Техника пальцев и методы ее развития

Тема: РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ

       О значении хорошо развитой техники пальцев лучше всего говорит то факт, что без нее играющий на духовом инструменте не может правильно воплотить художественное содержание музыки.

       В основе понятия «техника пальцев» лежит хорошо развитая способность пальцев к быстрым, четким и согласованным движениям. Однако это только внешнее проявление тех сложных нервно-мышечных и психических процессов, которые управляют движением пальцев. Иначе говоря, подлинной основой техники является скорость движений нервных импульсов в коре головного мозга музыканта.

       Для понимания сложного механизма движений пальцев при игре на духовых инструментах необходимо иметь представление об анатомо-физиологических предпосылках этих движений и, в частности, о строении рук и пальцев.

        В основе движения рук и пальцев лежит работа мышц. Различают мышцы плеча, мышцы предплечья и мышцы кисти. Мышцы плеча служат для сгибания, разгибания и вращения предплечья. Мышцы предплечья в совокупности производят: вращение предплечья, сгибание и разгибание запястья, а также вращение кисти.

       Мышцы, управляющие разнообразными движениями пальцев (приведения, отведения, вращения и т.д.), располагаются на ладонной и тыльной поверхности кисти. К этим мышцам относятся: червеобразные мышцы кисти, межкостные, а также мышцы, образующие возвышения большого пальца и мизинца, и ряд других. Мышечный аппарат рук и пальцев представляет собой довольно сложный механизм, регулируемый двигательными центрами коры головного мозга. Анализируя этот механизм, необходимо остановиться на элементах сознательности и автоматизма в овладении движениями пальцев.

       Среди музыкантов, систематически и последовательно занимающихся на инструменте, вероятно, не найдется такого, который не замечал бы за своими пальцами удивительной способности двигаться временами автоматически. На определенной ступени работы над техническим упражнением пальцы «сами» ложаться на нужные клапаны, или вентили, двигаясь автоматически, без заметных волевых усилий со стороны играющего. Подобный механизм существует не только в работе пальцев, его легко можно обнаружить и в действиях всех других компонентов исполнительского аппарата (губ, дыхания, языка и т.п.). Где же ключ к объяснению этого интересного явления?

       Его мы должны искать в условнорефлекторной деятельности коры головного мозга, поскольку автоматизм представляет собой высшую стадию осуществления временной связи. Когда музыкант впервые приступает к разучиванию того или иного упражнения, то нервные импульсы, растекаясь, охватывают большой район коры головного мозга, вследствие чего основной двигательный акт сопровождается у него посторонними, сопутствующими ему движениями. Затем в результате тренировки район возбуждения начинает все более суживаться, концентрироваться на определенном участке коры, что дает возможность постепенно устранить все лишние движения и ненужное напряжение.  Сознание  играющего перестает быть прикованным только к данному двигательному акту, который становится автоматическим. При этом каждое исполнительское движением по прежнему будет проводится через контроль сознания, однако протекание нервных импульсов от мозга к мышцам будет совершаться значительно быстрее. Это и создает впечатление того, что пальцы (или губы, или язык и т.д.) «сами» выполняют необходимые движения.

       Значение автоматизации движений в практике музыкального исполнения огромно: она способствует поднятию уровня технической подготовки музыканта и, освобождая сознание, позволяет переключать его на решение художественно-исполнительских задач.

       Процесс овладения техникой пальцевых движений является очень сложным и трудоемким, поэтому, играющий на духовом инструменте должен систематически и упорно совершенствовать свой пальцевой аппарат с помощью различных упражнений.

       В начальном периоде обучения все движения (в том числе и движения пальцев) должны подготавливаться и контролироваться сознанием. В процессе игры в мышечном аппарате рук исполнителя неизбежно, помимо его воли, появляются различные напряжения и ненужные движения, которые способствуют появлению всякого рода «зажимов». Поэтому, чтобы овладеть техникой, нужно прежде всего устранить эти тормозящие моменты. Лучшим средством для этого является выполнение различных упражнений в медленном темпе. Игра в медленном темпе дает играющему ясное ощущение каждого движения. Очень важно добиваться таких движений, которые были бы свободными от сопутствующих напряжений и полностью подчинялись воле играющего.

       Большое значение для овладения техникой пальцев имеет правильная постановка рук. Пальцы на инструменте находятся в полусогнутом положении, в момент игры они не должны сильно надавливать на инструмент. Выполнение этих важных требований поможет овладеть быстрыми, четкими и свободными движениями пальцев, которые должны быть согласованы с работой языка, губ и дыхания.

       Одним из наиболее полезных и важных средств развития подвижности пальцев является систематическое исполнение гамм и различных видав арпеджированных аккордов, что дает возможность отработать четкие (последовательные и комбинированные) движения пальцев, развить координацию пальцев с действием губ, языка и дыханием, добиться ровности звучания регистров, достигнуть строгой ритмичности, овладеть аппликатурными трудностями и т.п. Гаммы и арпеджио рекомендуется играть в различных темпах, с обязательным выполнением различных штрихов и динамических оттенков.

       Для развития техники пальцев полезно работать и над специальными упражнениями. Последние используются обычно тогда, когда необходимо овладеть отдельными элементами техники (например, сложной аппликатурой, отдельными видами мелизмов (форшлаги, трели), сложной ритмической фигурой). Отличительной особенностью подобных упражнений является ясность целевой установки, которая излагается в краткой, лаконичной форме и, будучи многократно повторенной, легко усваивается играющим.

       Наиболее эффективным средством развития исполнительской техники является работа над этюдами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: