Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психодиагностики

МВД России

Санкт–Петербургский университет

 

К.В. Злоказов

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Учебник

 

Санкт-Петербург

2018


МВД России

Санкт–Петербургский университет

 

К.В. Злоказов

 


ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Учебник

 

Санкт-Петербург

2018


План 2018, поз. 5


УДК 159.9

ББК 88.91

З 68

  З 68 Злоказов К.В.
  Психодиагностика: учебник. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018. – 367 с.

 

В учебнике представлены теоретические и практические сведения из курса «Психодиагностика», приводятся методы математико-статистической обработки экспериментальных данных, прилагаются методики психологической диагностики свойств и качеств личности. Учебник будет полезен психологам органов внутренних дел, курсантам, слушателям, адъюнктам и педагогическим работникам образовательных организаций МВД России, а также всем интересующимся вопросами теории и практики психологической диагностики личности.

Предназначен для обучающихся по специальности
37.05.02 – Психология служебной деятельности, соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, рабочей программе учебной дисциплины «Психодиагностика». 



УДК 159.9

ББК 88.91

Рецензенты:

Хрусталева Т.А., кандидат психологических наук, доцент

(Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя);

Таганова А.А., кандидат психологических наук, доцент

(Краснодарский университет МВД России)

Меркушева О.В., начальник отделения по организации
психологической работы отдела морально-психологического обеспечения Управления по работе с личным составом
Управления на транспорте МВД России
по Северо-Западному федеральному округу

 

© Санкт–Петербургский университет

МВД России, 2018




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психодиагностики. 6

Тема 2. История развития психодиагностики. 23

Тема 3. Психодиагностика и смежные направления исследований. 53

Тема 4. Классификация методов психологической диагностики. 73

Тема 5. Этапы психодиагностической процедуры.. 99

Тема 6. Этика психодиагностического обследования. 120

Тема 7. Принципы составления заданий психодиагностической методики. 136

Тема 8. Основные математические процедуры, используемые при создании психодиагностической методики. 166

Тема 9. Виды опросников. 198

Тема 10. Виды тестов. 221

Тема 11. Измерение интеллекта. 243

Тема 12. Проективные методики. 273

Тема 13. Задачи диагностического обследования персонала. 297

Тема 14. Методы диагностического обследования персонала. 327

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 351

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 352

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 353

 


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Психологическая диагностика – это отрасль психологической науки, разрабатывающая теорию и методы изучения индивидуальных и социальных особенностей психологии субъекта. Под психодиагностикой также понимается вид деятельности психолога по измерению и оценке особенностей личности.

Психодиагностика используется в различных сферах социальной жизни – обучении и развитии, сохранении здоровья и профессионального становления. Психодиагностическая деятельность налагает большую ответственность на психолога. Результаты психологической диагностики используются для оценки и экспертизы, принятия кадровых и судебных решений.

Для использования методов психодиагностики необходимо обладать знаниями из нескольких областей психологической науки: а) общепсихологических теорий, б) концепций развития психики и личности, в) социально-психологических моделей взаимодействия личности и общества, г) основ клинической, педагогической и дифференциальной психологии. Данные области образуют фундамент психодиагностики – ее концептуальные основания.

Конечно, психодиагностика обладает и собственным знанием. Речь идет о теории психодиагностического исследования, методологии измерения и оценки психологических явлений. Овладение им критически важно для проведения измерений, получения точной и объективной психологической информации.

В последние десятилетий наблюдается интенсивное развитие методических и инструментальных средств психодиагностики. Современный специалист способен не только применять методы диагностики но и создавать их, критически оценивать их психометрические свойства, приспосабливать к запросам практической деятельности.

Учебник нацелен на формирование целостных представление о научной и практической психодиагностике, передачу знаний о ее теоретических и инструментальных аспектах.

Содержание учебника включает описание основных подходов, направлений и концепций психологической диагностики, правил и ограничений использования психодиагностических методов и методик.

Учебник предполагает формирование умений организации психодиагностического процесса – от получения диагностического запроса до подготовки заключения. В содержании уделяется внимание профессионально-этическим стандартам деятельности психодиагноста. Отдельные разделы учебника направлены на развитие психометрических компетенций будущих специалистов – способности оценивать валидность и надежность тестов и опросников, стандартизировать результаты их измерения.

Содержание сгруппировано в соответствии с тематикой классических учебников по психологической диагностике, под авторством Л.Ф. Бурлачука. Вместе с тем, большинство разделов содержит дополненные и расширенные сведения о теории, методологии и методиках психологического измерения.

Для увеличения эффективности процесса подготовки после каждой из глав представлены вопросы, позволяющие самостоятельно оценить уровень знаний. В приложении к учебнику приводятся статистические таблицы, облегчающие выполнение типовых психометрических и статистических операций, связанных с определением мер центральной тенденции, тестированием эмпирических гипотез, расчётом вероятности.

 


 


Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психодиагностики

1. Понятие и предмет психологической диагностики.

2. Задачи психологической диагностики и области ее использования.

3. Структура научной и прикладной психодиагностики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: