ІІ. Сферы психодиагностики. Виды психодиагностической деятельности

І. Понятие психодиагностики.

Психодиагностика – наука и практика постановки психологического диагноза.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на изучение индивидуально–психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния и прогноза дальнейшего развития.

Предмет (содержание) психологического диагноза – индивидуально–психологические особенности.

Основная задача психодиагностики – установление:

а) индивидуальной степени выраженности психологических особенностей;

б) их интраиндивидуальных взаимосвязей.

Психодиагностика возникла в конце 19 века. Выделению психодиагностики как науки способствовали два важных фактора:

  1. В ходе обработки результатов исследований в области экспериментальной психологии возникла идея измерения, а не просто описания психологических явлений (измерение предполагает сравнение полученных данных с данными других людей или возрастной нормой), что дает основание для количественной характеристики.

Собранная психологами информация требовала количественной обработки, что привело к применению методов математической статистики при анализе результатов исследований.

  1. Психологами были разработаны стандартизированные психодиагностические методики.

Стандартизация включает в себя:

а) четкую регламентацию процедуры обследования (понятная инструкция, неизмененная последовательность выполнения заданий обследуемым, временные рамки и т.д.);

б) выделение однозначных критериев оценки полученных результатов (сравнение с «ключом», возрастной нормой, требованиями к выполнению заданий).

Термин «психодиагностика» приобрел широкое распространение после выхода в 1921 году книги Германа Роршаха «Психодиагностика».

ІІ. Сферы психодиагностики. Виды психодиагностической деятельности.

Сферы психодиагностики:

  1. Теоретическая психодиагностика – область психологической науки, которая разрабатывает методы измерения индивидуально–психологических особенностей личности.
  2. Практическая психодиагностика – конкретная деятельность психолога по постановке психологического диагноза.

Виды психодиагностической деятельности:

  1. Научно-исследовательская: сбор психологической информации у широкого круга людей с целью установления обобщенных факторов, закономерностей психологического развития личности и построения теории объекта исследования. Такая деятельность называется «психодиагностическое исследование».
  2. Научно–практическая: деятельность психолога, ориентированная на конкретные задачи и на постановку психологического диагноза («психодиагностическое обследование»).

ІІІ. Основные подходы психодиагностических исследований:

  1. Объективный подход: психодиагностика осуществляется на основе определения степени успешности и особенностей выполнения деятельности обследуемым (оценивается процесс и результат деятельности).

Методы:

а) тесты интеллекта (общих способностей);

б) тесты специальных способностей;

в) тесты достижений – оценивается соответствие достигнутого уровня развития умений и навыков обследуемого определенным требованиям;

г) тесты личности:

· объективные тесты – оценивают успешность выполнения конкретных задач;

· ситуативные тесты – оценивают стиль поведения в экспериментально созданной ситуации (оценка честности ребенка при выполнении задания).

  1. Субъективный подход: психодиагностика осуществляется на основе представлений обследуемого о себе, раскрываемых в самоописании.

Методы: личностные опросники (черт личности, личностных типов, установок и т.д.)

  1. Проективный подход: психодиагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия личности с внешне нейтральным материалом, который в силу своей неопределенности становится для данной личности объектом проекции.

Методы: проективные методики.

IV. Возникновение и этапы развития психодиагностики.

Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

1. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Например, проводился эксперимент по установлению характера реакции человека на прикосновения предметов разной температуры; на световую вспышку; звуки разной громкости и т.д. Такой эксперимент позволил определить значения порогов чувствительности разных анализаторов (так, нижний порог слухового ощущения – это тот самый слабый звук, который способно услышать ухо).

Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. По его теории, экспериментальному исследованию подлежит не сама душа (психика), а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории изучались в основном ощущения и вызываемые ими двигательные акты — реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. Например, исследовались особенности зрительных образов, получаемых человеком при взгляде на близкие и удаленные предметы, предметы разной формы, цвета и т.д.

Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации («всплывание» в памяти образов и понятий при восприятии человеком тех или иных слов). В 1897 г. Вундт использовал ассоциативную методику в своей лаборатории. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых.

Однако автором, создавшим первый собственно психологический экспериментальный метод, был Герман Эббингауз (1850—1909), изучавший законы памяти, используя для этого наборы бессмысленных слогов. В ходе эксперимента испытуемые должны были запоминать не имеющие смысла слоги. Он полагал, что полученные им результаты не зависели от сознания испытуемого, интроспекции (наблюдения индивида за тем, что происходит в его психике) и, следовательно, в большей степени удовлетворяли требованию объективности. Этим методом Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению механической памяти.

Американский психолог Джеймс Кеттелл (1860—1944) исследовал объем внимания и навыки чтения. С помощью тахистоскопа (прибора, позволяющего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т.д. Объем внимания в его опытах составлял величину порядка пяти объектов.

Так на рубеже XX века в психологии утвердился объективный экспериментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксперимента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.

2. Дифференциальная психология (психология индивидуальных различий) стала еще одним источником психодиагностики.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая индивидуально-психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Термин введен в 1900 г. В. Штерном.

Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые являются предметом дифференциальной психологии, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения. Под индивидуально-психологическими особенностями понимаются такие характеристики, по которым люди отличаются друг от друга, например, тип темперамента, черты характера, особенности запоминания, мышления и т.д. Именно попыткой выявить и измерить критерии сравнения людей между собой и было обусловлено возникновение тестирования.

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

ТЕСТИРОВАНИЕ - метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида нужных навыков, знаний, личностных характеристик и пр.

Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение, согласно бихевиористской концепции, является единственным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по объективно наблюдаемым поведенческим реакциям. В соответствии с этими представлениями цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.

Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж.М. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность. Кеттелл предложил в качестве образца 50 тестов, включавших различного рода измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачиваемого на называние цветов, количества звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. Вернувшись в Америку после работы в лаборатории Вундта и чтения лекций в Кембридже, он немедленно стал применять тесты в устроенной им при Колумбийском университете лаборатории (1891). Вслед за Кеттеллом и другие американские лаборатории начали применять метод тестов. Возникла необходимость организовать специальные координационные центры по использованию этого метода. В 1895—1896 гг. в США были созданы два национальных комитета, призванных объединить усилия тестологов и придать общее направление тестологическим работам.

Первоначально в качестве тестов использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования, но смысл их применения был принципиально иным. Ведь задачей психологического эксперимента является выяснение зависимости психического акта от внешних и внутренних факторов, например, характера восприятия от внешних раздражителей, запоминания — от частоты и распределения во времени повторений и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: