Основные правила безопасности при движении на маршруте

Безопасность непосредственно при прохождении туристского маршрута кроме организационных мероприятий обеспечивается знанием оптимальной техники передвижения в условиях сложного рельефа и соблюдением основных правил преодоления естественных препятствий. Поэтому можно выделить следующие группы препятствий и сформулировать основные требования, направленные на обеспечение безопасности при их преодолении: при подъезде к начальной точке маршрута и возвращения с конечной, при движении по тропам и травянистым склонам, по осыпям и моренам, по ледникам, по скальным и снежно-ледовым склонам, при переправах через реки и т.н.

Общие принципы соблюдения безопасности при подъезде к начальной точке маршрута и возвращения с конечной к месту постоянного места жительства. Путешествие начинается с момента выхода с рюкзаком из дома. Находясь в транспорте, туристы обязаны соблюдать общепринятые правила проезда: не стоять в тамбуре без надобности, при посадке и выходе пользоваться передними и задними дверями, не спрыгивать с платформы на железнодорожные пути. При переходе через железнодорожные пути пользоваться переходными мостами, дорожками, туннелями. При подъезде к начальному пункту маршрута или на отдельных его участках запрещается пользоваться услугами неисправного, необорудованного для перевозки людей автотранспорта. На маршруте при движении по проезжим дорогам руководитель должен вести группу по обочине, в колонне по одному, навстречу идущему транспорту. Категорически запрещается идти по проезжей части, перебегать или переходить дорогу перед близко идущим транспортом. Необходимо помнить, что во время дождя и в гололедицу движение по дороге особенно опасно. Туристы должны соблюдать правила безопасности при использовании оборудованных переправ через водные преграды: не допускать переправу людей и груза на необорудованных, неисправных судах, а также перегрузку судов. Во время движения на лодке или других малых судах не переходить с одного места на другое, не перекладывать груз и следить за наличием спасательных средств. Посадку и выход из лодок проводить по установленным правилам. В ненастье и большую волну переправу не производить. Не пользоваться услугами перевозчиков, находящихся в нетрезвом состоянии. При прохождении через населенные пункты необходимо вести себя с местным населением доброжелательно и корректно, избегая неприятного инцидента.

Правила передвижения по тропам при подъеме, спуске и траверсе. Техника постановки ступней ног, выбор ритма и темпа ходьбы па большие расстояния. Выйдя на туристскую тропу, участникам маршрута порой приходится преодолевать определенные сложности: густой подлесок, заросли, бурелом, завалы, гари. На их пути попадаются сгнившие деревья, стланик, высокотравье, болота, марь,


овраги, распадки, осыпи (мелкая, средняя и крупная), лесистые хребты и т.д. Ранним утром, когда в лесуобильная роса или после дождя эти препятствия представляют собой определенную опасность для туриста. Так, камни, покрытые мхом, корни и поваленные деревья от росы и дождя становятся мокрыми к скользкими. При неосторожном движении может произойти падение, в результате – получение травмы. Поэтому туристы, идущие в это время по лесу, должны быть очень внимательными. Немаловажным фактором в деле безопасности движения является правильное распределение груза между участниками группы. Непосильный вес рюкзака может привести к быстрому утомлению, отсюда потеря координации и самостраховки, что в свою очередь может вызвать срыв. Поэтому, чтобы не допустить такого явления, необходимо перед выходом на маршрут распределить весь груз между участниками, учитывая силы каждого. Для правильной деятельности организма туриста, преодолевающего большие расстояния в течение продолжительного времени, необходимо равномерную работу чередовать с отдыхом. Так, быстрый темп и недостаточный отдых участников может привести к утомляемости, что вызывает потерю внимания и приводит к травматизму. Определяя скорость движения из расчета километража на день, необходимо учитывать препятствия на маршруте, рельеф, нагрузки и состояние участников, метеорологические условия и т.д. Немаловажную роль в обеспечении безопасности на маршруте играет скорость движения. Нельзя допускать при движении лидерства в группе, что может повлечь за собой растягивание участников на маршруте Стартовое движение рекомендуется ежедневно начинать в среднем темпе, чтобы дать возможность организму вработаться. Первые переходы следует делать ровно, без рывков. От перехода к переходу темп движения должен возрастать постепенно, скорость увеличиваться. В то же время скорость движения должна быть приемлема самому слабому участнику группы. Хорошая организация движения обеспечивает ритмичность работы организма, правильную дозировку нагрузки, четкость в действиях группы и безаварийность похода, При необходимости увеличения скорости на отдельных участках пути нужно разгружать уставшего или слабого участника. Темп движения должен постепенно увеличиваться, а к концу очередного перехода, за 3 – 5 минут до привала, прийти к начальному, чтобы пульс стал ближе к норме. Не скорость движения влияют непредусмотренный и усложненный характер рельефа, сложные участки пути усталость группы, большая протяженность маршрута и другие причины, которые могут вызвать необходимую корректировку графика движения. Удобнее двигаться колонной по одному. Направляющий ведет группу, замыкающий ему помогает. Задача первого выбирать путь, определять направление, ориентироваться, следить за своевременными привалами между переходами. От опыта ведущего во многом зависит выбор наиболее удобного пути. Перед разветвлением трои, изменением направления движения, переходом реки, заболоченными участками, распадками, оврагами ведущий должен остановить группу и получить указание от руководителя на дальнейшее движение или организацию разведки. На сложном участке пути необходимо организовать страховку. После прохождения сложного участка последним участником ведущий продолжает путь.

Направляющий должен задавать темп при ходьбе, равняясь на слабого. В случае отставания кого-либо из участников следует остановить группу и дождаться отстающего. Задача замыкающего – не допускать отставания, оказывать помощь туристам, помогать уставшим, своевременно подавать сигнал направляющему о снижении скорости или прекращении движения.

При правильной ходьбе туристы двигаются ритмично, делают шаги примерно одинаковой длины и одной частоты. Скорость передвижения становится постоянной. Ритмичность в ходьбе помогает правильной работе всего организма.

Скорость движения в лесистой, местности определяется рельефом, растительностью и наличием троп. При ходьбе по тропам, полянам, лугам (с невысокой травой) оптимальная скорость – 5 км/ч. По лесу без троп, по болотистой местности, склону, стланику, через завалы скорость резко снижается, и общий дневной переход составляет всего несколько километров. На маршруте бывают и непредвиденные обстоятельства когда группа не может преодолеть возникшее препятствие: разлив таежной реки, непроходимость болота. В этом случае приходятся искать новые пути обхода, что также влияет на скорость движения. Она снижается в среднем примерно на одну треть, а иногда и больше.

Метеорологические условия являются трудно контролируемым фактором, влияющим на изменения графика маршрута. Дожди вынуждают снижать скорость движения и больше уделять внимания страховке. Туман затрудняет выбор безопасного пути, усложняет ориентирование. В неблагоприятную погоду скорость снижается вполовину, а иногда надолго приходится устраивать внеочередной привал. Планируя путешествие в районах с неустойчивым климатом или в межсезонье, необходимо предусматривать резервные дни.

Походы в межсезонье имеют свои положительные и отрицательные стороны. В это время легче преодолевать заболоченные участки, низины, реки, озера, скованные морозом. Однако следует помнить, что в осенний период лед на озерах, реках и болотах еще тонок и не всегда может выдержать вес человека


с рюкзаком, поэтому при движении по ним необходимо соблюдать технику безопасности, а если есть возможность, то лучше обойти это место по более безопасному пути.

Характерной чертой походов в межсезонье является неустойчивая, часто холодная погода, осенью раннее выпадение обильного снега затрудняет движение. Движение по лесу нужно строить с учетом использования троп, тропинок, просек, полян и т.д. По тропе, даже самой заросшей или звериной, идти гораздо легче, чем напрямую – по азимуту. К тому же тропы пролегают так, что встречающиеся на пути препятствия огибают или пересекают в самом удобном для прохождения месте. Проходя сквозь чащу, следует придерживать ветви, чтобы они не стегали по лицу идущего следом туриста. Двигаться по лесу следует цепочкой с интервалом 3 – 4 м. Первые должны предупреждать голосом об опасных местах: яме, торчащем пне, корне, скользком месте, скрытых промоинах и т.д. Идти по маршруту без тропы, надо не спеша осторожно, выбирая наиболее безопасное место. При таком темпе у туриста, наткнувшегося на какое-либо препятствие, будет меньше вероятности упасть и получить травму. При движении по азимуту рекомендуется просматривать путь насколько это возможно дальше, чтобы не оказаться в непроходимой чащобе, в окружении завалов, сильно заросшего, глубокого оврага, распадка или болота и т.д.

На преодоление подобных препятствий уходит много времени и сил, так как туристам приходится подлезать под деревья, проходить по ним, спрыгивать, вновь подниматься, и все эти упражнения они выполняют с рюкзаком за плечами. Особенно рискованно проходить через прогнившие и неустойчиво лежащие деревья, тем более в дождливую погоду, когда они мокрые и скользкие. Если все же группа вынуждена идти по завалу, то при этом следует соблюдать осторожность, оказывая, друг другу помощь, использовать в качестве опоры шест и т.д. Преодолевая заросшие глубокие распадки, овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом, камнями, по дну которых нередко текут ручьи, следует выбирать наиболее пологое место спуска и подъема. При крутых, влажных и скользких склонах безопаснее спуск и подъем осуществлять с помощью веревочных перил.

Немало трудностей вызывает прохождение через стланик, который широко распространен в тундровой и среднегорной зонах. Стланик представляет собой заросли стелющегося по земле кустарника с сильной и ветвистой корневой системой. Чаще всего это кедровый, березовый, ивовый и рододендроновый кустарник. Представители этой растительности порой достигают в высоту до трех метров, а в отдельных районах и выше (кроме рододендрона). Прежде чем двигаться сквозь заросли кустарника, следует зрительно наметить путь движения и стараться его придерживаться. В целях ььредохранения от ссадин и царапин следует надеть плотную одежду с длинными рукавами. Брюки заправить в сапоги или носки так. чтобы не было оголенных мест. Такая мера предосторожности позволит избежать травмы. Если есть возможность обхода этих зарослей, то лучше ею воспользоваться.

Общие принципы соблюдения безопасности при передвижении по лесисто-травянистым склонам. Постановка ступней ног. Положение туловища. Особенности применения ледоруба. Самозадержание при срывах. На маршрутах туристам приходится преодолевать сложные участки представляющие собой лесисто-травянистые склоны, характерные для горно-таежных маршрутов. На склонах, поросших тайгой, на пути туристов встречается много сложных препятствий: поваленные сгнившие деревья, корневища, камни, покрытые мхом, скрытые ямы, промоины и т.п., поэтому нужно быть очень внимательным. При неожиданном столкновении с препятствием происходит потеря равновесия – падение, которое также может произойти в результате утомляемости или в сложной метеорологической обстановке. Для самостраховки необходимо иметь альпеншток.

Движение сквозь кустарниковые заросли связано с большими физическими трудностями. В том случае, когда низкорослый кустарник встречается на большой площади и обойти его не представляется возможным, следует наметить путь движения по зарослям через прогалины и лужайки. Двигаться сквозь кустарник нужно колонной, придерживаясь установленной дистанции. Необходимо обращать внимание на переплетенную корневую систему, камни, скрытые промоины и т.п. Идти по зарослям нужно в прочной обуви и одежде, которая закрывала бы все части тела.

Травянистые склоны бывают с высокой и низкой травой. По склону с высокой травой подниматься и, особенно, спускаться следует не спеша и внимательно, так как она скрывает рельеф. Под ногами часто встречаются протоки, ямы, стволы деревьев, камни, о которые можно споткнуться. Не менее сложными являются крутые склоны с низкой травой. Особенно они коварны, когда трава мокрая, так как возможность падения увеличивается и возникает опасность получения травмы. Упавшего, если он сразу не остановит свое скольжение вниз, может выбросить на камни, скалы, обрыв, что повлечет за собой тяжелые последствия. При подъеме и спуске нужно придерживаться установленной дистанции, чтобы находящийся выше участник в случае падения не смог сбить ниже идущего, ледоруб или альпеншток следует держать вположении на изготовку. При падении необходимо предпринять меры к самозадержанию путем разворота тела лицом к склону и торможения ледорубом или альпенштоком. На отдельных, особо сложных участках рекомендуется организовать веревочные перила.

7<-;


Правила передвижения по осыпям и моренам. Характерные опасности. Технические приемы преодоления осыпей при траверсе, подъеме и спуске в зависимости от крутизны и вида. Осыпные склоны состоят из мягких размывающихся пород. Подъем и спуск но ним следует проводить с использованием элементов самостраховки: подъем осуществляется друг за другом плотной группой, по возможности для ног выбирать более устойчивое положение, а при спуске следует остерегаться движения за собой горной породы. Сыпучие склоны особенно сложны в прохождении после дождя и выпавшего снега, так как неустойчивая поверхность может привести к падению со скольжением вниз. При большой крутизне туристы должны применять самостраховку и групповую страховку.

Движение по склонам с мелкой осыпью следует двигаться колонной наискось или серпантином с маленьким интервалом между участниками. Все должны быть внимательны и соблюдать осторожность, чтобы не вызвать камнепада, а для самостраховки пользоваться ледорубом или альпенштоком. На крутых участках для безопасности прохождения навешиваются перила.

При подъемах и спусках по склонам из средней осыпи необходимо избегать резких движений, идти предельно осторожно, чтобы не вызвать камнепад. Ледорубом пользоваться не рекомендуется, так как опора на него ненадежная, к тому же им можно нечаянно столкнуть непрочно лежащий камень. Способ движения серпантином лучше не применять, чтобы случайно сорвавшийся камень не явился причиной несчастного случая.

Крупные обломки скал на склонах крупной осыпи создают обманчивую видимость, что плотно лежат на склоне и по ним можно легко подниматься и опускаться. Некоторые из них еле держатся, и стоит на такой камень встать, как он приходит в движение. От неожиданности турист теряет равновесие и падает, что влечет за собой серьезную травму. Увеличивается опасность ходьбы по крупной осыпи, покрытой мхом и наклонными обломками, а также во время или после дождя, снега, когда осыпь становится наиболее скользкой и малоустойчивой. При движении необходимо быть внимательным и соблюдать осторожность. Прежде чем наступить на очередной обломок, нужно убедиться в его устойчивости. Безопаснее наступать на конец камня ближе к склону.

Скально-плиточные склоны являются одним из сложных горных рельефов. Преодоление такого участка связано не только с физическими и техническими трудностями, но и с психологическим состоянием группы. Следует знать, что двигаться по наклонной плите тяжелее, устойчивость ее меньше, а вероятность потери равновесия возрастает. Движение по скальному склону, где плиты имеют большой угол наклона и плохую связь между собой, особенно опасно. При плохой метеорологической обстановке они становятся практически непроходимыми. Подъем, движение, спуск по такому склону требуют особой осторожности, и принятия всех мер безопасности заключающееся в навешивание надежных вертикальных и горизонтальных перил.

Правила передвижения по скальным склонам. Страховка и самостраховка на скалах. Передвижение по скалам начинается там, где человек не может передвигаться без помощи рук. Безопасность туриста зависит от его умения приспосабливаться к особенностям скального рельефа, от выбора наиболее удобного и безопасного пути подъема, от применения соответствующих технических приемов и соответствующего снаряжения. Передвижение по скалам зачастую требует большой физической силы, выносливости, и соответствующей психологической подготовленности. В зависимости от трудности прохождения скального маршрута, которая характеризуется крутизной склона, формой скального рельефа, степенью расчлененности скальной поверхности различают легкие скалы, скалы средней трудности, трудные скалы, очень трудные скалы и сверхсложные скалы.

Легкие скалы для движения и сохранения равновесия иногда требуют помощи рук. Многочисленны в основном крупные зацепки и выступы при сально расчлененном рельефе. Скалы часто разрушены и потому небезопасны. Для прохождения необходимы уверенность и смелость. По скалам средней трудности передвигаются преимущественно простейшим способом - как по лестнице. Сохранение равновесия и продвижение невозможны без помощи рук. Необходима организация групповой страховки. На трудных скалах зацепки относительно невелики и расположены далеко друг от друга. Одновременное движение опасно, появляется необходимость в попеременной страховке и применение специального снаряжения. На спуске в зависимости от крутизны - лазанье или спуск по закрепленной веревке. На очень трудных скалах, имеющих крутизну 90° и стены с отрицательным уклоном, а также нависающие карнизы, движение осуществляется на пределе человеческих возможностей с использованием искусственных точек опоры, лесенок, площадок и других специальных средств. При движении по сверхсложным скалам используются очень малые зацепки и проходятся многометровые участки, преодолеваемые лишь на трении, требующие большего количества пунктов страховки с малыми расстояниями между ними. Часто необходимы искусственные точки опоры, в качестве которых применяются крючья, лесенки, платформы.

Основной принцип передвижения по скалам – экономное и безопасное прохождение маршрута. Затрата физических сил существенно снижается за счет технической подготовленности спортсмена, рационального


и экономного распределения сип, чередования нагрузок на различные группы мышц. В связи с накопленным опытом можно предложить туристам придерживаться следующих правил передвижения по скалам:

• Перед началом подъема нужно внимательно осмотреть скалу и наметить маршрут прохождения в зависимости от наличия точек опоры.

• Останавливаться для передышки и осмотра дальнейшего отрезка пути нужно на наиболее простом и удобном месте. Трудное и тем более опасное место стараться пройти без задержки.

• Прежде чем нагрузить точку опоры, вначале визуально необходимо определить ее прочность, а затем опробовать и убедиться в ее надежности.

• Постоянно иметь три точки опоры и каждую точку опоры стараться использовать многократно.

• Передвигаться в основном на ногах, держась руками за точки опоры. Однако, чем менее надежно стоят ноги, тем большую нагрузку с ног нужно перенести на руки. Нередко на очень сложных местах основная нагрузка падает на руки.

• Чередовать нагрузку на разные группы мышц путем поочередной работы конечностями на захваты, упоры и особенно при движении в распоре.

• При неудобных или ненадежных точках опоры нужно дополнительно использовать трение тела и конечностей о скалу.

• Лазить нужно плавно, без рывков, чтобы сохранить равновесие, энергию и прочность точки опоры.

Наиболее просты в прохождении по скальным склонам ребра, контрофорсы, кулуары, но последние опаснее возможными камнепадами. Следует избегать спусков по особенно крутым и длинным кулуарам. Запрещается производить спуск во время дождя и после снегопада, так как на этих участках повышается вероятность срыва и очень сложно остановить скольжение вниз. Спуск со скального склона иногда значительно сложнее, чем подъем, так как склон полностью не просматривается. В результате возникают дополнительные трудности в организации его прохождения. Следовательно, прежде чем начать спуск нужно организовать надежную верхнюю страховку. Спускающийся первым должен проверить прочность выступов и неровностей для зацепов рук и опоры ног, после чего спускается вся группа. При спуске безопаснее производить плавные движения, придерживаясь ближе к скале. Спуск по пологим скалам допускается спуск к склону спиной, а по крутым – повернувшись лицом к склону. На сложных спусках и подъемах, где есть хотя бы небольшая вероятность срыва, необходимо навешивать вертикальные и горизонтальные перила из основной веревки для организации групповой страховки.

Характерные опасности и правила передвижения по снегу и фирну. Лавины и их виды. Специфические приемы страховки и самостраховки на снегу. Наиболее часто встречающейся туристам в горной местности формой рельефа, являются снежные поверхности и склоны. Поэтому туристам следует помнить, что в разные периоды и разное время суток снег неоднороден. В одном случае по снежному склону можно передвигаться с самостраховкой при помощи альпенштока или ледоруба, в другом необходима групповая или взаимостраховка в виде организации перил, связки и т.п. Снежные склоны лучше проходить ранним утром, когда еще снег скреплен ночным морозом и имеет прочный наст. Такое состояние снежного покрова избавит от вытаптывания ступеней, излишнего расхода энергии, удлинит время наступления утомляемости. По пологим склонам, свободным от камней и трещин, можно спускаться скользящим шагом, напоминающим бег на коньках, осуществляя самостраховку или альпенштоком.

Иногда за короткие утренние часы группа не в состоянии преодолеть снежный участок пути, так как снег с каждым часом, рыхлеет, идти становится труднее. При этом необходимо чаще менять ведущих, а если группа идет в связке, то – передовую связку. Однако роль, направляющих состоит не только в прокладывании пути, но и в его безопасном выборе: обходе крутых и лавиноопасных мест, мест камнепадов, обходе трещин, выборе прочных снежных мостов и т.д. По склону с рыхлым снегом идти следует осторожно, так как здесь набольшая вероятность схода лавины и прежде чем начать движение, надо наметить надежный путь. Подниматься по крутому склону рекомендуется лицом к нему, выбивая ступени носком ботинок. Перед каждым шагом древко ледоруба или альпенштока вгоняют в снег, держась за него двумя руками. Спуск со склона допускается осуществлять спиной к нему. Движение по крутому снежному склону грозит опасностью срыва и при прохождении наиболее крутых участков навешивание перил обязательно. По крутому снежному склону надежнее подниматься в «лоб», а по крепкому насту идти нужно в кошках и с обязательной попеременной страховкой.

Особое внимание и предельная собранность должны быть у туристов при прохождении лавиноопасных участков пути. В целях безопасности такие места следует проходить рано утром, когда снег скреплен морозом. Перед прохождением лавиноопасного участка наметить наиболее безопасный путь, подготовить лавинные шнуры, ослабить лямки рюкзаков, выставить наблюдателей, установить необходимый интервал между участниками и только после всех принятых мер предосторожности приступить к прохождению опасного места. Нужно избегать подрезания склона многочисленными и одиночными поперечными следами, в противном случае это может вызвать сход лавины.


Особое внимание необходимо уделить приемам самозадержания при скольжении по снежному склону. При потере устойчивости, проскальзывании и падении на снежном склоне необходимо выполнить следующие действия:

• немедленно принять меры по самозадержанию, пока скорость скольжения еще невелика, для этого следует как можно быстрее перевернуться на живот (рис. 6.11);

• используя ледоруб, альпеншток или все четыре конечности попытаться погасить скорость скольжения вгрызаясь ими в снег;

Далее в зависимости от структуры и состояния снежного покрова необходимо выполнить следующие действия:

• на старом твердом снегу и насте хорошо тормозить клювом ледоруба и помогать торможению рантами ботинок (рис. 6.12);

• на рыхлом снегу торможение осуществляется рукояткой ледоруба и носками широко расставленных ног. При этом ледоруб надо держать в полусогнутых руках и тяжестью тела прижимать его к склону (рис. 6.13);

• остановившись, носками ботинок выбить ступени и, опираясь о склон ледорубом и руками, встать.

Рис. 6.11.                               Рис. 6.12.                             Рис. 6.13.

При любом состоянии снега категорически запрещается тормозить ногами, если на них одеты кошки, потому что зацепившиеся зубья могут создать большой крутящий момент и опрокинуть скользящего туриста. Ноги с кошками всегда необходимо приподнимать, сгибая их в коленях.

При проскальзывании на спуске восстановить равновесие можно, уперевшись штычком ледоруба или альпенштока в склон. При этом его штычок резко опускается на склон и загружается активным переносом веса тела на древко с одновременной загрузкой пяток ботинок в снег. Для восстановления равновесия нужно пяткам выбить ступени, встать на них и, приняв стойку спуска, продолжить движение.

Особое внимание уделяется правилам движения и страховки при передвижении по закрытому леднику. Необходимо, чтобы у каждого на рабочей веревке был завязан петлей из вспомогательной веревки схватывающий узел или жумар, а сама петля пропущена через грудную обвязку и надета стременем на ступню. При падении в трещину это позволяет не висеть, а стоять на петле. У переднего и последнего в связке должен оставаться конец основной веревки около 1,5 м с узлом на конце, чтобы иметь возможность немедленно закрепить веревку идущую к провалившемуся в трещину, тем самым разгрузив свою индивидуальную страховочную систему, чтобы начать мероприятия по извлечению провалившегося из трещины. При движении по леднику необходимо связывающую веревку в связке между участниками держать почти внатяжку и исключать её собирание руками в кольца. Страховка выполняется через ледоруб в особо опасных условиях ее можно осуществлять вдвоем или втроем.

Расположение карнизов, режимы образования и созревания довольно постоянны, поэтому до выхода на маршрут надо обязательно разработать тактику движения в местах их расположения. В любом случае двигаться под карнизом надо как можно быстрее, с надежной страховкой и тогда, когда он не освещен солнцем. Следует учитывать большую вероятность падения карниза после теплой ночи. При движении по гребню со снежными карнизами надо прокладывать путь ниже так называемой линии отрыва карниза и соблюдать расстояние в связке не менее 20 м. Нельзя бездумно использовать следы ранее прошедшей группы: они могут быть проложены неправильно и способствовать обрушению карниза. При страховке партнера по связке страхующий располагается на склоне ниже следа, а при одновременном движении с взаимной страховкой надо быть готовым к прыжку на противоположную от сорвавшегося сторону гребня. Прием этот требует от спортсмена смелости и самоотверженности, так что одновременное движение по острому снежному

 


гребню лучше использовать только там, где возможно движение участников связки по разным сторонам гребня или имеются выступающие элементы рельефа, обеспечивающие при срыве сгибание их веревкой или врезание ее в снежный склон. При движении по склону ветровой воронки необходимо идти в кошках, с тщательной попеременной страховкой и самостраховкой, так как самозадержание здесь сомнительно. Простые, но разрушенные участки скальных гребней особенно опасны на спусках, так как на них часто неэффективен любой вид страховки. Однако если на этих участках двигаться попеременно, тот, кто остановился и работает с веревкой, может, натянув ее в первый миг потери равновесия или даже срыва партнера по связке, предотвратить дальнейшее падение.

Страховка на снегу. Если возможен срыв на снежном склоне и самозадержание проблематично, то необходимо организовать групповую страховку. Надежность страховки на снегу в значительной степени зависит от состояния снежного покрова, в том числе от времени суток, температуры и освещенности склона. Погода может играть решающую роль. На одном и том же склоне утром при морозе и днем на раскисшем снегу резко изменяются условия для организации групповой и взаимостраховки. Основной прием организации точки страховки на снежных склонах – через рукоятку ледоруба, вбитого в фирн или твердый снег.

Чаще всего используется попеременная страховка. Приемы страховки через ледоруб меняются в зависимости от плотности снега, длины рукоятки ледоруба, направления движения и т.д. Существует правило: первый участник в связке должен прокладывать путь в стороне от страхующего. Нахождение туристов друг над другом не допускается, так как при срыве первый может сбить страхующего партнера.

В твердом снегу страхующий участник выбивает ледорубом или рантами ботинок для ног две прочные ступеньки или длинную полку поперек склона. Встав на подготовленную площадку лицом к склону, турист на уровне груди или пояса вгоняет в склон ледоруб. Чем плотнее склон, тем труднее вогнать в него ледоруб. Однако при этом страховка становится более надежнее. Самостраховка крепится за рукоятку, а страховочная веревка охватывает ледоруб или проходит через карабин, прикрепленный петлей к рукоятке или головке ледоруба (рис. 6.14).

Рис. 6.14.

Если фирн слишком тверд и вбить ледоруб невозможно, а ледовые крючья использовать нельзя, надо подпереть ледоруб коленом или придержать рукой за головку (рис. 6.15).

На пологом склоне ледоруб может находиться в вертикальном положении, а на крутых вгоняется под углом 100 – 110° к склону. Овальное сечение рукоятки ледоруба рекомендуется располагать широкой плоскостью в направлении рывка. В мягком, рыхлом, свежевыпавшем или перемороженном снегу страховка организуется аналогичными способами, но она крайне ненадежна. В этом случае надо тщательно утрамбовать снег, несколько раз подсыпая его со склона.

Если ледоруб хорошо держит в плотном снегу, можно страховать через рукоятку обеими руками с обеих сторон или с одной стороны (рис. 6.16).

Если в глубоком свежем снегу, где необходимо вытоптать место для страховки, а ледоруб держит ненадежно, то для страховки ведущего в связке можно наступить на головку ледоруба, предварительно заложив за рукоятку несколько витков веревки (рис. 6.17).

 



 


Место для страховки должно быть выбрано или вытоптано так, чтобы на нем можно было надежно стоять, расставив ноги и иметь возможность принять большую часть рывка на корпус страхующего. Силу рывка необходимо ослабить протравливанием веревки, если этого не сделать, то ледоруб может быть вырван. Минимальный запас протравливания на крутом склоне – 1/3 веревки. Даже не очень сильный рывок вырывает ледоруб из склона или ломает рукоятку деревянного ледоруба. В момент срыва и скольжения лидера, если тот находится выше по склону, страхующий должен попытаться выбрать часть веревки, что сократит длину разгона и увеличит количество веревки у страхующего для ее протравливания. Разумеется, сорвавшийся должен приложить максимум усилий к самозадержанию, это увеличит возможности попеременной страховки для удержания связки от дальнейшего падения.

Передвижение в связках. Правильный выбор схемы движения связок на снежном рельефе способствует повышению безопасности и скорости прохождения участка при наименьшей затрате сил. На некрутых склонах и не сложных снежных склонах допускается одновременное движение. Однако при срыве одного из участников его трудно удержать. Связки состоят из 2 или 3 человек. На закрытых ледниках иногда в одной связке бывает 4 человека. Большее количество участников в связке не оправдано и может привезти к тяжелым последствиям в случае срыва и падения с гребня. При попеременной страховке наиболее рациональна в своих действиях связка-двойка. Она обеспечивает максимальную быстроту движения, оперативность в работе с веревкой, удобное и рациональное размещение партнеров на опасных участках.

Вышедший вперед при подъеме или траверсе первый участник связки, проложив цепочку ступеней на длину веревки с учетом резерва на протравливание, делает два-три шага в сторону и организует пункт страховки и самостраховки. Здесь он принимает партнера, который, подойдя и не задерживаясь, продолжает движение, принимая на себя роль ведущего в связке. Подобная схема движения продолжается до окончания движения по склону. При подъеме по снежному склону зигзагом или серпантином пункт страховки организуется в местах изменения направления движения. Страхующие должны смотреть, чтобы веревка между ними и страхуемым участником не имела значительной слабины. Это исключит динамический рывок на точку страховки, и страхующему придётся удерживать только вес партнера. Связка-тройка более надежна при движении по закрытому леднику или на гребне с карнизами, но скорость ее будет значительно ниже, чем у двойки.

Передвижение по закрытым ледникам, особенно заснеженным представляет реальную угрозу: замаскированные снегом трещины являются потенциальной ловушкой. Обязательно передвигаться в связках. Если проваливается первый в связке при подъеме по склону, партнеры по связке удерживают его не только за счет трения веревки на перегибе трещины; этому в значительной мере способствует и противовес их самих (рис. 6.18).

Наиболее опасна ситуация, когда проваливается первый участник связки на спуске, так как из-за достаточно сильного рывка, малого трения и скользкой поверхности склона провалившийся может потянуть за собой и партнеров по связке (рис. 6.19). Всегда следует помнить, что в трещину может провалиться любой участник связки, не обязательно первый или самый тяжелый.

Если есть возможность, то трещины на леднике лучше обойти, в крайнем случае, преодолеть по снежным мостам или пересечь под прямым углом (рис. 6.20).


ш


При движении по закрытому леднику ледоруб в руке держат клювом вперед. Там, где существует хотя бы предположительная опасность падения в трещину, идут, держа ледоруб на изготовку и продев его в петлю проводника, завязанную на страховочной веревке в 50 см от грудной обвязки. Если снег глубокий и рыхлый, ледоруб следует нести за головку, придерживая пальцами петлю, чтобы она не сползла вниз по рукоятке.

В случаях, когда необходимо страховать партнера, делать это лучше по следующей схеме: прикрепить к хорошо забитому ледорубу или двум сблокированным короткую петлю, которую завязать на страховочной веревке схватывающим узлом или жумаром, страхующий держит узел в руке и через него выдает веревку. Если ведущий падает в трещину, схватывающий узел отпускают. Такая схема хороша и тем, что она наполовину готовит систему полиспаста, если провалившегося надо поднимать из трещины. Чтобы при рывке ледоруб не вырвало из гнезда, его подстраховывают импровизированным снежным якорем или встав на него ногой или коленом.

Подгорную трещину (бергшрунд) при движении вниз преодолевают перепрыгиванием, организуя перед этим надежную страховку. При подъеме бергшрунд может оказаться очень серьезным препятствием. Часто это комбинация трещин со стенными снежно-фирновыми участками. Если пройти вблизи скал или по лавинному мосту нет возможности, бергшрунд проходят в самом низком и пологом месте. Иногда снежно-фирновую стенку удается пройти, используя воткнутые в нее ледорубы в качестве искусственных точек опоры. На воткнутый в снег ледоруб можно также повесить лесенку. В рыхлом снегу, не представляющем достаточной опоры для ледорубов, можно проделать косой прокоп, но это очень трудоемко и утомительно.

На пологих гребнях техника страховки и движения аналогична технике на снежных склонах. Иногда единственная возможность для организации страховки на узких гребнях – использование самого гребня: при срыве ведущего страхующий участник прыгает в противоположную сторону гребня относительно падения лидера. Из-за маятникового характера падения партнеров по связке рывок не будет резким. Линию возможного отрыва карниза можно установить, зондируя ледорубом гребень с тонкими карнизами и визуально. При одновременном движении по неострому гребню без карнизов туристы в связке находятся по разным сторонам гребня. Это осуществляется следующим образом: первый, пройдя по одной стороне гребня на длину веревки, переходит на противоположную и продолжает движение, в то время, как напарник идет по его протоптанным следам с другой стороны гребня.

Подъем к карнизу с подветренной стороны очень опасен и может использоваться только опытной группой при максимальной осторожности в морозное время рано утром. Для выхода на гребень часть карниза небольшой мощности может быть срублена. Иногда сквозь карниз прорубают крутой тоннель, выводящий на подветренный склон.

При движении по гребню с карнизами не всегда возможно просмотреть путь на некоторое расстояние вперед. В результате повышается вероятность внезапного, случайного выхода в опасную зону отрыва карниза. Если один из участников связки сорвется с гребня вместе с карнизом, второй должен, не раздумывая, прыгать в противоположную сторону от гребня (рис. 6.21).

На спусках по очень крутым склонам применяются перила, по которым и производят спуск.


Ледовые склоны. Значительная часть гор, представляющая интерес для туристов, находится выше снеговой линии – нижней границы зоны вечных снегов. Лед в высокогорье неоднороден и сильно различается по цвету, твердости, вязкости, плотности, т.е. по содержанию воздуха, к тому же он подвержен


влиянию температурных перепадов. Основные виды льда – ледниковый или фирновый, и натечный, образовавшийся из замерзающей воды. Фирновый лед более или менее вязок из-за разнозернистой структуры и насыщенности воздухом. Натечный лед в зависимости от температуры представляет собой хрупкую массу.

Постоянно изменяющиеся условия, повышенная опасность в случае непогоды и длительное движение в разреженном воздухе требуют от туриста, попавшего в зону вечных льдов, большого опыта и хорошей психофизической подготовки, так как тяжелый рюкзак при хождении по льду затрудняет движение. Хождение по льду из-за отсутствия естественных точек опоры требует обостренного чувства равновесия. Это связано еще и с тем, что лед не является естественным видом рельефа в повседневной жизни. Со льдом, с ледовой техникой человек встречается только в горах.

Ледовое снаряжение. Возросшая сложность туристских маршрутов требует применения современной техники в полном ее объеме, включая технические приспособления. Его основное назначение – обеспечение безопасности. В настоящее время быстрота и безопасность восхождения, значительное снижение физических нагрузок у спортсменов во многом зависят от снаряжения. Техника передвижения по льду основана на относительно малой твердости ледового рельефа, что позволяет использовать острые, впивающиеся в лед предметы. К ним, прежде всего, относятся кошки и ледоруб, а для организации точек страховки ледовые крючья – ледобуры.

 



Кошки бывают жесткие, шарнирные и специальные (платформы). Изготавливаются они методом штамповки из высококачественных сплавов хрома, никеля, молибдена. В настоящее время широко применяются 12-зубые кошки и 14-зубые. Их вес от 550 до 800 г. Средняя высота зубьев – 35 мм. Кошки с короткими зубьями (20 – 30 мм) используются для очень твердого льда, а с длинными (40 – 50 мм) – для фирна и плотного снега (рис. 6.22).

Ледоруб должен отвечать ряду требований, так как от его качества часто зависят надежность прохождения маршрута, безопасность. Состоит он из трех основных частей: головки, рукоятки и штычка (рис. 6.23).


Головка изготавливается из высокопрочных сплавов хрома, никеля, молибдена, других специальных сплавов и сталей. Клюв современных ледорубов согнут, что позволяет проходить очень крутые ледовые и фирновые маршруты, острый, тонкий, с зазубринами снизу. Такая конструкция способствует лучшему врубанию клюва ледоруба в лед. Второй конец головки представляет собой изогнутую лопатку, предназначенную для рубки ступеней, чистки льда от крошки и снега, других целей.

Отверстие в головке предназначено для использования ледоруба в качестве страховки. Ледоруб используется для опоры при движении, рубки ступеней, организации страховки и самостраховки, а также для различных креплений в спасательных работах.

Рукоятка ледоруба – овальной формы, изготавливается из трубки, покрытой теплоизолирующим и влагоустойчивым синтетическим материалом или резиной. Штычок ледоруба, или наконечник, часто снабжен отверстием для различных вспомогательных целей. Рукоятка и штычок имеют плавный переход. Длина ледоруба зависит от роста альпиниста и от маршрута. Для комбинированных скально-ледовых маршрутов применяются ледорубы с короткими рукоятками до 60 см, а для снежных маршрутов – с длинными около 85 – 90 см. Вес современных ледорубов в пределах 650 – 850 грамм.

Айсбайль отличается от ледоруба только конструкцией головки, вместо лопатки имеет боек. Таким образом, айсбайль служит переходным устройством между ледорубом и молотком (рис. 6.24). Ледовый молоток (рис. 6.25) чаще всего используется на комбинированных маршрутах с протяженными ледовыми участками. Имеет сильно изогнутый клюв. Радиус изгиба клюва молотка для вертикальных ледовых участков равен длине рукоятки. Длина рукоятки превышает длину скальных молотков и достигает 35 – 45 см. Рукоятка изготавливается из высокопрочных металлических трубок. Головка точно центрирована. Клюв с острыми зубцами хорошо заточен и при ударе не вибрирует. Вес современных молотков от 370 до 790 грамм.

 



 


Ледовые крючья (рис. 6.26) используются в качестве основной точки страховки на льду. Наибольшее применение на практике получил ледобурный крюк с правильно заточенной режущей кромкой, от чего достаточно легко закручивается рукой в лед. По данным испытаний, ледобур выдерживает нагрузки до 2000 кг. К числу достоинств ледобурных крючьев можно отнести возможность установки их практически в любом месте ледового склона. Также установлено, что ледобурные крючья лучше выдерживают долговременные статические нагрузки, чем кратковременные импульсивные.

Ледовый якорь (айс-фифи) применяется для преодоления склонов большой крутизны (рис. 6.27). Варианты якорей отличаются друг от друга наличием или отсутствием лопатки, а также различными модификациями ручки. Лопатка предназначена для преодоления снежных карнизов, бергшрундов и других вспомогательных целей: зачистка ступеней, «карманов», чистка льда под ледобуры. Ледовый якорь должен выдерживать нагрузку не менее 150 кг без поломок и остаточной деформации. Как и ледобурный крюк, он предопределил качественный скачок в ледовой технике.

Основные правила передвижения по льду. Прежде чем встать на кошки, необходимо хорошо освоить технику ходьбы по льду без кошек, чтобы четко представить разницу в движении по льду: натечному и пористому, чистому и с камешками, утреннему и дневному и определить предел крутизны склона, по которому можно передвигаться без кошек, который зависит ото льда и от типа ботинок.

 

При любом движении – подъеме, траверсе, спуске – необходимо обязательно ставить плотно всю подошву ботинка на ледовую поверхность, избегая при этом скользящих движений, постановки ноги на рант или на пятку. Ледоруб при этом используется как дополнительная точка опоры (рис. 6.28).

Без кошек можно передвигаться по склонам до 10 – 15°. В зависимости от крутизны ледовые склоны подразделяются на легкие (до 30°), средней трудности (35 – 50°), трудные (60 – 80°), очень трудные (85° и более). Такое разделение весьма условно: на льду шкала трудностей не применима, поскольку можно создать в любом месте необходимые точки для опоры и страховки.

 

Ходьба на кошках – основной способ передвижения по льду, поэтому лучше шлифовать индивидуальную технику и различные современные технические приемы, чем вырубать ступени. Каждый шаг в кошках по льду должен быть аккуратным. Поднимать и опускать кошку надо, не цепляя ее зубьями за лед и без проскальзывания ноги. Для этого необходимо ставить ногу плотно, сразу на все зубья кошки. Когда зубья вогнаны в лед, поворачивать ступню опасно, а широкая постановка ног создает лучшую устойчивость и не позволяет цепляться кошкам за брюки или ботинки. Движение вперед на некрутых склонах осуществляется без дополнительных приспособлений, помогающих сохранить равновесие, Ширина шага должна быть такой, чтобы обеспечить спокойный перенос тела с одной ноги на другую. Всегда стараются иметь не менее двух точек опоры. На крутых склонах передвигаются в три такта, а при движении упираются ледорубом в


ледовый склон. При ходьбе в кошках рекомендуется использовать неровности склона: края трещин, углубления, бугры. Необходимо стремиться облегчить нагрузку на голеностопные суставы.

Направление движения от ориентира к ориентиру выбирается с учетом местности, большей надежности и экономии сил. На подъемах лучше идти зигзагом под углом 40 – 60°, а на спуске – прямо вниз, по линии падения воды. Прямо в лоб идут по склонам, пока можно ставить ступню всеми зубьями на склон, или по склонам такой крутизны, когда используются только передние зубья кошек. Прыжков на кошках надо избегать. Если это необходимо, прыгать следует так, чтобы нагрузка распределялась на все вертикальные зубья и чтобы турист, сразу после прыжка занял устойчивое положение. Если кошки забиваются сырым снегом, т.е. наблюдается подлип, образующий платформы из снега, кошки надо очищать. Сбивают снег рукояткой ледоруба.

Самозадержание на льду очень проблематично. Даже опытные туристы только в исключительных случаях могут самостоятельно задержаться на ледовом склоне при срыве. Главное это не упустить время и не развить скорость скольжения. Если не удастся остановиться полностью, то уменьшение скорости облегчит партнеру по связке возможность осуществить задержание падения сорвавшегося веревкой.

При падении необходимо немедленно, пока скорость скольжения еще невысока, принять меры к самозадержанию. Самый надежный способ на льду – это когда ледоруб держат поперек груди и прижимают всей тяжестью тела (рис. 6.29).

Если возможно, то надо постараться вбить клюв в лед, а затем прижать его изо всей силы. Ледоруб необходимо крепко держать в руках. Ноги должны быть приподняты, чтобы не зацепиться кошками за склон, иначе большие силы инерции могут перевернуть туриста через ноги и голову.

При скольжении вниз головой на животе необходимо сначала развернуться. Ледоруб держится на полусогнутых руках чуть выше головы. Во время его зарубания сила инерции повернет туриста вокруг клюва ледоруба. Приняв положение головой вверх, ледоруб подтягивают и прижимают грудью всем весом тела.

При скольжении на спине вниз головой необходимо в начале падения воткнуть клюв ледоруба в лед на уровне груди. Силы инерции перевернут альпиниста вверх головой и на живот, после чего самозадержание осуществляется, как было описано выше (рис. 6.30).

При движении по ледовому склону необходимо соблюдать следующие действия, направленные на повышение уровня безопасности:

• с выходом к ледовому склону, леднику, прежде чем начать движение по нему, следует отметить трещины, крутизну и другие сложные препятствия;

• после проведения разведки приготовить к использованию страховочное снаряжение;

• по пологому леднику нужно идти в туристских ботинках, осуществляя самостраховку ледорубом;

• по закрытому леднику передвигаться в связках, на крутых склонах вырубают ступени, при необходимости навешивают перила;

• на сложных участках пути, на крутых склонах и по льду, присыпанном снегом, использовать кошки;

• быть предельно внимательным;

• прекращать передвижение в дождь, снегопад, туман, в обстановке плохой видимости, темноте, а также при сильном ветре;


• прохождение ледовых участков без касок недопустимо;

• соблюдать строжайшую дисциплину, не допускать самовольных выходов на разведку и с места лагеря.

Правила безопасности при осуществлении страховки и самостраховки:

• Страховка и самостраховка обязательны, когда существует опасность падения, получения травм и когда отсутствует возможность для самозадержания.

• Выбирать наиболее эффективные способы страховки с учетом специфики местонахождения.

• Положение тела и самостраховочной веревки должно обеспечивать устойчивость.

• Страхующий должен быть одетым, в каске, в перчатках или в рукавицах.

• Страхующий участник не должен находиться под лидером.

• Страхующий участник внимательно следит за действиями партнера и своевременно выдает или выбирает веревку.

• Страховку и самостраховку выполнять с использованием различных точек страховки.

• Страховка осуществляется двумя руками или с использованием тормозных устройств.

• При страховке не допускать большого провисания веревки, что увеличивает силу динамического удара.

• При падении страхующий должен протравить веревку, что уменьшает силу динамического удара.

• Во избежание травм не держать руки близко к карабину или скальному выступу.

• В каждом конкретном случае выбирается наиболее подходящий и быстро организуемый способ страховки.

• Не прекращать страховку, пока страхуемый участник не преодолеет трудного участка и не организует самостраховку.

• При попеременной страховке один должен стоять на самостраховке и быть готовым удержать сорвавшегося партнера по связке.

• На сложных участках одновременное движение всей связкой запрещено.

• Связка должна состоять не более чем из 3 человек.

• Одновременная страховка допускается лишь в относительно не опасных местах: по пологим склонам, по несложных хребтам и гребням, по наклонным снежным и ледовым склонам, когда отсутствует опасность падения.

Правила организации переправ через горные и горно-таежные реки. Особенности организации переправ в зависимости от региона, времени года, времени суток, погодных условий. Опасности горных рек. Выбор места, времени и способа переправы. Одежда и обувь. Виды переправ. Необходимую степень безопасности обеспечивает правильный выбор места, времени и способа переправы. Однако надо помнить, что горная река часто меняет свое русло, особенно на широких участках долины, и разведанный ранее брод через несколько дней может оказаться непригодным для переправы. Особое внимание уделяется к подготовке переправы первого участника в группе: страховочные веревки могут зацепиться за камень или, коснувшись воды, сорвать идущего. Предварительно следует договориться об условных знаках жестикуляции, так как шум реки сильно ухудшает слышимость. Навешенные после переправы первого страховочные перила облегчают остальным участникам группы движение, но и тут возможен срыв, поэтому при массовых переправах ниже по течению следует организовать специальный пункт перехвата.

Водные преграды часто встречаются на пути туристов и являются одним из основных препятствий на маршруте. Преодоление этих препятствий требует от туристов знаний и умений, накопленных в предыдущих походах, здравого смысла, спокойствия в принятии верного решения. Поспешность, недооценка опасности, отсутствия навыков в организации и переправ могут привести к тяжелым последствиям. Все водные преграды классифицируются по следующей схеме:

 


Переправа вброд – наиболее частый вид переправы, встречающийся на туристских маршрутах. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной и горно-таежной реке. В этом случае решающее значение принимают следующие параметры: ширина русла, глубина, состояние дна и скорость течения, а также место входа и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности необходимо наметить места постов перехвата; определить требуемое количество специального снаряжения для наведения переправы к организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия. При определении характеристик преодолеваемого препятствия необходимо учитывать время года и суток, а также метеорологическую обстановку: ливневые дожди, снежные заряды, таяние снега и ледников, резкое снижение температуры, высокий уровень воды. Места для организации переправы можно классифицировать следующим образом: непроходимые, труднопроходимые и проходимые. Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков - широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия таки как дождь и снег, также влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими до 4 человек группами одновременно. По характеру реки течение классифицируется на слабое – до 0,5 м/с, среднее – от 0,5 до 1 м/с, быстрое – от 1 до 2 м/с и очень быстрое – свыше 2 м/с.

После выбора места переправы определяют скорость течения реки. Прохождение горной реки вброд рекомендуется при следующей глубине: скорость течения до 1 м/с, глубина не более 0,9 м; 2 м/с – максимально 0,7 м; более 2 м/с – до 0,5 м. При скорости течения свыше 3 – 4 м/с переходить реку вброд просто опасно для жизни. Определение скорости течения проводится двумя участниками. Один из них отходит вверх по течению на 10 м и по команде бросает в воду небольшую щепку сухого дерева, другой, стоящий ниже, засекает время прохождения предмета до отметки. Пройденный щепкой отрезок пути делят на время его прохождения. Например, 10 м: 5 с = 2 м/с – скорость течения этого участка реки.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной самостраховкой, в качестве которой может быть прочный шест или папка длиной 2 – 2,5 м. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению, так как напором воды он будет прижиматься ко дну. Ставить шест вниз по течению и опираться на него – грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду (рис. 6.31).

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20 – 30 м следует выставлять пост перехвата на случай сноса течением переходящего или организовать командную страховку с использованием двух веревок. На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут зацепить и причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор участниками места брода недопустим. При переходе реки вброд, равнинной или горной, первый участник должен пройти без рюкзака в одежде и в обуви, и быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.

На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся участник пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются на скользящий карабин к ИСС. При движении страховочные веревки находятся под углом около 90° относительно одна другой – основная сверху по течению, вспомогательная – ниже. Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве переправляющегося участника основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтя­гивание смытого сильным потоком участника к берегу осуществляется при помощи вспомогательной веревки (рис. 6.32).

Рас. 6.32.

После переправы реки первым основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующими на уровне груди туриста. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, держась руками за натянутые перила, лицом навстречу течению. При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам из основной веревки карабином, соединенным с ИСС со стороны груди. Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются на ИСС карабином со стороны груди. Опираясь на шест, он переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой, но не более 4 человек. Этот способ заключается в следующем: два или три человека, крепко взявшись за лямки рюкзаков своих товарищей, двигаются перпендикулярно течению реки. Безопас­ность такой переправы зависит от согласованности движений пере­правляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддер­живает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами (рис. 6.33).

При переправе кругом или таджикским способом переправляю­
щиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются
вращением против часовой стрелки.

 

Рис 6 33                

Значительно осложняется прохождение брода в период проведения походов в межсезонье. Это обусловлено неблагоприятной погодной обстановкой, скоростью течения, подъемом и низкой температурой воды. Таким образом, можно сформулировать следующие основные правила безопасности при переправе вброд:

• при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;

• реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самостоятельно переправляться в других местах запрещается;

• при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами; для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять. Прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку;

• при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный либо за плечи либо за дальнюю лямку рюкзака;

• для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;

• переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Переправа над водой предполагает более сложный вид переправы через водные преграды в техническом отношении по сравнению с бродом, так как исключает попадание человека в воду. Но и здесь рекомендуется соблюдать следующие рекомендации: небольшие реки, горные потоки иногда можно преодолевать

перепрыгиванием, но без рюкзака, чтобы не получить травму ноги в виде переломов, растяжения, вывиха и т.п. В этом случае следует использовать в качестве самостраховки шест. Шест ставится посередине водного препятствия, вверх по течению. Оперившись на него, нужно оттолкнуться от берега и перепрыгнуть на противоположный берег. Возможна переправа неглубоких рек по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места с рюкзаком или без него. Но прежде чем воспользоваться этим способом, необходимо убедиться в их устойчивости. Для самостраховки следующих участников рекомендуется использовать шест или натянутые веревочные  перила. Если камни неустойчивые, мокрые и при прохождении по ним возникает малейшая опасность падения, следует отказаться от этого способа переправы, заменив его более безопасным.

Переправа по бревну или дереву наиболее удобна и безопасна, но довольно трудоемка. Такая переправа организуется в тех случаях, когда невозможно переправиться вброд из-за катящихся по дну камням, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т.д. Если имеющееся или уложенное бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, то для устойчивости нужно сделать зарубки. По сырому бревну возможно передвижение сидя или на коленях.

Для организации переправы по бревну подби­рается наиболее узкое место реки желательно с лежащим бревном с несколько приподнятыми бере­гами, чтобы вода не заливала переправу. В случае отсутствия бревна его надо уложить. При эт














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: