Урок по органической химии для 10 класса

Класс: 10 (профильный уровень)

Тема урока: «Строение и свойства аминокислот».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: на основании строения аминокислот предположить, какими химическими свойствами они могут обладать, и проверить правильность своих предположений с помощью химических экспериментов.

 

Ход урока:

Этапы урока Содержание урока
1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (Слайд №1)   Тема. Тема нашего сегодняшнего урока: «Строение и свойства аминокислот».   Цель. Мы с вами рассмотрим строение аминокислот. На основании их строения предположим, какими химическими свойствами могут обладать аминокислоты, а правильность своих предположений мы проверим с помощью несложных химических экспериментов.   Мотивация. Я хочу вам напомнить, что если растительное царство строится в основном из углеводов, и только в незначительной степени используются белки и жиры, то в мире животных все обстоит наоборот. За малым исключением почти все структурные тела животных включают белки и липиды (жиры). Так, растения для восстановления своих структур и покрытия энергетических затрат на протекание биологических процессов синтезируют углеводы, а животные синтезируют для себя белки. «Кирпичиками», из которых строятся белки, являются аминокислоты. Мы с вами принадлежим именно к животному миру, поэтому новые знания об этих «кирпичиках» будут интересны и полезны.
3. Изучение нового материала     (Слайд №2) Историческая справка. Впервые аминокислоты были обнаружены именно при изучении белков. Так, в 1820 году французский химик Анри Бракконо в результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с серной кислотой получил несколько белых кристаллов сладковатого вкуса. Он назвал это новое вещество гликоколлом. Долгое время, это вещество считалось углеводом, пока в 1838 году в его составе не обнаружили азот. Еще позднее в 1846 году была установлена молекулярная формула гликоколла C2H5O2N. Это и была одна из первых открытых аминокислот, известная в настоящее время, как глицин. Позднее в результате многочисленных исследований стало ясно, что белки растительного, животного и микробного происхождения, построены из веществ, с похожим строением, то есть из аминокислот.  
4. Актуализация знаний   (Приложение №1) (Задание №1) Функциональные группы. Для установления строения аминокислот нам необходимо вспомнить, какие функциональные группы, в каких органических веществах содержатся. Для этого мы заполним таблицу №1 При работе используйте углеродный скелет из трех атомов.
Формула функциональной группы Название функциональной группы Класс органического вещества Формула органического вещества
- OH      
- COOH      
- NO2      
- CO      
- NH2      
5. Изучение нового материала     (Слайд №3)     (Слайд №4) (Слайд №4) Строение аминокислот. Теперь мы с вами, я думаю, легко раскроем секрет строения аминокислот. Обратите внимание на слайд. Термин «аминокислоты» содержит в себе название двух уже изученных нами классов. Это амины и карбоновые кислоты. Как вы думаете, с чем это связано? В составе аминокислот есть функциональные группы и аминов, и кислот. Подпишите под термином функциональные группы этих классов. Общая формула аминокислот имеет следующий вид: NH2-R-COOH Первичное усвоение новых знаний. Давайте попробуем составить структурную формулу аминокислоты с трехуглеродным скелетом, как и вещества из первого задания.   Допишите определение, начало которого вы видите на слайде. Аминокислоты – это органические вещества … (в молекулах которых одновременно содержатся карбоксильная и аминогруппа).
6. Изучение нового материала. (Слайд №5)   (Слайд №6) (Приложение №1) (Задание№2) Номенклатура аминокислот   Давайте разберемся, как называть аминокислоты. Смотря на структурную формулу аминокислоты, которая у васполучиласьв предыдущем задании и у меня на слайде, какой класс первым встает перед вашимиглазами – амин или кислота? Кислота. Верно, именно поэтому, давая название аминокислоте по международной или рациональнойноменклатуре, ее надо рассматривать, как производное карбоновой кислоты, в которой одинили несколько водородныхатомов замещены на аминогруппу.  Положение аминогруппы чаще указывают не цифрой,а буквой греческого алфавита. Обозначение углеродных атомов соответствующими буквами начинают с ближайшего от карбоксильной группы. Первичное усвоение новых знаний. Пользуясь  изображением на слайде, дайте название  по международной и рациональной номенклатуре. CH3-CH(NH2)-CH2-CH2-CH2-COOH Помеждународной номенклатуре называется ….. Порациональной номенклатуре - …… Теперь давайте вспомним из курса биологии, что «кирпичиками», из которых строится белок, как мы говорили в начале урока, могут служить не любые аминокислоты (а в природе обнаружено около 150 различных аминокислот), а только α-аминокислоты. Число таких α-аминокислот относительно невелико: около 20. И все они имеют свои тривиальные названия, причем и химики, и биологи, и медики используют эти названия гораздо чаще, чем какие-либо другие.    
Формула Тривиальное название Обозначение Международное название
1 CH3-CH(NH2)-COOH Аланин   Ала/Ala  
2* (C6H5)-CH2-CH(NH2)-COOH Фенилаланин   Фен/Phe  
3 HOOC-CH2-CH(NH2)-COOH Аспаргиновая кислота   Асп/Asp  
4* CH2(NH2)-(CH2)3-CH(NH2)-COOH Лизин Лиз/Lys    
5 CH2(OH)-CH(NH2)-COOH Серин   Сер/Ser  

 

В первом столбике кислоты пронумерованы, во втором-представлена их структурная формула, в третьем-тривиальное название, в четвертом-сокращенное тривиальное название на русском и латинском языках (вы часто встречаете в учебниках биологии). А вот, пятый столбик мы заполним самостоятельно, осуществив перевод названия с тривиальнойноменклатуры в международную номенклатуру.

Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях, а структурные формулы аминокислот с названиями пишут ……

  7. Изучение нового материала.   (Слайд №7)   (Слайд №8)     (Слайд №9)     (Слайд №10)       Классификация аминокислот. Судя по формулам (из таблицы №2) строение аминокислот достаточно разнообразно. Чтобы не путаться в их многообразии, аминокислоты делят на группы по какому-либо общему характерному признаку, то есть классифицируют.  Мы сейчас свами попробуем сами проклассифицировать аминокислоты. Используя таблицу№2 и структурные формулы, которые вы в ней составили, попытайтесь выявить признак, который может быть положен в основу классификации аминокислот. Чтобы было проще справиться с этим заданием сравнивайте пару аминокислот между собой: №1 и №2 – По радикалу:
  • Алифатические
  • Ароматические
  • Гетероциклические (здесь не представлены, т.к. гетероциклы будут рассмотрены на следующих уроках).
  №1 и №3 №1 и №4 – По соотношению числа функциональных групп в молекуле:
  • Одинаковое число карбоксильных и аминогрупп (нейтральные аминокислоты)
  • Карбоксильных групп больше (кислые аминокислоты)
  • Аминогрупп больше (основные аминокислоты).
  №1-№4 и №5 – Наличие другой функциональной группы, кроме -NH2 и –COOH.   №2*, №4* и остальные – по способности синтезироваться в живом организме:
  • Заменимые, которые синтезируются в организме человека и животных,
  • Незаменимые, которые не синтезируются в организме. Эти кислоты необходимы для животных организмов готовые, т.к. их клетки либо совсем не умеют создавать углеродный скелет незаменимых аминокислот, либо делают это слишком медленно. К ним относятся восемь аминокислот – валин, лейцин, изолейцин, фенилаланин, треонин, метионин, лизин и триптофан.
 
  8. Изучение нового материала.   (Слайд №11)     (Приложение №1) (Задание№3)     (Приложение №1) (Задание№4)   Изомерия аминокислот.     Прежде чем говорить об изомерии аминокислот, давайте вспомним определение изомеров и какие виды изомерии мы с вами рассматривали при изучении органических веществ различных классов.   В этом нам поможет таблица №3 в ваших инструктивных картах, которую мы свами заполним. Работу по заполнению таблицы, учащиеся выполняют самостоятельно.  
Структурная

Пространственная

По скелету По положению кратной связи По положению функциональной группы По классу Геометрическая Оптическая
           

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: