Тема Административная и уголовная ответственность за нарушения в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности
План
1. Виды административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельностью
2. Виды уголовных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельностью
3. Национальный план противодействия коррупции
Вопрос 1. Виды административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельностью
Кодекс об административных правонарушений (КоАП) РФ
Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Объектом административных правонарушений являются отношения в области предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
Объектом административного правонарушения являются отношения в сфере торговли.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный незаконно (т.е. без специального разрешения, лицензии) продает товары, иные вещи, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Нужно учесть, что Указом Президента РФ от 22.02.92 N 179 утвержден Перечень продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.
3. Нарушение законодательства о рекламе
Объективная сторона правонарушения предусмотренного состоит в том, что виновный:
1) осуществляет действия (бездействие) или деятельность нарушающие законодательство о рекламе. При этом он:
а) использует рекламу в целях дезинформации потребителей и любых иных лиц. Реклама - это распространяемая с помощью любых средств информация как о самом виновном, так и о его товарах, идеях и начинаниях, работах, услугах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим лицам, товарам, работам, услугам и т.д. и способствовать их реализации. Этим, в частности, данное деяние отличается от "иного обмана потребителей";
б) зачастую использует ложную информацию, что может выражаться в частности:
недобросовестной рекламе. Она вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемых товаров (работ, услуг) посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта текста рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров (у которых имеется высокая репутация и на которые всегда стабильный спрос), либо посредством злоупотребления доверием граждан или недостатком у них опыта, знаний, в т.ч. в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации;
4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил
Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный осуществляет продажу товаров, т.е. реализацию их по договору розничной купли-продажи, но не по договорам поставки, контрактации и т.п., выполнение работ (например, в рамках договора бытового подряда) либо оказание населению услуг. И при этом упомянутые товары (работы, услуги) не соответствуют требованиям:
1) стандартов (а также технических регламентов, если они установлены). Речь идет и о ГОСТах, и об отраслевых, международных и т.п. стандартах, технических регламентов, или технических условиях (устанавливаемых, например, самим изготовителем), а также образцов по качеству (которые, например, ранее прошли проверку, тестирование, утверждены, одобрены, были продемонстрированы покупателю, отражены в договоре);
2) комплектности или упаковки (предусмотренной в договоре, условиях реализации, нормативных актах и т.д
5. Нарушение порядка ценообразования
6. Обман потребителей
Объективная сторона обмана потребителей состоит:
а) в обвешивании потребителей. Виновный занижает вес против указанного в чеке, накладной и т.п. документе (например, если товары отпускаются из оптового склада), реально отпуская меньшее количество товара (в результате недолива, недовеса, недовложения);
б) в обмеривании. В данном случае виновный, отпуская товар потребителю, нарушает такие его параметры, как длина, ширина, высота, габариты;
в) в обсчете. В данном случае виновный завышает цену отпускаемого товара, оказываемой услуги.
г) во введении в заблуждение относительно потребительских свойств товара или услуги. Закон о правах потребителей возлагает на организацию, индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги либо реализовывающих товары, обязанность предоставлять достоверную информацию обо всех потребительских свойствах услуги (товара) (ст. 10 Закона о правах потребителей). В нарушение этих требований Закона виновный умалчивает о тех свойствах товара, которые неприемлемы для данного потребителя, либо приписывает товару несвойственные ему качества;
д) в ином обмане потребителей (например, ложная информация о наличии соответствующей лицензии, сертификата товара, искаженные данные в расчете о стоимости услуги, лекарства, товара, неисполнение обязательств, которые отражены в договоре).
7. Незаконное использование товарного знака
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный:
1) незаконно использует исключительные права других лиц на ТЗ и иные средства индивидуализации. Иначе говоря, не заключает с правообладателем договор коммерческой концессии или иной договор (например, лицензионный), позволяющий ему пользоваться при выполнении работ, оказании услуг, реализации товаров комплексом таких исключительных прав на средства индивидуализации;
2) посягает на исключительные права на такие средства индивидуализации, как:
товарный знак, т.е. обозначения, способные отличать товары одной фирмы от однородных товаров, производимых и реализуемых другими фирмами;
знак обслуживания, т.е. обозначения, способные отличать услуги, оказываемые данной фирмой, от аналогичных услуг, оказываемых другими фирмами;
наименование места происхождения товара, услуги;
Вопрос 2. Виды уголовных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельностью
Как показывает практика, преступления в сфере экономической деятельности предпринимателями в настоящее время являются достаточно распространенным явлением. Общественная опасность экономических преступлений заключается в том, что в результате таких посягательств экономическим интересам государства и иным субъектам, связанным с предпринимательской деятельностью, наносится значительный ущерб. Это следующие виды преступлений:
1. Незаконное предпринимательство
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171.3 настоящего Кодекса, -
· наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
· 2. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.
· 3. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года.
· 4. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
· 5. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
· 6. Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции
· Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, -
· наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.






