III. Практические выводы

 

1. Современный молодой человек не может игнорировать экологические императивы (требования) эпохи. Стратегическая цель государства и общества по сохранению и восстановлению окружающей среды – это и ваша личная цель. Потому что вы, как и каждый, нуждаетесь в улучшении качества жизни и сохранении здоровья.

2. Полезно научиться разбираться в экологической ситуации, сложившейся в вашем городе, районе и т. д. Важно понять, откуда исходят угрозы окружающей среде и существует ли возможность беспрепятственно получать достоверную информацию о её состоянии. И конечно же, нужно овладевать правовыми нормами, с помощью которых можно добиваться достоверной информации, а также противостоять этим угрозам.

3. Любой здравомыслящий человек вполне осознаёт, что следует научиться критически оценивать своё собственное отношение к окружающей среде. Необходимо честно проанализировать своё поведение с точки зрения своих экологических обязанностей и, если потребуется, найти в себе мужество что-то в нём изменить, от чего-то отказаться. В первую очередь от равнодушия, от грубого потребительства.

4. Нужно хорошо понять, почему окружающей среде требуется ваша защита. В сущности, речь идёт о вашем естественном праве на здоровую окружающую среду и об обязанности её сохранять, бережно относиться к природным богатствам. Но надо научиться и защищать своё право, и исполнять необходимые обязанности. Какими способами? Ищите. И найдёте.

 

IV. Документ.

 

Из Экологической доктрины Российской Федерации (одобрена Правительством РФ в 2002 г.).

 

Стратегической целью государственной политики в области экологии являются сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимы:

− сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

− обеспечение рационального природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей;

− обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

 

Вопросы и задания к документу

1) Как вы понимаете слово «доктрина»?

2) В чём смысл государственной политики в области экологии?

3) Объясните, как вы лично понимаете формулировку «экологическая безопасность страны».

4) Что необходимо сделать для достижения экологической цели государства?

5) Каков смысл фразы «равноправный доступ к природным ресурсам ныне живущих и будущих поколений людей»? Как вы думаете, почему эта позиция доктрины стала главным условием достижения стратегической цели государства?

 

V. Вопросы для самопроверки.

 

1. В чём состоит специфика экологических отношений?

2. Каковы составные части окружающей среды?

3. Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей?

4. Охарактеризуйте основные экологические права граждан, закреплённые в Конституции РФ. Назовите основные способы защиты экологических прав граждан. Почему важно использовать различные способы экологической защиты?

5. В чём особенности экологического правонарушения?

6. Какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство?

 

VI. Задания.

 

1. В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё – наша задача». И сегодня многие в этом уверены и ведут себя соответственно.

А какова ваша позиция? Приведите аргументы в её защиту. Может быть, вы готовы предложить другие лозунги? Какие именно? Объясните.

2. Гоголевский герой Городничий, порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того старого забора навалено на сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или забор, чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает)».

Нет ли у вас впечатления, что подобные традиции живучи? Аргументируйте своё мнение. Почему подобное поведение граждан можно считать экологическим правонарушением?

3. Гражданин Крючков взял у сельхозобъединения в аренду землю. Хозяйствовал активно. Землю использовал по-разному: стал выращивать зерновые, срубил кустарник и заложил сад, вырыл пруд и пустил уток. Ренту выплачивал исправно.

На основе какой отрасли права регулируются отношения между Крючковым и сельхозобъединением? Есть ли основание говорить о возникновении экологических отношений? Приведите аргументы.

4. Экологическая культура у нас принимает разные формы. Например, среди любителей пить пиво и другие напитки прямо «из горла» можно выделить две следующие категории. Одни, опустошив тару, смело выбрасывают её куда попало. Их можно назвать «небрежными». Другие очень аккуратно выставляют тару возле того места, где пили. Они проявляют заботу, их можно назвать «заботливыми».

Как вы оцениваете культуру каждой этих групп? Почему? А может быть, в поведении какой-нибудь группы вы усмотрели признаки правонарушения? Приведите аргументы.

 

VII. Мысли мудрых.

 

«Природа не признаёт шуток; она всегда правдива, всегда серьёзна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей».

 

И. В. Гёте (1749-1832), немецкий поэт, мыслитель

VIII. Заключительная часть.

1. Оценивание ответов учащихся.

2. Домашнее задание: читать §21 «Экологическое право» (сс. 235-247); выполнить задание 4 (с. 247).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: