Список использованных источников

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Прогимназия «Радуга»

ДОКЛАД

По предмету Ритмика

на тему:

«ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

 КУРСКОЙ ОБЛАСТИ»

Выполнила: ученица 1 «А» класса

Цокур Полина

 

Курск-2020

Танец представляет собой один из старейших видов искусств, он является очень интересным, многогранным, ярким, и несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков.

Танец – душа народа!

Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли своё отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение на­рода к раскрытию переживаний личного и общественного характера.

Танцы, связанные с жизнью народа, отражают его мысли и чувства посредством композиции и находятся в непрерывном из­менении и развитии.

Композиция придает содержанию танца идейно-художествен­ную завершённость, скрепляет элементы его формы в соответствии с содержанием. Каждый танец имеет свои специфические компо­зиционные особенности. Но композиция не ограничивается «архи­тектоникой», техникой построения «лексики» и «рисунка» танца, она есть соотношение элементов его содержания, их расположения, взаимосвязь и группировка, установление правильных пропорций между ними в соответствии с идейно-художественной оценкой яв­ления, отражаемого в танце.

В основе народного танца лежат и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа.

Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Русское народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Около восьмидесяти процентов всех сцени­ческих художественных произведений, так или иначе связанных с ис­кусством танца, сочиняется и ставится в стране на материале русского народного танцевального творчества.

Русские народные танцы со­ставляют основу репертуара многих профессиональных художествен­ных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве люби­тельских ансамблей и участников хореографической самодеятельности. Являясь замечательным средством образной характеристики, русские танцы входят в обширный репертуар оперно-балетных и музыкально-драматических театров.

Изучение русского народного танца на сегодняшний день является весьма актуальным.

Художественным руководителям теат­ральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, пока­зывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это требует углубленных познаний в об­ласти русского танцевального фольклора, умения передавать его жи­вые черты и приметы.

Интерес к русскому народному танцевальному творчеству со сто­роны широкого круга специалистов огромен. Для всех ста­новится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, по­нимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусст­ве, в хореографической педагогике.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только свойственной ему лексикой, приемами, манерой и стилем испол­нения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразитель­ных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает: природа, труд, быт, народное ху­дожественное творчество. Сегодня активизировался интерес молодого поколения к истории развития, возрождения и сохранения народного и фольклорного танцев именно в субъектах Российской Федерации.

Танцевальная культура Курской области складывалась, как и культура ряда других областей.

Курская область – одна из немногих областей России, где появилось и достигло расцвета большое ко­личество танков, карагодов, массовых плясок, манера, компози­ция, лексика которых зависят от времени года, от места, где ис­полняется танец, от количества участников, от фантазии ведущих («танковщицы») или ведущего («танковщика»), роль которых непроста и играть которую мог не каждый.

Изучению песенно-музыкального, таночно-карагодного жанра Курской области посвятили свои работы многие этнографы.

Так, по определению исследователя А.В. Рудневой, в Курской области слово «хоровод», утвердив­шееся в науке и литературе, получило народную транскрипцию «каравод», «карагод», но с несколько иным смыс­лом относительно общепринятого.

Карагод – род пляски парами, трой­ками по кругу, в основе которой лежат индивидуальное мастер­ство пляшущих, самостоятельность действий, почти полная неза­висимость плясуна, плясуньи, пары или тройки солистов от дру­гих пляшущих.

Исполняются карагоды чаще всего под игру музы­кантов, стоящих в кругу, лицом в центр круга. Вокруг них образу­ется внешний круг, который движется обязательно против хода солнца, а музыканты или хористы, стоящие во внутреннем круге, движутся по солнцу.

Встречаются три круга: один круг централь­ный – это музыканты, второй круг – участники карагода, кото­рые стоят друг против друга парами, тройками – женщины в паре и перед ними мужчина, третий круг – это зрители.

К карагодам или карагодным пляскам относятся «У ворот вер­ба стояла», «Улица, улица широкая», «Ой, ты, Варя», «Старик», «Камаринская», «Тараторочка», «Журавель» – пляска парами по кругу, которая может исполняться и в нескольких кругах (петельках) одновременно. Это зависит от количества участников. Заводятся эти круги (петли) обычно вокруг музыкантов.

Танки-хороводы – преимущественно плясового характера, с развиты­ми хореографическими построениями, множеством движений и фигур. Делятся танки на два типа: танки-шествия, или пляски с движением вдоль улиц, танки-пляски на месте по кругу, или «стенка на стенку». Исполняются танки преимущественно под песни самих участников.

Водятся танки с наступления весны и до глубокой осени. К ним относятся «Таня, Танюша!», «Заплетаю я плетень», «А летела пава», «Ай да в городе во Белеве», «Кудрявое дерево», «На дворе в долинке», «А с околицы вдоль по улице», «А улица мала, хоро­вод велик», «Селезень», «Ой, не горят в печи дрова» и другие.

По композиционному построению танки разнообразны: замкнутый круг в форме подковы; рядами, петельками, зигзагами (кривой та­нок). Линейные танки водятся с поясами или полотенцами. Круговой танок в отличие от карагода движется обязательно по ходу солнца.

Участниками танков и карагодов могут быть мужчины и женщи­ны (в некоторых селах мужчины участия не принимают), девушки и юноши, иногда можно встретить в качестве участников детей.

Манера у женщин в танцах Курской области различна. У жен­щин движения упруго-ритмичные, сопровождающиеся различны­ми положениями и взмахами рук. Такое впечатление, что руки движутся непрерывно, их то поднимают вверх и, легко вибрируя, шевелят пальцами, то величественно складывают на груди, то женщина движется, наступая на юношу, «подбоченясь».

Мужчины, проделывая непрерывные движения ногами в соче­тании дроби с прыжками и присядками, махая руками, при этом должны быть полны внимания к девушкам, движутся по всему кругу.

О манере мужчин и женщин в танцах Курской области мож­но также судить по высказываниям самих участников: «Пляшут все одно, а выходка разная», «Женщина пляшет – будто спешит, а мужчина пляшет – будто придерживает». О мужчине говорят, что тот не плясун, который не умеет вприсядку плясать. Об уме­нии девушки нести себя говорят: «Идет, как пишет, как муха ды­шит». Мужчины в конце исполнения какого-то движения часто становятся на одно колено и бьют руками по земле, по голеням, голове, вертятся вокруг себя.

Во время танца юноша приговаривает: «Гац! Гац! Гац!», присви­стывает или пропевает строку из частушки или песни. Например: «Есть на деревне тихоня. Ненаглядный парень Тимоня...» и т. д.

Женщины во время танца поют реже, но могут участвовать в качестве солистов-хоровиков, стоящих в центре круга вместе с музыкантами. А во время пляски приговаривают: «И-шо, и-шо» или «И и-их, и-их!» и т. д.

В Курской губернии в старину весной и летом молодежь одевалась в старинные яркие костюмы и выходила на улицу (см. Приложение).

Ино­гда собиралось до двухсот-трёхсот человек. Красочным шествием начиналось народ­ное гуляние. Затевались «карагоды» – мас­совые пляски по кругу парами или трой­ками.

Одним из видов этих «карагодов» явля­ется массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша «Тимоня», распространенная в южных районах Курской области.

Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана – кугиклы.

При этом звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша.

Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска. «Тимоня» прочно ассоциируется у носителей традиции с ситуацией праздничного веселья, в современных условиях продолжает воспроизводиться и в быту, и на концертных площадках.

Большинство сёл южных районов Курской области возникли в XVII веке, когда на курские земли прибыли «служилые» люди из центральных и западных земель Московского государства для строительства и обороны линии защитных сооружений – Белгородской засечной черты, которая преградила крымским татарам путь к русским землям. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, «служилые» люди стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский и Обоянский уезды Курской губернии.

Здесь сформировалась локальная песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей, развитая система хореографических жанров.

Карагоды – массовая пляска по кругу – были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины. В традиции курско-белгородского пограничья карагоды водили не только под пение песен, но и под местные инструментальные наигрыши плясового характера. Среди них особую популярность и получил наигрыш «Тимоня».

Наигрыш и пляска «Тимоня» бытует в русских селах бывшего Суджанского уезда Курской губернии (ныне Суджанский, Беловский, Большесолдатский районы Курской области), где распространена традиция ансамблевой игры на духовых и струнных инструментах.

Эту же территорию выделяет комплекс женской одежды, состоящий из черного косоклинного гофрированного сарафана из волосени (шерстяной ткани домашней выделки), рубахи с рукавом от ворота, широкими рукавами и отложным воротником- козырем, завески (фартука) от груди, многочисленных поясов из шёлка (см. Приложение). Особая нарядность, пышность, многоцветие этого костюма обусловлены именно его предназначением для пляски в карагоде.

«Тимоня» является неотъемлемой частью любых праздничных гуляний: исполняется и на гульбах в избе, когда отмечаются семейные события, и в календарные праздники на улице при большом стечении народа, то есть в сельских карагодах.

Примечательно, что карагодом в курской традиции называют не только музыкально-хореографическое действо, но и собрание людей. Запрет на карагоды и игру на музыкальных инструментах соблюдается здесь лишь в период Великого поста.

В многолюдном карагоде «Тимоню» пляшут по кругу против часовой стрелки. Музыканты обычно стоят лицом друг к другу в центре круга пляшущих. Зрители – пожилые люди и дети – наблюдают за пляской в карагоде и активно ее обсуждают. При исполнении в помещении движение по кругу невозможно, поэтому «Тимоня» превращается в массовую пляску на месте. В пространстве могут перемещаться лишь отдельные танцоры.

В соответствии с курской традицией в «Тимоне» используется та же плясовая лексика, что и в любой другой карагодной пляске под песню или наигрыш.

Движения женщин при этом отличаются сдержанностью, корпус они держат прямо и неподвижно, ноги слегка согнуты в коленях. Шаги – простой или с прибивом ( в две ноги ) – мелкие, почти незаметные. Руки подняты на высоту плеч, ладони полуоткрыты. Движения рук от локтя или только кистей рук мягкие. Женщины в карагоде в такт музыке могут водить обеими руками то вправо, то влево, держа их перед собой, либо плавно менять их положение: опускать с одновременным неглубоким наклоном, делать взмахи перед корпусом крест-накрест.

Для мужчин характерны активная плясовая лексика: размашистые и резкие движения рук, подпрыгивания, кружения вокруг своей оси и партнерши, дроби ногами (так называемая пляска в три ноги).

Очень высоко ценится в традиции импровизаторское мастерство мужчин-плясунов. Лучших из них называют скоморохами и считают, что «тот не скоморох, кто двенадцать разных колен не знает».

Обычно мужчина идет по кругу спиной, лицом к партнёрше, общаясь с ней во время танца. Он может обойти вокруг партнерши или отвернуться от неё, выйти из круга и вернуться в него. По существу, курская пляска воспроизводит модель ухаживания, где мужчина ведёт себя активно и наступательно, а женщина сдержанно и скромно принимает ухаживания.

Для мужской пляски характерны многократные активные подскоки, в то время как в женской используются лишь одиночные подскоки, нередко синхронизированные с мужскими. Именно поэтому карагодную пляску чаще всего определяют термином скакать, а пляшущих называют скакунами и скакухами.

Все плясовые движения осуществляются в строгой координации с ритмом наигрыша. Считается неприличным выходить в карагод, если не попадаешь в такт музыке, «не подлаживаешь». Ритм плясового шага в две ноги и в три ноги присутствует и в пении припевок, сопровождающих пляску, и в инструментальном наигрыше. Сбившись в словах, танцующий мог сбиться и с плясового шага.

Наигрыш «Тимоня» состоит из двух сходных, но завершающихся на разных ступенях лада музыкальных построений – колен.

Чёткая периодичность ритмической структуры – с тремя акцентами в каждом колене – организует пляшущих, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками.

При этом частушки могут быть не связаны между собой по смыслу. Их содержание – задорные поддразнивания, шутки или восхваления:

 

Ой, Тимоня, Тимонюшка,

Кучерявая головушка!

Катерина в шёлковой шубке,

У Катерины алые губки.

 

Иногда приказки строятся как диалог:

 

Под ёлкою спала –

Шишка в рот упала.

– Что же ты глядела,

Как она летела?

или:

Дивчина, дивчина, куды йдёшь?

Расскажи всю правдочку, где живёшь?

– Чи у меня разума не стала,

Чтоб я тебе правдочку казала?

 

Припевки исполняются звонко и чётко, почти выкрикиваются, скандируются, дополняясь возгласами «и-и-их!», «иш-шо, иш-шо», «а-ну-ну» и т. п., сопровождаются хлопками в ладони и отчётливо выбиваемым ногами ритмом.

Наигрыш «Тимоня» обычно исполняется ансамблем разнородных инструментов, который называют музыка.

Раньше в него входили кугиклы (флейта Пана), дудки, пыжатки (продольные флейты), рожок (жалейка) скрипки, балалайки. С начала ХХ века в составе ансамбля появились мандолина и гармонь. Перед началом игры все инструменты настраивались ( подлаживались ) под дудки и кугиклы, строй которых нельзя изменить.

При исполнении наигрыша ансамблем существует строгое распределение ролей между инструментами. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, ведёт мелодическую линию, его гармонической поддержкой служат аккорды балалаек и скрипки (мелодия на скрипке исполнялась только на первой струне).

Полифонический оттенок фактуре придавали партии кугикл, на которых играли только женщины. Кугикальниц в ансамбле должно быть не менее трёх.

Одна из них играет – исполняет мелодию на пяти дудочках и добавляет к ней голосовые призвуки – ихи и фифканья.

Другие придувают, используя два или три ствола и запаздывая по отношению к играющей на полдоли.

В результате получается сложный контрапункт мелодических линий. Слабый звук кугикл почти незаметен в общем звучании ансамбля, особенно в шумном праздничном карагоде. Слышно только фифканье, добавляющее особую краску музыке. Поэтому женщины часто воспроизводят фифканье и в отсутствие кугикл.

Соотношение партий инструментов в ансамбле настолько закреплено в традиции, что их типичные мелодические ходы были у всех на слуху. Талантливые певцы искусно имитировали их голосом и в отсутствие инструментов могли воспроизвести всю инструментальную фактуру наигрыша – сыграть на губах.

«Тимоню» можно считать основным карагодным наигрышем, остальные – «Чеботуха», «Жарко пахать», «Под мельничкою», «Батюшка» и другие – гораздо менее популярны.

Часто «Тимоня» является единственным наигрышем, который помнят и могут воспроизвести носители традиции. В их сознании его звучание прочно ассоциируется с весельем, праздником и пляской, поэтому под звуки «Тимони» даже у пожилых людей ноги «сами пускаются в пляс».

В условиях современного праздничного досуга в Суджанском, Большесолдатском, Беловском районах «Тимоня» часто воспроизводится ансамблями аутентичных исполнителей на сценических площадках или во время организованных учреждениями культуры праздников.

Пляшущих мужчин в таких коллективах осталось мало, но исполнители считают их участие в пляске обязательным, поэтому некоторые из женщин наряжаются в мужскую одежду.

В настоящее время пляска «Тимоня» – единственная из традиционных музыкально-хореографических форм – не утеряла своей привлекательности, актуальности и востребованности у молодого поколения. В праздничных карагодах и молодёжь, и люди среднего возраста с удовольствием включаются в карагод под звучание «Тимони».

В памяти курян надолго останутся яркие, полные веселья, неподдельной радости прелести истинного народного творчества.

Однако, народное танцевальное творчество Курской области, бережно хранимое курянами, использовано ещё далеко не достаточно. Оно должно занять ещё больше места в репертуаре современных профессиональных самодеятельных коллективов и послужить основой ряда новых произведений. Необходимо оказывать всемирное содействие развитию творческой инициативы и появлению жизнеутверждающих танцев, отражающих жизнь и облик человека.

Таким образом, эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Танцевальное наследие русского народа надо бережно хранить и развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо знать и изучать его традиции. Лишь тогда будет возможно, использовать всё богатство и разнообразие красок русского творчества, создавать на сцене средствами танца, песни правдивые, высокохудожественные образы русского человека.

Внимание к народному творчеству в наши дни проявляется в частности, в широкой публикации ценных фольклорных трудов. Хореография даёт возможность своими средствами и формами воспроизвести необходимые нравственные и духовные ценности, обращая нас к духовным истокам нашего народа. Примечательно, что в последнее время в Курской области особенно возрос интерес к хореографии.

Список использованных источников

1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 368 с.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. – М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003. – 208 с.

3. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. I. – Орёл: Тип. «Труд», 2003. – 549 с.

4. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. II. – Орёл: Тип. «Труд», 2004. – 688 с.

5. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. – М.: 1994. – 320 с.

6. Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Издательство «Планета музыки»; Издательство «Лань», 2010. – 256 с.

7. Музыка. Пение. Хореография: Теоретический курс. – М.: Акад. изд-во МЭГУ, 1994. – 164 с.

8. Палилей А.В. Русский народный танец: учебно-методическое пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2016. – 269 с.

9. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. – М.: Советский композитор, 1975. – 309 с.

10.  Ткаченко Т. Народные танцы. – М.: Искусство, 1975. – 351 с.

11.  Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М.: Искусство, 1972. – 42 с.

12.  Устинова Т. Русский народный танец. – М.: Искусство, 1976. – 152 с.

 

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: