Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок
Материалы в пути.
Если по условиям договора право собственности на приобретенные и оплаченные МПЗ перешло к организации, но сами МПЗ в организацию не поступили, они должны приниматься к учету в конце месяца как материалы в пути на основании документов, подтверждающих отгрузку. В соответствии с п.2 ПБУ 5/01 материалы в пути учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости. Такие ценности отражаются на отдельном субсчете по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» без их оприходования на склад. В начале следующего месяца эти суммы сторнируются.
- На сумму перечисленной задолженности поставщику согласно предъявленным счетам
Д 60 К 51 2400
- Эти материалы бухгалтерия приходует условно в отчетном месяце
|
|
Д 10 К 60 2000 в пути
- НДС Д 19 К 60 400 в пути
- В начале следующего месяца эту запись сторнируют в целях приведения в соответствие материалов на складе и в бухучете
Д 10 К 60 2000 в пути /сторно
Д 19 К 60 400 в пути/сторно
По мере поступления материалов, числящихся в пути, они приходуются в фактически поступивших количествах Д 10 К 60 2000
- НДС Д 19 К 60 400
- зачет НДС Д 68 К 19 400
Если же они вновь не поступят, их опять приходуют как материалы в пути, а в начале следующего месяца вновь сторнируют как материалы в пути. Итак в течение 3-х месяцев, по истечении которых расчеты переносятся на счет 76/2 «Расчеты по претензиям», и поставщику предъявляется претензия на основе которой делается бухгалтерская запись Д 76/2 К 60 2400
Если сумма поступлений меньше, чем ожидалось (например 1800), то приходуют фактическое количество поступивших материалов, а недостачу относят на претензию Д 10 К 60 2400 в пути.
Д 19 К 60 360
Д 76/2 К 60 240
|
|
Неотфактурованные поставки.
Согласно п.36 Методических указаний неотфактурованной считается поставка материалов от поставщика до предъявления расчетного документа(счета, пл.требования, счет-фактуры) к его оплате.
Материалы, поступившие в отчетном месяце без сопровождающих документов, отражают в учете как неотфактурованные поставки в учетных ценах. В зависимости от условий договора поставки материалов и принятой в организации системы их учета учетная цена может быть определена исходя из:
- цены указанной в договоре,
- принятой в организации учетной цены на аналогичные материалы,
- рыночной цены, сложившейся в данном регионе на момент поступления материалов.
Такие материалы принимает комиссия и приходует по акту ф.№ М-7. Акт в 2-х экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Один экземпляр акта предназначен для учета движения материалов, а другой — для извещения поставщика о неотфактурованной поставке.
- Приходуют материалы по учетным ценам предприятия или по покупным рыночным ценам без учета НДС Д 10 К 60 2000 н.ф.
Суммы налогов по этим материалам будут учтены в том отчетном периоде, в котором поступят расчетные документы. При получении документов от поставщика на материалы возможны два варианта:
• если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС (если он предусмотрен);
• если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам.
- При поступлении расчетного документа поставщика ранее сделанную запись сторнируют Д 10 К 60 2000 н.ф.
- и дают положительную запись Д 10 К 60 1800
Д 19 К 60 360
- Перечислена задолженность поставщику по предъявленному счету
Д 60 К 51 2160
Неотфактурованные поставки определяют в конце месяца на основе данных о фактическом поступлении матиериалов и расчетных документов, предъявленных для оплаты. Поставщика незамедлительно извещают о такой поставке: ему высылают письмо с приложением акта о приемке материалов ф.№М-7.
Если первичные учетные и расчетные документы на сырье, принятое в порядке неотфактурованной поставки, поступили от поставщика до утверждения бухгалтерской отчетности за период, в котором оно поступило, то согласно п. 3 указаний по ведению журналов-ордеров № 6 разд. IV инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.60 № 63 (ред. от 12.01.83) и действующей в части, не противоречащей Плану счетов, ранее сделанная запись о поступлении сырья подлежит сторнированию по дате, указанной в поступивших документах. Одновременно в учете делаются положительные записи о поступлении сырья в суммах, указанных в первичных учетных документах, и соответствующих сумм НДС.
Корректировке подлежат также операции по списанию сырья в производство; операции по закрытию счета 20 "Основное производство"; по учету на счете 90 "Продажи", если они были отражены до поступления первичных документов на сырье, принятое к учету в порядке неотфактурованной поставки.
Если расчетные документы по неотфактурованным поставкам поступили в следующем году, после сдачи годовой бух.отчетности, то
|
|
1) учетная стоимость материалов не меняется;
2) НДС принимается к учету Д 19 К 60;
3) Уточняются расчеты с поставщиком, при этом сумма разницы между учетной ценой МЗ их фактической себестоимостью списывается в месяце, в котором поступили расчетные документы:
- уменьшение стоимости материалов Д 60 К 91/1 как прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
- увеличение материалов отражается Д 91/2 К 60 как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.
Пример.
Организация заключила договор поставки материалов, в котором определены общий объем поставляемых материалов и общая стоимость договора и указано, что цена материалов определяется отдельно по каждой поставляемой партии. При проведении инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности за 2019 г. организация обнаружила, что по одной из партий материалов, оприходованных в ноябре 2019 г. по цене, рассчитанной исходя из средней цены договора (36 000 руб., в том числе НДС 6000 руб.), поставщик не представил расчетные документы, в том числе счет-фактуру. Материалы использованы при производстве подрядных работ, результаты которых переданы заказчикам в декабре 2019 г. Расчетные документы представлены поставщиком только в апреле 2020 г. Стоимость материалов, согласно расчетным документам, составляет 34 800 руб. (в том числе НДС 5 800 руб.). Как отразить в учете организации эти операции, если организацией не используются счета 15 и 16, а моментом определения налоговой базы по НДС в 2019 г. является дата выполнения работ?
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, | Первичный документ | |||
Бухгалтерские записи 2019 г. | |||||||
Отражено получение материалов по рыночной цене (36000 - 6000) | 10-1 | 60 н.ф | 30 000 | Акт о приемке материалов, | |||
Отражена сумма НДС по неотфактурованной поставке материалов | 19-3 | 60 н.ф | 6 000 | Договор поставки, | |||
Материалы использованы при производстве работ | 20 | 10-1 | 30 000 | Лимитно-
| |||
Списана себестоимость принятых заказчиком работ | 90-2 | 20 | 30 000 | Бухгалтерская | |||
Бухгалтерские записи при получении расчетных документов | |||||||
Скорректировано обязательство перед поставщиком в части уменьшения стоимости материалов (30 000 - (34 800 - 5800)) | 60 | 91-1 |
| Расчетные документы поставщика,Бухгалтерская справка-расчет | |||
СТОРНО Скорректирована сумма НДС по материалам согласно счету-фактуре поставщика | 19-3 | 60 |
| Счет-фактура, Бухгалтерская справка-расчет | |||
Бухгалтерские записи в течение апреля - июня 2020 г. | |||||||
Сумма НДС по приобретенным материалам принята к вычету (6000 / 3) | 68-2 | 19-3 |
| Счет-фактура, Бухгалтерская справка-расчет | |||
Бухгалтерские записи на дату расчетов с поставщиком | |||||||
Произведена оплата поставщику | 60 | 51 |
| Выписка банка по расчетному счету | |||
Пример 13. (неотфактурованная поставка)
В 2019году фирма получила от поставщика 10 000штук плитки. Документы на плитку отсутствуют. Предприятие приходует их по фактической себестоимости. Рыночная цена – 4,8руб. за штуку без НДС.
После поступления документов выяснилось, что стоимость плитки- 5,52руб., в том числе НДС – 0,92руб.