Дифференциация предлогов и приставок

  1. Вставьте предлоги в предложения.

 

Охотник спрятался ____ дерево.             С

Лида идет ____ братом.                            У

Картофель убрали ____ подвал.                  ЗА

Малыши бегают ____ площадке.             В

Внучка гостила ____ бабушки на даче.       НАД

Птица летит ____ городом.                       ПО

____ озеру подошли туристы                        ОТ

____ причала отходит лодка                          К

 

 

  1. Запишите, раскрывая скобки.

 

Образец: слететь (с)ветки – слететь с ветки

 

(по) солил_____________________________________

(за) брата______________________________________

(у) лётчика_____________________________________

(за) бежал_____________________________________

(до) стать (до)яблока____________________________

(про) читал (про) собаку__________________________

 

 


Самостоятельная работа 8.


Антонимы

  1. Из данных ниже слов подобрать парами слова, противоположные по значению:

смех                                      находить

широкий                               низкий

день                                      плач

высокий                                ночь

терять                                   узкий

 

 

  1. Прочитайте, найдите и подчеркните в каждом предложении антонимы.

 

В молодости не научишься работать, в старости останешься с пустыми руками.

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

На прошлой неделе я встретил на вокзале друга, а сегодня проводил его.

 

 

  1. Закончите предложения:

Куст низкий, а дерево ___________________.

Летом тепло, а _________________ холодно.

Смелый там найдёт, где робкий __________________.

 


Самостоятельная работа 9.


СИНОНИМЫ

  1. Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:

азбука                                  грусть

печаль                                 алфавит

твёрдый                              доктор

врач                                     любезный

вежливый                            жесткий

льётся                                           течёт

 

 

  1. Прочитайте, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Подчеркните.

· одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель;

· храбрый, звонкий, смелый, отважный;

· работа, дело, забота, труд, перерыв.

  1. Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова-синонимы.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

(И. Токмакова)


Самостоятельная работа 10.


Согласование

  1. Соедини линией слово из первого столбика с подходящим словом из второго.

осенний        солнце

звёздная       лист

яркое             ночь

ласковый     роза     чайная          утро     доброе          ветерок    

 

 

  1. Вставьте пропущенные буквы.

Кофта больш___                     Син___ небо

Платье больш___                   Прохлад___ вечер

Свитер больш___                   Добр___ утро

 

 

  1. Вставь пропущенное слово.

Мальчик написал ___________________ письмо другу.

Мама купила Кате ______________________ конфеты.

______________ бабочки летают над цветущим лугом. 

На улице идёт _______________________ дождь.

 

Слова для справки: вкусные, сильный, длинное, красивые, шоколадные.


Самостоятельная работа 11.


Управление

1. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).

А)   Б)
Решили   на лыжах
Поймали   яблоки
Встретились   зайчонка
Бегут   гостю
Собирают   с лесником
Мечтали   задачу
Обрадовались   с другом
Помирились   о поездке

 

  1. Прочитать данные словосочетания, записать, изменяя слова в скобках соответственно вопросам.

Образец: Удивлялся силе брата. Восхищался силой брата.

 

Набраться (чего?)

(силы)

_________________
Собраться (с чем?) _________________

 

Начать (что?)

(работа)

_________________
Приступить (к чему?) _________________

 

Желать (чего?)

(успех)

_________________
Стремиться (к чему?) _________________

 

Применять (что?)

(правило)

_________________
Пользоваться (чем?) _________________

 

Платить (за что?)

(проезд)

_________________
Оплатить (что?) _________________

Самостоятельная работа 12.


Составление предложений из слов и определение границ предложений.

1. Составьте предложения из слов, данных в начальной форме.

 

в, птенцы, гнездо, сидеть _________________________

есть, малыши, хотеть_____________________________

к, ним, мама, летать _____________________________

она, маленький, носить, червяк ____________________

птенцы, накормить, птичка, свои ___________________

 

 

2. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

 

Вьюга.

Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады.

(По Сухомлинскому)


Самостоятельная работа 13.


Редактирование текста

 

Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами (близкими по значению словами). Запишите текст.

 

***

    У нас живёт пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Самостоятельная работа 14.


Деформированный текст

         Расставить предложения в нужной последовательности и записать.

Ливень.

В воздухе пахло цветами и медом.

От земли после дождя шел пар.

Набежала темная туча.

Стоял жаркий день.

Хлынул ливень.

Первые капли дождя упали на землю. (26)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа 15.


Деление текста на части

Раздели текст на части по готовому плану.

Лиса.

1. Кто живет в лисьей норе?

2. Как лисица ухаживает за своими маленькими детенышами?

3. Как мама учит лисят охотится?

 

    В лесу живет лиса. Там под деревом у нее глубокая нора, а в норе —  маленькие лисята. С малышами так много хлопот! Нужно их накормить, согреть. Лисица старательно вылизывает мордочки своих детенышей, их хвостики, их животики, и пушистая шерстка лисят всегда чистая. А подросли лисята, тут у лисицы другие заботы появляются. Настало время их к охоте приучать. Вот и тащит лиса своим детям то мыш­ку, то птицу, то зайца. Отдаст лисятам, сядет в сторону и следит, как они добычу ловить учатся.

(М. Нечаев)



Литература

 

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003. 

3. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий № 5.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

4. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий № 6.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

5. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

6. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий № 8.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 3. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

8. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 4. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»

9. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: