Информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Неожиданным открытием в науке оказалось наличие чёткой иерархии, или

Рангов, в мире животных. (2)И раньше люди знали о том, что в стаях волков,

гиен, в сообществах большинства приматов есть свои вожаки. (3)<…>

Теперь выяснилось, что у многих животных это соподчинение проведено

Сверху донизу последовательно и без исключений, причём не только среди

Самцов, но и между взрослыми самками, и даже между детёнышами.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Учёным стало известно, что у многих животных существует строгая

иерархия, и часто это соподчинение проведено сверху донизу, причём и

между взрослыми животными, и между детёнышами.

2) Научным открытием стало наличие в мире животных чёткой иерархии,

которая проведена сверху донизу последовательно и без исключений.

3) Недавно стало известно, что в сообществах животных существуют

вожаки, причём ярче всего это выражено у волков, гиен, в сообществах

отдельных видов приматов.

4) Неожиданное научное открытие последних лет – наличие иерархии у тех

животных, которые живут семейными группами: самец, самка и

несколько детёнышей.

5) И раньше люди знали о том, что в стаях волков, гиен, в сообществах

приматов есть свои вожаки, положение которых определяет не только

физическая сила, но и повышенная агрессивность.

Ответ: ___________________.

2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на

месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: ___________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)

предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в

приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР, -а, м.

1) ед. Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать

весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно

обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м.

3) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков.

Внутренний м. человека. М. увлечений.

4) ед. Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в

миру. Уйти из мира в монастырь.

5) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м.

Сохранить м. на Земле.

Ответ: ___________________.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:

НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

договорЁнность

нОгтя

взЯлась

зАгнутый

красИвее

Ответ: ___________________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному

слову пароним. Запишите подобранное слово.

КОННЫЙ спорт предполагает соревнования на лошадях.

В представлении Татьяны каждый ГОДОВОЙ ребёнок был уже вполне

сознательным человеком.

Русская литература подарила миру много ГУМАНИСТИЧЕСКИХ

произведений.

По крутой лестнице Максим спустился с чердака в ЖИЛЫЕ комнаты.

Мы тратим на строительство значительные ресурсы, но ОТДАЧА от этих

вложений порой минимальна.

Ответ: ___________________.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив

неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая

нормы современного русского литературного языка.

Первостепенное внимание приобретает строительство дороги в новом

жилом районе столицы.

Ответ: ___________________.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СТРИЖЁТ клиентов

ПЯТЬСОТЫЙ заказ

две пары БОТИНОК

БЛИЖАЙШАЯ станция

нет ВРЕМЕНИ

Ответ: ___________________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и

предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 1) На картине И.И.Фирсова «Юном живописце» изображена домашняя мастерская художника.
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2) Среди домов, построенными на этой улице, было несколько многоэтажных.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 4) Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 5) Занимаясь плаванием, укрепляется здоровье, исправляется осанка.
  6) Благодаря различным стилевым вкраплениям в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
  7) Один из функциональных стилей, который имеет особую сферу применения – искусство, называется художественным.
  8) Слушая выступление докладчика, я восхищался его даром красноречия.
  9) Из письменностей, распространённых в мире, только некоторые, например китайская, японская, корейская и индийская, не связаны с финикийским письмом.
   

 

 

Ответ: ___________________.

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная

корня? Запишите номера ответов.

1) пом..рить (друзей), увл..чение, осв..щать (фонарём)

2) незн..комец, возвр..щаясь, выр..стали

3) отг..варивать (от поездки), аф..ристичный, пол..гать

4) подр..стающий, др..мота, з..рнистый

5) св..товство, оц..нить, выл..вать

Ответ: ___________________.

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..земельный, и..сякнуть, ни..посланный

2) по..заправка, на..классовый, о..дежурить

3) пр..горелый, пр..исполненный, пр..открытый

4) из..сканный, от..грывать, пред..дущий

5) транс..европейский, суб..ективизм, двух..ярусный

Ответ: ___________________.

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) натри..вый, доверч..вый

2) обур..вавший, замш..вый

3) непоседл..во, отверд..вать

4) обла..вать, старш..нство

5) вороч..ться, задумч..вый

Ответ: ___________________.

12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) задремл..шь, ознаком..вшийся

2) осмотр..шь, брош..нный

3) останов..шься, прослуш..нный

4) затихн..шь, ожида..мый

5) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый

Ответ: ___________________.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сидя в автомобиле, (НЕ)ВОЛЬНО наблюдаешь за тем, что происходит вокруг.

Купленное недавно дорогое оборудование так и оставалось

(НЕ)РАСПЕЧАТАННЫМ специалистами лаборатории.

Эта деревня находилась (НЕ)ДАЛЕКО от Москвы, а совсем рядом, в двух

милях.

Чистое небо над головой – это (НЕ)ТАК уж и мало!

(НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩАЯСЯ в течение суток пурга замела весь город.

Ответ: ___________________.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В качестве существительного мужского рода в литературном языке

закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и

(ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

Он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу,

понимая, что (В)СВЯЗИ со своим поведением он не сможет заслужить

благосклонности начальника.

Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались както (ПО)ОСОБЕННОМУ.

Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ

старалась помочь мне.

Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа,

(ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

Ответ: ___________________.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от

обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека,

его возвыше(3)ой природе.

Ответ: ___________________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах

«Слова о полку Игореве».

2) Наша хозяйка одинаково хорошо умела мыть и гладить вязать и шить.

3) Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

4) Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно

опускался вниз.

5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье

филина.

Ответ: ___________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

Создателями произведений, как правило, анонимных, в Древней Руси

выступали (1) искренне заботившиеся о судьбах своей родины (2) люди (3)

мыслившие (4) во вселенских масштабах.

Ответ: ___________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

Я был(1)понятно(2)счастлив тоже,

когда влюблялся и любил

или у шумной молодежи

свое признанье находил.

Ты(3)счастье(4) мне еще являлось,

когда не сразу, неспроста

перед мальчишкой открывалась

лесов и пашен(5) красота.

Я также счастлив был довольно

не каждый день, но каждый год,

когда на празднествах застольных,

как колокол на колокольне,

гудел торжественно народ.

Ответ: ___________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из

которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли

различные направления в единых рамках русского реалистического

пейзажа.

Ответ: ___________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

предложениях должны стоять запятые.

Нужно думать о чувствах других (1) и (2) когда вы понимаете (3) что

начинаете нервничать (4) постарайтесь не выплеснуть гнев и

раздражение на близких людей.

Ответ: ___________________.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем

же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. (2)Душевный

подъём не выражается в театральной позе и приподнятости. (3)Так же как и

пресловутые «муки творчества». (4)Чайковский утверждал, что вдохновение – это

состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо

помахивает рукой. (5)Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но

пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого

восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой

силы. (6)Да, вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя

поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст.

Ответ: ___________________.

 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный

полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки,

поднялся на бугор, глянул и... (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине,

окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь,

узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой,

кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию,

разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы,

регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской.

(8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога

делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на

длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.

(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме,

показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой

 

кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил

по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного,

приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то

выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери

перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.

– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил

я. – (12)С полами, дверями и окнами?

– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок

сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.

(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми

строгими пилястрами, с лепным потолком.

– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из

орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.

– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.

– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не

имеет, – сказал доктор.

(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит

прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на

лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.

– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой,

крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.

– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.

– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.

– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм

пожалейте. (33)Теперь это модно.

– (34)А что, не жаль храма?

– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты

приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили

храм этот.

– (39)И парка не жаль?

– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в

другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.

(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный

посёлок.

– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома,

большинство новых.

– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы

хватает.

– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?

– (49)Увеличился.

 

– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые

годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела

делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк

обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?

– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское

ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой

крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.

(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не

слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как

будто доклад читает…

– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам

их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые

образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им

что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в

своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?

(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли

русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит

высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».

(По Б.А. Можаеву*)

* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера

ответов.

1) В старинной усадьбе, где разместился санаторий, не сохранились

существовавшие в давние времена двери из орехового дерева с

бронзовой инкрустацией.

2) Доктор не сожалеет о том, что в здании бывшей усадьбы не сохранились

старинные двери и наборный паркет.

3) Численность населения старинного посёлка Гусь-Железный за

последние полвека не изменилась.

4) Доктор с большим уважением относится к творчеству любого писателя.

5) В процессе дискуссии с главным врачом детского санатория рассказчик

вынужден был признать правоту собеседника.

Ответ: ___________________.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера

ответов.

1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.

2) Предложение 8 содержит описание.

3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в

предложении 35.

5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.

Ответ: ___________________.

24. Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________.

25. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с

предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их)

предложения(-ий).

Ответ: ___________________.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. B этом фрагменте

рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины,

использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,

Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Отношение персонажей к происходящему в посёлке автор передаёт с

помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 17–20, 25–

42). Неравнодушие рассказчика обнаруживает синтаксическое средство –

(Б)__________ (предложения 3, 26). Тропы: (В)__________ («задиристый

хохолок» в предложении 24) и (Г)__________ («как петушиный гребешок»

в предложении 24, «как будто доклад читает» в предложении 57) –

помогают понять отношение рассказчика к собеседнику».

Список терминов:

1) эпитет

2) литота

3) фразеологизм

4) сравнение

5) профессиональная лексика

6) восклицательные предложения

7) риторический вопрос

8) диалог

9) ряд однородных членов предложения

Ответ: ___________________.

 

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к

позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и

обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

49

ОК ЕГЭ

Беляева О.Н., Кафтаева К.А.

ВАРИАНТ 5

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: