Погребальный обряд и материальная культура раннесарматской культур. Данный вопрос рассмотрим на примере погребального обряда раннесарматской культуры Нижнего Подонья

Покидова Ирина ОБ-ИО-11

Погребальный обряд и материальная культура раннесарматской культуры.

Раннесарматская (прохоровская) культура - археологическая культура степей Евразии IV-II вв. до н.э., получила свое название от курганов у с. Прохоровка Шарлыкского р-на Оренбургской области, раскопанных С.И. Руденко. М.И.Ростовцев датировал их IV-III вв. до н.э. и связал с восточными соседями скифов - сарматами (савромато-сарматская общность). В 1927-29 Б. Н. Граков объединил все памятники Нижнего Поволжья и Юж. Приуралья, аналогичные прохоровским, в прохоровскую (савромато-сарматскую) ступень и датировал ее IV-II вв. до н.э.

Погребальный обряд и материальная культура раннесарматской культур. Данный вопрос рассмотрим на примере погребального обряда раннесарматской культуры Нижнего Подонья.

Раскопано более тысячи погребений. Они подкурганные. Наиболее ранние и переходные IV в. до н.э. располагаются в Южном. Приуралье, могилы III-II вв. могилы начала I в. до н.э. концентрируются главным образом в Волго-Донском регионе. Одной из характерных черт обряда является кольцевое расположение могил вокруг ц. захоронения. Встречаются захоронения под индивидуальными насыпями и бессистемная планировка впускных погребений, особенно часто в Нижнем Поволжье

В 2003 году была организована Прохоровская археологическая экспедиция Института археологии РАН под руководством Л.Т. Яблонского совместно с оренбургским археологом Д.В. Мещеряковым, которые рассматривали прохоровский курганный могильник.

В результате работы экспедиции были существенным образом уточнены данные о курганах, собранные С.И. Руденко и опубликованные М.И. Ростовцевым. Доказано, что все захоронения могильника принадлежат к единой ступени развития раннесарматской культуры (IV-нач. II в. до н.э.).  Могильник состоял из 9 курганов, расположенных двумя группами примерно в 800 м друг от друга и вытянутых в меридиональном направлении. Высота остальных курганных насыпей на момент современных раскопок не превышала 30 см, по отчету С.И. Руденко в начале XX века она достигала 1,5 м.

Всего в курганах было обнаружено около 30 захоронений людей разного пола и возраста, значительная часть детей, умерших в младенчестве.

Конструкции погребальных сооружений. Оформление могил. Всего выделено 7 типов погребальных сооружений:

1. подпрямоугольные ямы (у абсолютного большинства ям ширина составляет менее ½ длины, т.е., они относятся к категории узких),

2. подбои  

3. подбои с двумя камерами, сделанными в противоположных длинных стенках входной ямы от общего количества подбойных могил

4. ямы с заплечиками

5. овальные ямы с дромосом

6. ямы неправильной формы

7. катакомбы.

Комбинированные погребальные сооружения встречены всего дважды: две заплечиковые ямы, соединённые перемычкой, могильная конструкция, сочетавшая заплечиковую яму и подбой в восточной стенке. Трижды в раннесарматских погребениях были зафиксированы подзахоронения. Очень часто в погребениях прослеживались остатки подстилок, перекрытий, закладов входа. Остатки гробов или иных деревянных конструкций отмечены в 76 65 65 захоронениях. Чаще всего встречаются настилы под погребёнными, обычно решетчатые, реже только из продольных или поперечных плах. Зафиксированы различные конструкции гробовищ – гробы со стенками, набранными из коротких, стоящих вертикально плах, гробы со стенками из досок, стоящих на ребре, гробы-колоды и др. Отмечены единичные случаи устройства в могилах специальных ниш, в которых находился погребальный инвентарь (обычно котлы или посуда).

Абсолютно преобладают одиночные погребения как мужские, так и женские. Существуют и парные могилы, преимущественно это захоронение женщин с детьми.

Традиционным в раннесарматской культуре, как и во всех сарматских культурах, можно считать положение погребённых вытянуто на спине – более 90%, отклонения от этого правила (положение скорченно или вытянуто на боку, частичное разрушение или расчленение костяка) немногочисленны. Наблюдается ориентировка погребенных на южном секторе; юго-запад или юго-восток. Найдено около 75 процентов таких погребенных.

Широкое распространение в погребальной обрядности ранних сарматов имела ритуальная порча различных категорий инвентаря. Наиболее часто подвергались порче зеркала, мечи, ножи, котлы, сосуды. Большинство зеркал (около 80%) найдены во фрагментированном состоянии. Фрагменты различны по величине – от совсем маленьких до крупных, представляющих собой сегменты, половинки, большие части диска; встречены даже полные диски, разбитые или разрубленные на куски. На многих зеркалах остались следы разрубания или сгибания-разгибания, трижды в могилы были положены согнутые зеркала. Очевидно, что фрагменты зеркал (возможно, за исключением половинок и крупных сегментов) не могли использоваться по прямому назначению. Считается, что разрубание зеркал и положение их обломков в могилы было следствием каких-то действий религиозно-культового характера.

Примерно половина раннесарматских погребений Нижнего Подонья (точнее – 54%) содержали напутственную мясную пищу в виде костей каких-либо животных. Среди костных останков животных абсолютно преобладают кости овцы, гораздо реже встречены кости лошади, коровы.  Прочие случаи единичны – сайгак, кости различных птиц. Останки животных представлены, главным образом, костями конечностей. В могилах кости животных размещались чаще всего в ногах погребённого, значительно реже у верхней части туловища и у черепа. В ряде погребений кости животных находились на перекрытиях могил и на ступеньках входных ям подбоев.

Погребальный инвентарь, состав и размещение в могиле. Посуда является наиболее массовой категорией инвентаря – различные сосуды встречены приблизительно в 75% погребений. Керамические сосуды (как лепные, так и кружальные) чаще встречаются в женских захоронениях. Наиболее часто сосуды располагались в ногах, преимущественно в области голеней и стоп, реже в изголовье, ещё реже сбоку от туловища. Изредка сосуды находились на заплечиках или в заполнении могил, а также в насыпи. Как правило, погребённый сопровождался одним, реже двумя сосудами. Бронзовые котлы встречены только в погребениях взрослых, чаще в мужских. В могилах котлы располагались в ногах погребённых, в большинстве случаев за стопами. Найдены предметы вооружения, чаще всего встречаются короткие мечи и стрелы (колчанные наборы). Из предметов защитного вооружения в это время известны только импортные шлемы, но происходят они не из погребений, а из т.н. «кладов» – жертвенных или поминальных комплексов. Также найдены зеркала. Почти все зеркала и фрагменты зеркал располагались близко к телу погребённого, нередко вплотную, иногда на теле или под ним, наиболее часто – возле черепа, плеч, груди, реже в области живота и ног. Курильницы. Большинство курильниц происходит из женских захоронений, в мужских и детских погребениях встречены только по одному разу. В могилах курильницы обычно располагались в ногах, чаще справа. Костяные ложечки – встречены в 17 погребениях, почти все происходят из женских захоронений. В погребениях ложечки находились чаще всего в районе стоп, голеней или колен, реже – в области черепа, обычно справа, а также единично – возле кистей рук, локтей, бедренных и плечевых костей. Различные амулеты (раковины, астрагалы, архаические бронзовые наконечники стрел, колокольчики, миниатюрные модельки котлов и горитов, обточенные обломки стеклянных и кружальных сосудов, различные окаменелости, зубы и когти различных животных обычно с отверстиями для подвешивания и пр.) в погребениях обнаруживают тяготение к району правого плеча и предплечья – там сосредоточено более 60% всех находок. Иногда в женских погребениях амулеты образуют скопления – очевидно, находились в связках или мешочках. Также найдено большое количество ножей, пряслиц (в женских погребеньях). В могилах пряслица наиболее часто располагались в районе черепа или плеч. Найдено много оселок, терочников, шильев и игл. Наиболее массовой категорией украшений являются бусы и бисер. Найдены кольца, гривны, браслеты, височные кольца.

На позднем этапе раннесарматской культуры в погребальной практике номадов происходят существенные изменения: традиция сооружения индивидуальных насыпей почти прекращается, абсолютно господствуют впускные погребения, среди погребальных сооружений преобладают узкие прямоугольные ямы и подбои, полностью исчезают широкие и подквадратные ямы, дромосные могилы, диагональные погребения, и др.

Таким образом можно сделать вывод, что погребальный обряд раннесарматской культуры представляет собой следующее: могилы ориентированы меридионально, головой на юг, многообразие погребальных сооружений (катакомбные, подбойные, прямоугольные, узкие продолговатые, овальные с дромосом). В погребениях редко встречаются кости крупного рогатого скота: преобладают кости барана, лошади, что свидетельствует о большой подвижности населения. Обнаружено много оружия: наконечники стрел, черешковые железные ножи. С погребенными клали разбитое зеркало, гривны, спиральные височные кости, бусы из цветного стекла, плоскодонные и выпуклодонные керамические сосуды.

Список использованной литературы:

1. Раннесарматская культура: формирование, развитие, хронология. Вып. 1-2. Самара, 2000.

2. Погребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии Юга России. Сборник статей. Выпуск III. Ответственные редакторы: академик Матишов Г.Г. д.и.н. Яблонский Л.Т. к.и.н. Лукьяшко С.И. Ростов-на-Дону 2011


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: