Понятие о качестве товаров

Повышение качества товаров является важнейшей задачей. По мере роста материального благосостояния и культурного уровня населения требования к качеству товаров возрастает.

Под качеством товара понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

В понятие «качество товаров» следует включить полноту и разнообразие ассортимента.

    От качества товара зависят спрос и потребление. Товары высокого качества полнее удовлетворяют потребности населения и пользуются повышенным спросом. Товары низкого качества не находят покупателя и оседают в торговой сети.

    В результате повышения качества готовой продукции увеличивается срок службы изделия, полнее удовлетворяются потребности населения, возрастает конкурентоспособность товаров.

    Высокое качество товаров свидетельствует о высоком уровне развития науки и технологии производства; это не только результат технического прогресса, но и один из факторов, способствующих его ускорению.

    Торговля как связующее звено между производством и потреблением играет важную роль в повышении качества товаров.

    Свойства товаров характеризуются соответствующими показателями, по совокупности которых определяется уровень качества товаров в целом.

    Показатели качества товаров делятся на группы по следующим признакам:

· количеству характеризуемых свойств;

· способу выражения;

· методу определения;

· области применения;

· применению для оценки уровня качества.

    По количеству характеризуемых свойств показатели бывают:

· единичные показатели качества товара характеризуют только одно из его свойств (стойкость запаха духов);

· комплексный показатель качества товара характеризует несколько его свойств;

    По способу выражения различают показатели:

· в баллах;

· в натуральных единицах (километрах, часах и т,д.);

    По методу определения показатели качества бывают определяемые органолептическим методом, социологическим, экспертным и т.д.

    По стадии определения показатели качества делятся на:

· проектные;

· производственные;

· эксплуатационные.

    По области применения различают показатели, применяемые к единице продукции, к совокупности единиц однородной продукции и к совокупности единиц разнородной продукции.

    По применению для оценкиуровня качества показатели бывают базовыми и относительными. Различают также показатели обобщающие, определяющие, прямые, косвенные, интегральные и др.

    Показатель, по которому оценивают качество продукции, называется определяющим.

    Прямые показатели качества непосредственно связаны с потребительскими свойствами товаров, а косвенные показатели качества товаров – со свойствами, зависящими от ряда факторов (плотность стекла или фарфора).

    Относительный показатель качества характеризует отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю эталона. Эти показатели выражают в отвлеченных числах или в процентах.

    Интегральный показатель качества продукции (И) есть отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (Э) к суммарным затратам на ее создание (Зс) и эксплуатацию или потребление (Зэ). Его вычисляют по формуле:

    Определить интегральный показатель качества и суммарный полезный эффект от эксплуатации и потребления товара можно не для каждого вида продукции.

    При сравнительной оценке качества товара применяют базовые показатели, то есть показатели, характеризующие качество продукции, принятой за эталон.

    По мере совершенствования производства и повышения требований покупателей одни эталонные образцы заменяют другими, более перспективными.

    Базовые показатели качества товара в зависимости от вида продукции бывают единичными, комплексными и интегральными.




double arrow
Сейчас читают про: