экономические процессы возможно регулировать посредством как экономических так и административных методов, но эффективность регулирования их как правило не одинакова, т.е. есть экономические процессы, которые целесообразно регулировать исключительно экономическими методами (при возможности регулирования административными), а есть процессы, регулирование которых административными методами принесет больший эффект.
Так, например практика применения в основном административных методов регулирования развития научно-технического прогресс в дорыночный период доказала, что эффективность их ниже в сравнении с экономическими методами, в результате чего появилось отставание СССР (и России как его правопреемника) от развитых стран Запада. Это было обусловлено низкой материальной заинтересованностью хозяйствующих субъектов в разработке и внедрении новых технологий, кроме того внедрение новой техники требует длительного времени, в результате чего эффективность использования административных методов в данном случае была значительно ниже чем экономических.
Зато примером целесообразного использования административных методов может служить решение экологической проблемы. Мировой опыт решения этой проблемы, в том числе и в нашей стране доказал, что решить эту проблему, используя только экономические методы невозможно. Хозяйствующие субъекты - загрязнители окружающей среды могут выплачивать значительные штрафы за загрязнение и спокойно продолжать "гадить" дальше, т.к. это им экономически выгодно. Таким образом использование административных методов иногда неизбежно [21, c.50].
Государственное управление включает в себя целый арсенал средств воздействия на экономическую конъюнктуру, в котором можно выделить несколько основополагающих направлений [3, с.98].
1. Финансовое регулирование в широком смысле слова включает в себя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.
Финансовое регулирование – это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.
Устранения бюджетного дефицита возможно достичь двояким путем: увеличивая доходы и уменьшая расходы. В долгосрочном плане предпочтение отдается, обсокращению расходной части бюджета [3, c.44].
Значительное воздействие на обеспечение рыночного равновесия может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой.
Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожиданий. Важнейшим условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.
Другое направление усилий правительства и центрально банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что вселит уверенность в предсказуемость динамики цен, ситуации на денежном рынке.
Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
При краткосрочном регулировании денежного рынка в рамкам обеспечения на нем долгосрочного равновесия необходимо избежать двух крайностей. Одна из них связана с деформацией механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действия, тогда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабильности и роста.
Другая крайность связана с опасностью попадания в ликвидную ловушку, когда максимальное воздействие оказывают адаптивные инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии. Формулируя принцип отбора инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой – способствовали сжатию денежной массы [10, c.344].
Методы краткосрочной антиинфляционной политики также должны быть направлены на снятие инфляционного напряжения.
Определенный вклад в борьбу с инфляцией может внести и приватизация государственной собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита.
Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательна, ибо она вызовет недовольство населения.
Особое место в регулировании денежного обращения занимает банковская система, которая располагает собственным набором инструментов: операции с ценными бумагами, учетная ставка, банковские резервы, административные мероприятия [20, c.423].
Важнейшим инструментом стабилизационной денежной политики являются операции на открытом рынке ценных бумаг. Речь идет об открытости для всех субъектов денежного рынка. Кроме того, объектом сделок, как правило, являются краткосрочные долговые обязательства государства или краткосрочные заемные обязательства – облигации. С возникающей необходимостью сжатия кредитной массы центральный банк принимает решение о продаже определенного количества государственных облигаций.
Приобретая облигации, владельцы рассчитываются за них посредством выписки чеков на соответствующие коммерческие банки или другие финансово-кредитные учреждения. Центральный банк тут же предъявляет полученные чеки к оплате банком, которые тем самым утрачивают часть своих резервов – депозитов в центральном банке. Сокращение резервов скажется на сокращении денежной массы. При необходимости увеличения денежной массы в обращении центральный банк должен вместо продажи облигаций приступить к их скупке. В этом случае происходит увеличение депозитов коммерческих банков, т. е. рост кредитных денег, что может привести к снижению процентных ставок и расширению инвестиционного процесса.
Наиболее сильнодействующим антиинфляционным средством является увеличение нормы банковских резервов. Учитывая серьезность данного мероприятия, центральный банк обязан обратиться в законодательный орган за разрешением на повышение нормы банковских резервов, т.е. предоставить право повысить резервные требования сверх установленных пределов [3, с.134].
2. Регулирование ценообразования сопряжено со значительным государственным сектором в национальной экономике, наличием несовершенных рыночных структур, особенно монополистического и олигополистического характера, господством государственной монополии на денежном рынке, необходимостью контроля за экспортными и импортными ценами в рамках проведения внешнеэкономической политики.
В совокупности государственный сектор и экономическая политика государства образуют тот мощный государственный механизм, который «врывается» в сферу действия рыночных сил и упорядочивает их, оказывая как непосредственное, так и косвенное воздействие на процесс формирования рыночных цен.
Одновременно государство выступает в лице самого крупного и закупщика продуктов, и заказчика на осуществление различного рода работ для общественно-государственных нужд. Оно в значительной части определяет уровень цен на закупаемую продукцию и выполняемые виды работ. Государство также устанавливает прямой контроль над ценами на товары, имеющие жизненно важное значение для населения.
Немаловажное значение в механизме ценообразования имеет государственное регулирование внешнеэкономических связей. В частности, государство путем изменения отношения национальной валюты к иностранным добивается относительного удорожания или удешевления отечественной и зарубежной продукции, а следовательно, сжатия или расширения экспортных и производственных возможностей для отечественных товаропроизводителей.
Наконец, государство в интересах поддержания более или менее конкурентной среды и недопущения диктата производителей на рынке руководствуется антимонопольным законодательством в борьбе с несправедливыми ценами [3, с.136].
3. Государственное регулирование в сфере накопления капитала и инвестиционной деятельности направлено на обеспечение необходимой нормы накопления капитала, целевого использования фондов накопления, на проведение политики ускоренной амортизации, привлечение иностранного капитала и создание предпосылок для привлекательности сбережений.
Активизируя или сдерживая инвестиционную политику путем непосредственного наращивания или сокращения государственных капиталовложений, государство оказывает воздействие на общую экономическую конъюнктуру в стране, развитие национальной экономики. Активизация инвестиционной деятельности в государственном секторе провоцирует спрос на инвестиционные товары и рабочую силу не только в государственном секторе, но и в частном, во всех отраслях народного хозяйства. Государственные инвестиции следует рассматривать в качестве первоначального импульса для активизации хозяйственной деятельности в стране.
Государство обладает значительным набором финансово-экономических инструментов для активизации или сдерживания хозяйственной, прежде всего инвестиционной, деятельности не государственного сектора народного хозяйства. С этой целью оно создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов, снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений, выступает финансовым и юридическим гарантом крупных капиталовложений, выкупает земельные участки, проводит другие стимулирующие мероприятия.
Одновременно государство постоянно оказывает поддержку сельскохозяйственным экономическим агентам путем закупок урожая, льготного кредитования, субсидирования, поддержания паритета цен на их продукцию и продукцию промышленности, используемую в сельскохозяйственном производстве. Значительной государственной поддержкой пользуется и малый бизнес в форме разнообразных льгот и поощрений, особенно на первоначальной стадии функционирования, а также при выходе на внешние рынки. Все это увеличивает возможности накопления капитала [3, с.141].
4. Сфера трудовых отношений, несомненно, является самой главной в экономической системе. Она определяет жизнедеятельность общества, возможности самовыражения и самореализации личности. В связи с этим роль государства в этой сфере отношений оправданно и неимоверно велика.
Регулирование трудовых отношений направлено на обеспечение условий для нормального воспроизводства рабочей силы, ее подготовки в соответствии с уровнем технико-экономического развития страны, снятие социальной напряженности в обществе и содействие заключению генеральных соглашений между работниками (профсоюзами) и работодателями (союзами промышленников и предпринимателей). Регулирующая роль государства в сфере трудовых отношений определяется и тем, что оно выступает гарантом прав людей труда в области его оплаты, безопасности и защитником от произвола работодателей.
Создавая биржи труда, государство стремится к улучшению общей и структурной сбалансированности спроса и предложения нa рынке труда путем обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и работодателей. Регулируя трудовые отношения найма, государство одновременно все больше стимулирует так называемый свободный труд (индивидуальный, семейный, коллективный), развитие мелкого бизнеса, что существенно сокращает уровень и масштаб напряженности в трудовых отношениях и облегчает участь государства как органа, регулирующего взаимодействие труда и капитала.
Особое и монопольное положение занимает государство в регулировании международной миграции трудовых ресурсов. Речь идет притоках как невысококвалифицированной рабочей силы для выполнения различного вида работ, от которых отказывается местное население, так и высококвалифицированных специалистов, не требующих ни средств, ни времени для их подготовки в стране, в которую они иммигрировали [3, с.144].
5. Рассматривая проблемы развития народного хозяйства, нельзя не заметить тесную переплетенность экономических и социальных отношений. Будучи главной производительной силой общества и носителем всех без исключения общественных отношений, человек становится ядром социально-экономической системы, сориентированной на его воспроизводство в физиологическом и физическом, образовательном и культурном, социальном и экономических аспектах.
Таким образом, регулирование в социальной сфере сводится к обеспечению в стране относительной социальной справедливости и равенства, повышению благосостояния народа при одновременном поддержании необходимого уровня в дифференциации доходов как средства поддержания предпринимательской и трудовой активности.
Исходя из приоритета анализа экономики, необходимо прежде всего остановиться на регулировании доходов непосредственных участников хозяйственной деятельности. Дело в том, что внутренние механизмы рыночной саморегуляции и распределения доходов не могут быть признаны социально удовлетворительными. Требуется государственное вмешательство с целью корректировки системы распределения и перераспределения доходов в обществе. При этом необходимо сознавать, что регулирование доходов, отношения найма, занятости относятся не только к сфере хозяйственной деятельности, но и к характеристике социального состояния общества.
Государство, исходя из стоящих перед ним задач, проводит соответствующую политику доходов, которая содействовала бы социально-экономической и политической стабильности, успешному росту национальной экономики.
Если говорить о чисто социальной сфере, то она включает в себя прежде всего воспроизводство человеческого фактора, которое охватывает систему общего и профессионального образования, духовно-культурного просвещения, подготовки и переподготовки кадров с ориентацией на появляющиеся тенденции структурных сдвигов в национальной экономике, обеспечения занятости и создания условий для воспроизводства новой генерации работников будущего общества.
Развитие социальной сферы требует колоссальных финансовых ресурсов, самостоятельных объектов деятельности, инфраструктуры, кадров и их качественного воспроизводства. Здесь мало интереса для частного предпринимательства, хотя его участие и не исключается. Основное бремя по поддержанию и развитию социальной сферы ложится на государственный бюджет внебюджетные фонды [3, с.154].
6. Особое место в государственном регулировании экономики занимает антициклическое регулирование, которое затрагивает многие из вышеуказанных аспектов регулирования. Суть антициклического регулирования заключается в принятии своевременных мер самого различного характера, чтобы не допустить «перегрева» экономики и избежать резкого и глубокого падения общественного производства, а то и тяжелого кризиса, и продолжительной депрессии [3, с.159].

1.3. Система органов государственной власти и функции правительства в регулировании экономики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, другие центральный органы.
Правительство Российской Федерации, как координатор федеральных органов исполнительной власти играет важную роль в государственном регулировании. Компетенция федеральных органов управления в сфере регулирования экономики сводится к следующим направлениям:
- формирование и преобразование экономических служб и институтов, замена устаревших новыми;
- формирование правовых основ единого рынка;
- федеральные энергетические системы, транспорт, связь;
- федеральный бюджет;
- финансовое, кредитное, валютное, таможенное регулирование;
- ценовая политика, денежная эмиссия [6, c.332].
Главная роль в регулировании экономики отводится Министерству экономики РФ, осуществляющему проведение единой государственной социально-экономической политики. Основной его задачей является определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс Российской Федерации.
В этой связи Министерство экономики:
1. организует и координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, комплексного прогноза социально-экономического развития РФ, регионов, отраслей и секторов экономики;
2. разрабатывает сводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов и расходов федерального бюджета;
3. анализирует экономическое положение страны, основные тенденции, проведение экономической реформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;
4. осуществляет организационно-методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
5. организует разработку государственной инвестиционной политики, меры по стимулированию инвестиционной активности;
6. формирует объемы и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону и государственный материальный резерв;
7. участвует в разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности и поддержки предпринимательства; социальной политики;
8. организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества.

 

 























































































































































Тема 4.6 Государственное управление национальным хозяйством

П Л А Н

3. Сущность, основные понятия и необходимость государственного управления народным хозяйством

4. Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны.

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.
     Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых.
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и основные понятия государственного управления народным хозяйством в условиях рыночного хозяйства;

- изучить направления государственного управления экономикой;

- раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;

- рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;

- рассмотреть формы и методы государственного управления экономикой.

Методологическими и теоретическими основами исследования стали научные труды в области экономики. В работе использованы принципы системного подхода для выявления направлений, форм и методов управления народным хозяйством.
        Источниковедческой базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, информация периодической печати.

1.Проблема справедливого распределения доходов между всеми гражданами страны.
         Рыночный механизм саморегулирования обеспечивает достаточный уровень доходов только участникам рыночных отношений, но значительная часть населения страны непосредственно не участвует в рыночных экономических процессах - это работники таких отраслей как образование, здравоохранение, культура, наука и некоторых других. В этих отраслях сфера распространения рыночных отношений относительно узкая. Не являются непосредственными участниками рыночных отношений и такие категории граждан как учащиеся, пенсионеры.
Использование только рыночных механизмов управления не позволяет обеспечить достаточный уровень доходов этой части населения, т.к. они не производят и не продают продукцию, не оказывают услуг и таким образом не имеют собственных доходов.
        Но эта часть населения выполняла и выполняет общественно-полезные функции и их трудовая деятельность необходима дл я нормального экономического, социального, духовного развития страны и для нормального функционирования рыночной экономики и поэтому эта часть населения имеет право на соответствующий стандарт жизненного уровня /
          2. Проблема безработицы также, как правило, возникает в процессе развития рыночной экономики. Чрезмерный уровень использования только рыночного механизма управления экономическими и социальными процессами не позволяет обеспечить постоянным даже тот уровень безработицы, который признан нормативным, т.е. 3-4% трудоспособного населения.
         Мировой опыт развития стран с рыночными отношениями показал, что уровень безработицы не должен быть выше этого нормативного уровня. Его превышение означает возникновение и развитие каких-либо отрицательных экономических и социальных последствий для страны: неполное, нерациональное использование трудовых ресурсов, снижение жизненного уровня значительной части населения.
Уровень безработицы ниже этого норматива, как ни странно тоже нежелателен, т.к. возникают трудности в развитии рыночной экономики: дефицит трудовых ресурсов на рынке труда и как следствие - снижение темпов развития производства.
В условиях, когда государство не участвует в регулировании экономических и социальных процессов, как правило фактический уровень безработицы превышает этот норматив [
         3. Проблема инфляции - состоит в наличии чрезмерного количества денежных знаков в сфере обращения. Мировой опыт развитых стран с рыночной экономикой также выявил определенный условный норматив инфляции - 2-3% в год. Если фактический уровень инфляции превышает этот норматив, то возникают отрицательные экономические и социальные последствия: снижается заинтересованность хозяйствующих субъектов в активизации своей инвестиционно-хозяйствующей деятельности, т.к. происходит обесценивание будущих расходов хозяйственной деятельности, у них возникает неуверенность, что в результате вложения средств они извлекут соответствующий объем прибыли. Социальные последствия россияне уже неоднократно испытали на собственном опыте: в результате высокого уровня инфляции резко снижается жизненный уровень населения, т.к. потребительские цены повышаются.
          4. Проблема обеспечения постоянных достаточно высоких темпов научно-технического прогресса. Хозяйствующие субъекты, несомненно, заинтересованы в применении результатов технических исследований, которые могут улучшить параметры хозяйственной деятельности по различным направлениям, снизить себестоимость продукции, повысить ее качество, расширить ассортимент выпускаемой продукции и таким образом увеличить массу прибыли. Относительно этой формы научно-технического прогресса рыночный механизм очень эффективен, т.к. внедрение результатов НТП в хозяйственную деятельность значительно повышает конкурентно способность хозяйствующего субъекта и это внедрение является одним из основных методов конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой.
Однако эффективность рыночного механизма саморегуляции относительно другой части научно-технического прогресса – развития фундаментальных теоретических научных исследований резко снижается, потому что рыночный механизм непосредственно не заинтересован инвестировать фундаментальные научные исследования, т.к. результаты этих исследований могут быть внедрены на практике только через очень длительный период времени и к тому же они носят выраженный вероятностный характер. Таким образом затраченные средства и инвестиции могут оказаться напрасными и нерентабельными. Поэтому эта часть НТП финансируется и регулируется именно государством, поскольку именно оно в первую очередь сможет воспользоваться результатами развития этой части НТП.
Обычно роль государства в экономике связывается с несовершенством или пороками рынка, которое государство должно компенсировать. Рынок, как и любая другая экономическая система, не совершенен. Если бы он был идеален, то роль государства в экономике возможно была бы абсолютно минимальной. Однако в этой логике присутствует только часть правды, реальная ситуация значительно сложнее. Есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а имеющего функции, относящиеся исключительно к его прерогативе.
Этими обстоятельствами и факторами являются высшие национальные и национально-государственные интересы. Они выступают не только как объект во взаимоотношениях между странами, но и как мотив, определяющий поведение, жизнь и политическую линию каждой страны. Таким образом, задачи государства связаны не только ссозданием условий для функционирования рынка. Они предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов социальной стабильности и защите национальных интересов при проведении как внешней, так и внутренней политики.
Роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной и отрегулированной экономики рыночного типа. Самоорганизация, а рынок – классический пример самоорганизации, присуща достаточно устойчивым системам и мало эффективна в период перехода от одной системы к другой. В условиях перехода к рыночной от командно-административной системы принцип саморегуляции способствует не экономическим реформам, а наоборот - возврату экономики в прежнее состояние. Кроме того, в переходный период очень опасным является нарастание хаотических процессов, которые без вмешательства государства могут привести к глубокому кризису экономики.
       Проанализировав проблемы, которые невозможно решить без государственного регулирования экономики, а также учитывая мировой опыт государственного регулирования можно считать доказанным, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет. В то же время последствия ухода государства из сферы регулирования рыночных отношений всем хорошо известны.

Д/з – выучить тему «Государственное управление национальным хозяйством»

- составить опорный конспект «Денежно-кредитная система, роль банков в этой системе».





















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: