- Вставьте предлоги в предложения.
Охотник спрятался ____ дерево. С
Лида идет ____ братом. У
Картофель убрали ____ подвал. ЗА
Малыши бегают ____ площадке. В
Внучка гостила ____ бабушки на даче. НАД
Птица летит ____ городом. ПО
____ озеру подошли туристы ОТ
____ причала отходит лодка К
- Запишите, раскрывая скобки.
Образец: слететь (с)ветки – слететь с ветки
(по) солил_____________________________________
(за) брата______________________________________
(у) лётчика_____________________________________
(за) бежал_____________________________________
(до) стать (до)яблока____________________________
(про) читал (про) собаку__________________________
Самостоятельная работа 8.
Антонимы
- Из данных ниже слов подобрать парами слова, противоположные по значению:
смех находить
широкий низкий
день плач
|
|
высокий ночь
терять узкий
- Прочитайте, найдите и подчеркните в каждом предложении антонимы.
В молодости не научишься работать, в старости останешься с пустыми руками.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
На прошлой неделе я встретил на вокзале друга, а сегодня проводил его.
- Закончите предложения:
Куст низкий, а дерево ___________________.
Летом тепло, а _________________ холодно.
Смелый там найдёт, где робкий __________________.
Самостоятельная работа 9.
СИНОНИМЫ
- Из данных ниже слов подобрать парами слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу:
азбука грусть
печаль алфавит
твёрдый доктор
врач любезный
вежливый жесткий
льётся течёт
- Прочитайте, выберите в каждом ряду по три слова-синонима. Подчеркните.
· одноклассник, друг, ровесник, товарищ, приятель;
· храбрый, звонкий, смелый, отважный;
· работа, дело, забота, труд, перерыв.
- Прочитайте стихотворение, найдите и подчеркните слова-синонимы.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
(И. Токмакова)
Самостоятельная работа 10.
Согласование
- Соедини линией слово из первого столбика с подходящим словом из второго.
осенний солнце
звёздная лист
яркое ночь
ласковый роза чайная утро доброе ветерок
|
|
- Вставьте пропущенные буквы.
Кофта больш___ Син___ небо
Платье больш___ Прохлад___ вечер
Свитер больш___ Добр___ утро
- Вставь пропущенное слово.
Мальчик написал ___________________ письмо другу.
Мама купила Кате ______________________ конфеты.
______________ бабочки летают над цветущим лугом.
На улице идёт _______________________ дождь.
Слова для справки: вкусные, сильный, длинное, красивые, шоколадные.
Самостоятельная работа 11.
Управление
1. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).
А) | Б) | |
Решили | на лыжах | |
Поймали | яблоки | |
Встретились | зайчонка | |
Бегут | гостю | |
Собирают | с лесником | |
Мечтали | задачу | |
Обрадовались | с другом | |
Помирились | о поездке |
- Прочитать данные словосочетания, записать, изменяя слова в скобках соответственно вопросам.
Образец: Удивлялся силе брата. Восхищался силой брата.
Набраться (чего?) | (силы) | _________________ |
Собраться (с чем?) | _________________ |
Начать (что?) | (работа) | _________________ |
Приступить (к чему?) | _________________ |
Желать (чего?) | (успех) | _________________ |
Стремиться (к чему?) | _________________ |
Применять (что?) | (правило) | _________________ |
Пользоваться (чем?) | _________________ |
Платить (за что?) | (проезд) | _________________ |
Оплатить (что?) | _________________ |
Самостоятельная работа 12.
Составление предложений из слов и определение границ предложений.
1. Составьте предложения из слов, данных в начальной форме.
в, птенцы, гнездо, сидеть _________________________
есть, малыши, хотеть_____________________________
к, ним, мама, летать _____________________________
она, маленький, носить, червяк ____________________
птенцы, накормить, птичка, свои ___________________
2. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.
Вьюга.
Утром Коля вышел из дома дул сильный ветер выла вьюга малыш боялся идти в школу один он заметил Сашу тот испугался пурги и стоял под липой мальчики взялись за руки и побежали в школу дети были рады.
(По Сухомлинскому)
Самостоятельная работа 13.
Редактирование текста
Задание: Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами (близкими по значению словами). Запишите текст.
***
У нас живёт пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе грача. Мгновенно кот полез на берёзу. Но грач увидел кота. Грач клюнул кота в лоб. Кот бросился в дом.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 14.
Деформированный текст
Расставить предложения в нужной последовательности и записать.
Ливень.
В воздухе пахло цветами и медом.
От земли после дождя шел пар.
Набежала темная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю. (26)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа 15.
Деление текста на части
Раздели текст на части по готовому плану.
Лиса.
1. Кто живет в лисьей норе?
2. Как лисица ухаживает за своими маленькими детенышами?
3. Как мама учит лисят охотится?
В лесу живет лиса. Там под деревом у нее глубокая нора, а в норе — маленькие лисята. С малышами так много хлопот! Нужно их накормить, согреть. Лисица старательно вылизывает мордочки своих детенышей, их хвостики, их животики, и пушистая шерстка лисят всегда чистая. А подросли лисята, тут у лисицы другие заботы появляются. Настало время их к охоте приучать. Вот и тащит лиса своим детям то мышку, то птицу, то зайца. Отдаст лисятам, сядет в сторону и следит, как они добычу ловить учатся.
|
|
(М. Нечаев)
Литература
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
3. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий № 5.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
4. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий № 6.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
5. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий № 7.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
6. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий № 8.– Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
7. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза, и аграмматическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 3. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
8. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь 4. М.: ООО «Аквариум БУК, 2004.»
9. Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е.В.Мазанова. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.
|
|