Условные обозначения на кинематических схемах. Виды износа и деформации деталей машин. Виды трения

Кинематические схемы. Предназначением кинематических схем является отражение той связи, в которой состоят рабочий механизм и привод. Следует отметить, что в современных автомобилях, станочном и прочем технологическом оборудовании механические передачи отличаются большой сложностью и содержат множество элементов. Поэтому для того, чтобы правильно создавать схемы таких конструкций, нужно прекрасно знать все условности, которые используются для графического изображения принципа работы машины или механизма без того, чтобы уточнять их конструктивные особенности.

Если на схемах используются нестандартизованые условные обозначения, то они требуют пояснений. Что касается внешних очертаний и схематических разрезов, то на схемах они изображаются упрощенно, в соответствии с тем, какую именно конструкцию имеет каждый элемент изделия.

На схематических изображениях от каждой составной их части проводятся линии-выноски. От сплошных линий они начинаются стрелками, а от плоскостей – точками. На полках линий-выносок указываются порядковые номера позиций. При этом для таких элементов, как валы, используются римские цифры, а для остальных – арабские цифры. Под полками линий-выносок указываются параметры и основные характеристики составных частей схем.

Условные обозначения на кинематических схемах представлены в ГОСТ 2.770-68 ЕСКД. Обозначения условные графические в схемах. Элементы кинематики (данный ГОСТ находится в папке Учебники).

Износ — изменение размеров, формы, массы твердых тел или состояния их поверхностей вследствие либо остаточной деформации от постоянно действующих нагрузок, либо разрушения поверхностного слоя при трении.

В соответствии с ГОСТ 27674-88 изнашивание классифицируется как процесс отделения материала с поверхности твердого тела и увеличения его остаточной деформации.

Износостойкость (износоустойчивость) — сопротивление материалов деталей машин и других трущихся частей износу. Износостойкость оценивается, например, уменьшением массы литой детали за время работы, ее линейных размеров или изменением объема детали.

Следует отметить, что изнашивание — это прежде всего процесс взаимодействия поверхностей, который сопровождается не только их микрорезанием, деформированием и нагреванием, но также и изменением механических свойств, структуры, фазового состава и химической активности поверхностных слоев.

К главным видам износа можно отнести следующие виды:

1. Адгезионный износ возникает в условиях трения, когда два гладких тела скользят друг по другу и частицы материала, вырванные с одной поверхности, прилипают к другой.

2. Абразивный износ возникает в условиях трения, когда более твердые шероховатые поверхности скользят по более мягким, царапают или пропахивают ее, образуя свободные частицы.

3. Коррозионный износ имеет место, когда контакт поверхностей происходит в коррозионных средах.

4. Поверхностная усталость наблюдается во время многократного скольжения или качения по одним и тем же поверхностям с непрерывно повторяющимися циклами нагружения и разгрузки. К основным явлениям и процессам при трении и изнашивании относятся: схватывание, перенос материалов, задирание, выкрашивание и отслаивание.

Под действием приложенной силы (или не­скольких сил), всякое тело изменяет свою форму, или деформи­руется. Причем деформация тем больше, чем больше действую­щая сила. Деформации бывают упругие и пластические. Упру­гой называется такая деформация, при которой первоначаль­ная форма тела восстанавливается как только прекратится дей­ствие силы. Пластической называется такая деформация, при которой первоначальная форма тела после прекращения дейст­вия силы не восстанавливается.

В зависимости от направления действия силы и продольной оси тела (например, балки) возникают следующие виды дефор­маций: растяжение, сжатие, изгиб и кручение.

Трение (фрикционное взаимодействие) – процесс взаимодействия тел при их относительном движении (смещении) либо при движении тела в газообразной или жидкой среде.

       Трение принято разделять на:       

· сухое, когда взаимодействующие твёрдые тела не разделены никакими дополнительными слоями / смазками;

· граничное, когда в области контакта могут содержаться слои и участки различной природы (окисные плёнки, жидкость и так далее;

· жидкостное (вязкое), возникающее при взаимодействии тел, разделённых слоем твёрдого тела (порошком графита), жидкости или газа (смазки) различной толщины;

· смешанное, когда область контакта содержит участки сухого и жидкостного трения;

· эластогидродинамическое (вязкоупругое), когда решающее значение имеет внутреннее трение в смазывающем материале.

Сила трения – это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Причины возникновения силы трения:

  • шероховатость соприкасающихся поверхностей;
  • взаимное притяжение молекул этих поверхностей.

Трение скольжения – сила, возникающая при поступательном перемещении одного из контактирующих / взаимодействующих тел относительно другого и действующая на это тело в направлении, противоположном направлению скольжения.

Трение качения – момент сил, возникающий при качении одного из двух контактирующих / взаимодействующих тел относительно другого.

Трение покоя – сила, возникающая между двумя контактирующими телами и препятствующая возникновению относительного движения.

{\displaystyle i_{12}={\frac {\omega _{1}}{\omega _{2}}}} Домашнее задание:

1. Кратко законспектировать материал на тему: «Условные обозначения на кинематических схемах. Виды износа и деформации деталей машин. Виды трения».

2. Зарисовать из ГОСТ 2.770-68 условные обозначения на кинематических схемах.

3. Ответить на следующие вопросы:

3.1. Что такое кинематическая схема?

3.2. Какие существуют виды износа?

3.3. Что такое деформация?

3.4. В чём различие между упругой и пластической деформацией?

3.5. Какие существуют виды трения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: