Семья со взрослыми детьми, входящими в мир

Родительские функции: отрыв от взрослеющего ребенка; способность отказаться от прежней власти; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки.

Потребности и задачи выросшего ребенка: расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях.

Типичные проблемы и кризисы: разрыв в семье; развод; финансовые проблемы; конфликт «отцов и детей»; провал карьеры одного из супругов; неорганизованность быта.

Именно во втором, наиболее длительном, периоде жизнедеятельности семьи – рождение и воспитание детей – обычно обнаруживается снижение удовлетворенности семейной жизнью.

Основные источники нарушения жизнедеятельности семьи на этом этапе:

– перегрузка одного из супругов или обоих, перенапряжение сил физических, морально-нравственных и эмоциональных;

– «эмоциональное остывание», которое приходит на смену конфликтности и проблемности первого этапа жизни семьи: супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разводы по причине «разочарования в характере» и «любви к другому человеку».

Основные нарушения жизнедеятельности семьи обычно приводят к сбоям в выполнении воспитательной функции.

III. Завершение жизнедеятельности семьи.

Этот период включает следующие моменты: окончание выполнения семьей воспитательной функции (дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи).

Супруги вступают в фазу зрелого возраста: появляются проблемы со здоровьем, меньше остается физических сил, все большее значение приобретает отдых. Появляются новые роли «бабушек» и «дедушек», которые требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков.

Завершение жизненного цикла человека – окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей – увеличивает потребность в признании, уважении (особенно со стороны детей). Потребность ощутить свою необходимость и значимость на этом этапе начинает играть особенно заметную роль.

Для семьи пожилых супругов характерны следующие родительские функции: изменение привычного уклада в соответствии с потребностями пожилых людей; воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других; приспособление к жизни на пенсии; осознание собственного отношения к смерти.

Потребности и задачи в период жизненного цикла: возможности для саморазвития в роли пожилого человека; целостность; нередко возникающее чувство отчаяния.

Типичные проблемы и кризисы: возможно вдовство; хроническая беспомощность; непонимание своей роли с выходом на пенсию; социальная изоляция.

Необходимо знать, что на каждом этапе супружества возникают трудности и проблемы. По источнику возникновения они делятся на 3 группы:

1. Связанные с этапами жизненного цикла семьи, т. е. трудности привычные, которые переживаются супругами в более или менее острой форме: адаптация друг к другу, формирование отношений с родственниками, проблемы воспитания и ухода за детьми, ведение трудоемкого домашнего хозяйства и т. д. Эти трудности в определенные моменты жизни в браке приводят к семейным кризисам.

Первый кризис супружества возможен в конце первого года совместной жизни.

Второй – между 3 и 7 годами существования семьи.

Третий – между 17 и 25 годами супружества.

2. Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла (возникают при отсутствии в семье одного из членов – супруга или детей).

Тема 7. Социометрия супружеской совместимости

1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье.

2. Социологический подход к стабильности и успешности брачно-семейных отношений.

3. Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура.

Социологический подход к стабильности и успешности брачно-семейных отношений

Категория «успешность брака», с точки зрения социологического подхода к семье, включает в себя следующие компоненты:

– характер и степень выполнения социальных функций;

– характер и степень выполнения индивидуальных функций;

– степень удовлетворенности супругов отношениями между ними и между другими членами семьи (включая субъективное ощущение счастья, характер и частоту конфликтов и т. д.);

– степень и характер влияния семьи на развитие личности каждого из взрослых членов;

– степень стабильности брака (субъективная оценка вероятности развода).

Схема 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: