Ученик должен научиться
- применять знания и умения, полученные в курсе биологии, к решению физических задач;
- усвоить понятие расстояние наилучшего зрения, «близорукость» и «дальнозоркость», усвоить знания о бинокулярном зрении, поле зрения на уровне применения их в знакомой ситуации.
Оборудование и пособия: модель «Строение глаза», мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, магнитная доска, презентация по теме «Глаз и зрение» (см. Презентация).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы урока в рабочие тетради. (Слайд 1)
2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний).
Входной тест: (Слайд 2) (см. Приложение 1)
- Линзой называют...
а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
б) Прозрачное тело.
в) Тело, ограниченное сферической поверхностью. - На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?
а) 1.
б) 2.
в) 3. - Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
а) F;
б) О;
в) Д. - В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
а) мм;
б) кг;
в) дптр; - Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая. - Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
а) собирающая;
б) рассеивающая.
Фронтальный опрос (Слайд 3)
- Что изображено на рисунке 1, обозначенное «1»?.
- Что обозначено точкой «О»?
- Чем отличаются выпуклые линзы от вогнутых линз?
- Как называется линия обозначенная «2»?
- Что называют оптической силой линзы? (запись на доске)
- Какие два луча используют для построения изображения в линзах?
- Какие изображения даёт: а) собирающая линза? б) рассеивающая линза?
3. Объяснение новой темы.
(Слайд 4)
Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.
Глаз – это орган, который можно сравнить с окном в окружающий мир, его называют ещё «живым» фотоаппаратом.
Всё пространство вокруг человека заполнено различным излучением. И только малая его часть воспринимается органом зрения. Свет или видимое излучение – это электромагнитная волна длиной излучения от 400 до 760 нм. Другие волны не вызывают зрительных ощущений. Наши глаза чувствительны только к определенному, сравнительно узкому интервалу длин волн.
Познакомимся со строением глаза. (Слайд 5)
- глазного яблока, соединенного
- зрительным нервом с головным мозгом, и
- вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). (Слайд 6)
- Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой.
- Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей.
- За роговицей расположена радужная оболочка, которая у людей может иметь различный цвет.
- В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок. Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
- За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик.
- Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере.
- За хрусталиком расположено стекловидное тело.
- Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.