Жизненный цикл проекта

 

 Жизненным циклом проекта называется промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации.

Каждый проект проходит в своем развитии определенные состояния или, как принято говорить – фазы. Под фазами проекта понимается набор логически взаимосвязанных работ, по завершении которых достигается один или несколько результатов проекта. Всего принято выделять 4 фазы проекта.

 

 


Одной из главных целей начальной фазы является разработка концепции проекта. В состав начальной фазы входят следующие работы:

1) инициация проекта, т.е. формальное признание того, что работы по проекту начинаются (т.е. издается приказ, распоряжение);

2) формирование инвестиционного замысла (или, как еще говорят - идеи) проекта;

3) определение проекта (есть такой термин) (это: цели, задачи, результаты, основные характеристики);

4) предварительный анализ осуществимости проекта;

5) подготовка декларации (или ходатайства) о намерениях;

6) разработка обоснования инвестиций;

7) разработка технико-экономического обоснования;

8) разработка бизнес-плана.

Главным содержанием второй фазы, т.е. фазы разработки, является, как следует из самого названия, разработка основных компонентов системы УП. Эта фаза включает следующие работы:

1) инициация работ данной фазы;

2) назначение руководителя проекта и формирование команды проекта, в первую очередь – ее ключевых членов;

3) установление деловых контактов и изучение целей, мотивации и требований заказчика и владельцев проекта, а также других ключевых участников (состав участников проекта подробно рассмотрим позднее);

4) планирование предметной области и других элементов проекта;

5) разработка сводного плана проекта;

6) организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;

7) организация выполнения базовых проектных и опытно-конструкторских работ;

8) утверждение сводного плана проекта и получение одобрения на продолжение работ;

Основное содержание фазы реализации – это выполнение основных работ проекта, которые необходимы для достижения его цели. Сюда входят:

1) полный ввод в действие разработанной системы УП;

2) организация выполнения работ;

3) ввод в действие средств и способов коммуникации и связи участников проекта;

4) ввод в действие системы мотивации и стимулирования команды проекта;

5) детальное проектирование и технические спецификации;

6) оперативное планирование работ;

7) установление системы информационного контроля за ходом работ;

8) организация и управление материально-техническим обеспечением работ (МТО), т.е. поставками, закупками, запасами;

9) выполнение строительно-монтажных работ (СМР);

10)руководство, координация работ, согласование темпов, прогноз состояния;

11)контроль и регулирование основных показателей проекта;

12)решение возникающих проблем и задач;

13)подтверждение окончания работ и получение одобрения для начала работ следующей фазы.

 На фазе завершения достигаются конечные цели проекта, т.е. осуществляется подведение итогов, разрешение конфликтов и закрытие проекта. Эта фаза, как правило, включает следующие основные работы:

1) планирование процесса завершения проекта;

2) пуско-наладочные работы и эксплуатационные испытания конечного продукта проекта;

3) подготовка кадров для эксплуатации создаваемого объекта;

4) подготовка документации, сдача объекта заказчику и ввод в эксплуатацию;

5) оценка результатов проекта;

6) подготовка итоговых документов;

7) закрытие работ и проекта в целом;

8) разрешение конфликтных ситуаций;

9) реализация оставшихся ресурсов;

10)накопление фактических и опытных данных для последующих проектов;

11)расформирование команды проекта.

Следует отметить, что фазы 2,3 и 4 могут выполняться с совмещение работ во времени, т.е. по последовательно-параллельной схеме.

Применительно к инвестиционному проекту обычно различают следующие фазы:

1)предынвестиционную (или начальную);

2)инвестиционную;

3)эксплуатационную.

 

 

 

 


Участники проекта

 

Состав участников проекта, их роли, распределение функций и ответственности зависят от типа, вида, масштаба и сложности проекта, а также от фаз его жизненного цикла. Вместе с тем существуют некоторые постоянные для всех проектов функции и соответствующие им участники.

1. Проект должен быть осмыслен, придуман и инициирован – значит, у него должен быть инициатор.

2. У проекта должно быть главное заинтересованное лицо или организация, которое станет будущим владельцем и пользователем результатами проекта и будет нести за него ответственность. Это заказчик проекта.

3. Реализация проекта требует привлечения инвестиций, значит, у него должны быть инвесторы, т.к. средств заказчика, как правило, недостаточно.

4. Проект нужно готовить и осуществлять, значит, у него должны быть соответствующие исполнители.

5. В результате реализации большинства проектов должно что-то производиться, или должны оказываться какие-либо услуги. Это значит, что у проекта должны быть свои производители, продавцы и потребители.

6. Проектом нужно управлять, значит, у проекта должен быть менеджер.

Кроме того, каждый проект может затрагивать интересы самых разных сторон: местных властей, общественных групп населения, отдельных граждан, конкурентов, т.е. также потенциальных участников проекта.

Очевидно, что для любого проекта этот состав функций и участников остается неизменным. Другое дело, что существуют крайние варианты. В простейшем случае, например, теплица на садовом участке, все основные функции проекта могут быть реализованы одним лицом. В другом, крайнем случае, например, строительство автомобильного завода, мы, очевидно, сталкиваемся с полным набором участников и с детальным распределением функций между ними.

На практике в большинстве случаев мы имеем дело с промежуточными структурами участников проекта. Рассмотрим, каково же распределение ролей и как связаны с проектом и между собой основные его участники.

Инициатор проекта – это сторона, которая является автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по реализации. В качестве инициатора может выступать практически любой из участников проекта. Однако, как правило, инициатива, направленная на осуществление проекта, должна исходить от заказчика.

Заказчик – это главная сторона, заинтересованная в реализации проекта, которая станет будущим владельцем и пользователем его результатов. Заказчик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает его финансирование за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта. Заказчик несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.

Инвесторы (в крупных проектах их обычно несколько) – это стороны, которые вкладывают в проект средства, например, путем привлечения кредитов. В качестве инвестора могут выступать физические и юридические лица, в частности, банки. Главная цель инвесторов – это получение от реализации проекта максимальной прибыли на свои инвестиции.

Руководитель проекта (менеджер проекта или проект – менеджер) – это юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами, связанными с реализацией проекта, т.е. планирование, контроль и координация работ всех участников проекта.

Конкретный состав полномочий проект-менеджера определяется контрактом с заказчиком. Как правило, перед менеджером проекта ставятся задачи общего руководства работами, связанными с реализацией проекта, на протяжении его жизненного цикла.

Команда проекта – это специфическая организационная структура, возглавляемая менеджером проекта, которая создается на период его реализации. Главная задача команды проекта – это осуществление функций управления проектом до эффективного достижения его целей при соблюдении установленных сроков, бюджета проекта и требований к качеству. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

Проектировщик – это юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно - изыскательные работы в рамках проекта. В зависимости от масштабов проекта (скажем, для крупных и сложных проектов) может быть определена организация, которая несет ответственность за выполнение всего комплекса этих работ. Она называется генеральным проектировщиком (генпроектировщиком).

  Подрядчики (генподрядчик, субподрядчики) – это юридические лица, которые несут ответственность за выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ в соответствии с контрактом. Генподрядчик подбирает субподрядчиков и заключает с ними договоры на выполнение отдельных работ и услуг.

Поставщики – это организации, которые на контрактной основе осуществляют в рамках проекта различные виды поставок (сырье, материалы, оборудование и т.д.).

Лицензоры (лицензирующие органы) – это организации, выдающие лицензии на выполнение определенных видов работ и услуг.

Органы власти – это сторона, которая удовлетворяет свои интересы путем получения налогов от участников проекта. Она также выдвигает и поддерживает социальные, экологические и другие общественные и государственные требования, связанные с реализацией проекта.

Производитель конечной продукции – осуществляет эксплуатацию созданных основных фондов и производит конечную продукцию. Его главная цель – получение прибыли от продажи готовой продукции потребителям.   

Потребители определяют требования к производимой продукции и формируют спрос на нее. Продукция от производителя к потребителям поступает через продавцов.

На процесс реализации проекта оказывают влияние и другие заинтересованные стороны, которые также могут быть отнесены к участникам проекта. К ним, например, относятся:

- общественные группы населения, чьи интересы затрагивает реализация проекта;

- конкуренты основных участников проекта;

- различные консалтинговые, юридические и другие организации, привлекаемые к выполнению проекта.

Зарубежная практика УП предусматривает включение в состав участников проекта, т.н. контракторов, администратора проекта, владельца земельного участка.

  Контрактор (генконтрактор, субконтракторы) – это сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком и берущий на себя ответственность за выполнение работ по контракту. Его задача – это заключение контракта с заказчиком, заключение договоров с субподрядчиками, принятие и оплата работ соисполнителей. В качестве контрактора может выступать руководитель проекта.

  Администратор проекта снимает часть административных функций с менеджера проекта, что дает возможность последнему уделять больше времени своей непосредственной деятельности по УП.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: