Силовое соотношение в передаче винт — гайка

 

Окружная сила на маховике (см. рис. 7.1)

где Fa — осевая сила на гайке (винте); i — передаточное отношение пе­редачи; η — КПД передачи:

где ψ — угол подъема винтовой линии (рис. 7.3); f = tg ψ ' — коэффици­ент трения; ψ ' = arctg f — приведенный угол трения.

Критерии работоспособности и расчет передачи винт — гайка

 

Основным критерием работоспособности является износостойкость резьбы. Для уменьшения износа применяют антифрикционные пары материалов (сталь — бронза, сталь — чугун), смазку поверхностей, ма­лые допускаемые напряжения смятия.

Резьбу проверяют на смятие. Рассчитывают среднее давление на по­верхности витков из условия невыдавливания смазочного материала. Прочность тела гайки рассчитывают из условия прочности на растяже­ние. Винты проверяют на сжатие и устойчивость.

Расчет на износостойкость резьбы проводят по допускаемому давле­нию [ р ]изн с последующей проверкой болта на прочность

где d2 — средний диаметр резьбы; Н1 — рабочая высота профиля резь­бы; ZB — число витков гайки.

Для проектировочного расчета передачи

где

— коэффициент высоты гайки; ψh — коэф­фициент рабочей высоты профиля резьбы; ψН = 0,5 (трапецеидальная резьба); ψн = 0,75 (упорная резьба). Наружный диаметр гайки

где d — наружный диаметр резьбы.

 

Червячная передача

Знать принцип работы, особенности рабочего процесса; причины вы­хода из строя и критерии работоспособности червячных передач; геомет­рические и силовые соотношения в червячных передачах; формулы для рас­чета на прочность.

Червячная передача — передача зацеплением со скрещивающимися осями валов. Передача движения происходит от червяка (однозаходного или многозаходного винта) к зубчатому колесу специальной формы и осуществляется по принципу винтовой пары (рис. 8.1).

 

В передаче возникает значительное взаимное скольжение витков червяка по зубьям колеса, что вызывает повышенный износ и значи­тельное выделение теплоты. Для уменьшения трения венцы червячных колес изготовляют из антифрикционных материалов (бронзы, реже чу­гуна).

Проводится тепловой расчет и определяются способы охлаждения. Зацепление требует периодических регулировок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: