Основные виды и жанры народного художественного творчества

 Устное народное творчество

Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры. Понятие «устное народное творчество» более широкое, чем «народная словесность», поскольку в народную словесность обычно не включают песенное творчество.

Основной особенностью устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества - его коллективность. Каждый исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся на малых жанрах устного народного творчества. Это пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Их рождение связано с практической деятельностью людей, главным образом - с познанием окружающего мира.

 Пословица -_коротенькая притча: «голая речь не пословица».

Это - суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и отточенное народом. Но «одна речь - не пословица»: как всякая притча, пословица состоит из двух частей из иносказания (обиняка), картины, общего суждения и из приложения, толкования, поучения. Пословица не сочиняется, а является следствием обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души. Сборник же пословиц - свод народной премудрости, это житейская народная, правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Вот несколько поучительных наставлений из сборника В. Даля «Пословицы русского народа», отражающих различные духовно-нравственные ценности.

 

Добро - милость - зло

С добрым жить хорошо. В добре жить хорошо. Делать добро спеши (или: поспешай).

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет. Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).

На свете не без добрых людей.

Доброму добрая память.

Ласковое слово - что весенний день.

Радость - горе

От радости кудри вьются, в печали секутся. Время красит, а безвремянье чернит.

День меркнет ночью, а человек печалью

Злой плачет от зависти, добрый от радости.

Правда - кривд а

Неправдой нажитое впрок не пойдет.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

                     Молвя правду, правду и чини.

                     Какова работа, такова и плата (и наоборот).

                     Не всяк судит по праву, иной и по криву.

  Поговорка, по народному определению, «цветочек», а пословица «ягодка» — и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание; обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно весьма ясно намекает.

  Приговорка или пустоговорка, которую также иногда зовут поговоркой, — это изречение, иногда одно слово, часто повторяемое, приговариваемое без большого толка и значения, а по местной или личной привычке

   Присловье - весьма близко к прозвищу, но относится не к лицу, а к целой местности, в которой жителей дразнят, бранят или чествуют приложенным к ним присловьем. Оно иногда состоит из одного слова.

 Скороговорка, чистоговорка — слагается для упражнения в скором и чистом произношении, в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор. Она служит для развития речи, устранения его дефектов (народная логопедия). Не меньшее значение в воспитании имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление через уподобление, метафорическое описание предмета.

Прибаутка, пустобайка, не совсем ясно определяется; самое название - пустобайка - показывает, что она может быть иногда пустоговоркой, а об остряке говорят, что он знает много прибауток.

Постигая законы жизни с помощью малых жанров устного народного творчества, человек узнавал о мире не только серьезную, но и веселую правду, учился думать, радоваться и шутить. Народная педагогика - это живое и яркое наставление.

Свою лепту в ее развитие внесла сказка - один из жанров устного народного творчества. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля это - «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»; в народе - байка, присказка, побасенка, небылица. Рассказчиков сказок именовали «баянами», «балянами», «баюнами», «баутчиками», «бахарями». Их искусство всегда высоко ценилось. Невозможно установить точное время рождения той или иной народной сказки. Как и другие формы устного творчества, она веками обходилась без записи, жила в предании, передавалось из поколения в поколение. В России первые письменные собрания сказок появились в XVII веке.

По происхождению сказка связана с мифологической стадией мышления; в ней одушевляются силы природы; животные и растения наделяются человеческими свойствами. Сказка не претендует на достоверность, ее рассказывают не с познавательной, а с развлекательной целью; она не связана с ритуалом. В сказке обязательно есть фантастический элемент - несбыточность.

Народные сказки можно подразделить на сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них — сказки о животных.

Сказки доступно рассказывают о самых существенных, вечных, волнующих каждого человека во все времена проблемах: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о благородстве и подлости, о непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные образы - яркие и запоминающиеся; но довольно однозначны. Богатырь непобедим, царевна - краше всех на свете, злодей отвратительно уродлив. Мотивы поступков элементарно просты: герои не ведают сомнений, решительно идут к цели и побеждают. Возникает своего рода упрощенная модель мира, и по ней удобно изучать свойства характера (смелость - трусость, лень - трудолюбие и т.д.). Сказка - это забавная поучительная история. Воспитательные возможности сказки достаточно велики. Сказка учит оптимизму, вере в будущее; счастливый конец почти обязателен.

Не сразу общественное мнение склонилось к необходимости собирания народных сказок. Это можно объяснить тем, что сказка, как воздух, казалась обычным, обыденным явлением.

Собиратели народных сказок – В.А. Жуковский, И.А. Худяков, Д.К. Зеленин и многие другие. Главный, самый знаменитый собиратель и издатель русских народных сказок – А.Н. Афанасьев. Впервые «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева увидели свет (в восьми выпусках) в 1855 - 1863 гг. Записи сказок в большинстве своем не принадлежали А. Н.Афанасьеву. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текста опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В.И.Даля. Таким образом, А. Н. Афанасьев сумел систематизировать огромное собрание сказок и издать их. До сих пор это самый большой сборник сказок (их свыше 600!).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: