Теоретический материал для углублённого изучения

Конспект урока

В  класс 06.04. 2020 год

Василий Макарович Шукшин. «Критики»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. анализ рассказа В. М. Шукшина «Критики»;
  2. выявление авторского отношения к героям, речевая характеристика героев рассказа;
  3. своеобразие конфликта.

 

Задания для выполнения:

 

1. Прочитать данный материал.

2. Читать стр. 127 - 137 (этот рассказ мы с вами перед каникулами уже прочитали).

3. Ответить на вопросы, которые представлены на картинке.

4. В конце урока отправить скриншоты ваших работ мне в сообщение ВК https://vk.com/m.aristova88

5.Домашнее задание: прочитать рассказы В.М. Шушкина "Срезал" и "Чудик" (по одному из рассказов составить кроссворд)

Теория

Быль – жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности.

Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого.

Завязка – событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Конфликт – столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет.

Кульминация – в литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке.

Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Пролог – это композиционная часть литературного произведения, которая располагается перед основным содержанием; в переводе с греческого «пролог» – предисловие.

Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Рассказ – небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сюжет – система событий в художественном произведении, представленная в определённой связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность.

Экспозиция – непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Эпилог – заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.

Эпитет – художественно-образное определение, подчёркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Шукшин написал рассказ «Критики» в 1964 г.

Сюжет. Краткое содержание изложено внутри самого произведения языком казённого милицейского протокола, написанного безграмотно, но передающего факты достаточно достоверно. «Гражданин Новоскольцев Тимофей Макарыч …заявился домой в состоянии крепкого алкоголя. В это время семья смотрела телевизор. …. Тогда Тимофей снял с ноги правый сапог (размер 43-45, яловый) и произвёл удар по телевизору.

Само собой, вышиб всё на свете, то есть там, где обычно бывает видно.

Старший сержант милиции КИБЯКОВ».

То есть обычный дебош пенсионера по поводу резкого несогласия с телевизионным фильмом? Формально вот и вся история, о которой написал Шукшин «Критики».

Герои рассказа.

Рассказ начинается с описания двух людей, деда, которому 73 года, и внука, ему тринадцать. Два персонажа, в честь которых, собственно, и называл произведение Шукшин, – критики. Герои Шукшина, дед и Петька – критики необычные.

Глуховатый пенсионер, всю жизнь проработавший в колхозе плотником, и школьник – казалось бы, что они могут понимать в искусстве? Наблюдая за ними, читатель уже готов воспринимать название рассказа как иронию, но не тут-то было: то главное, что улавливают шукшинские «критики», соотношение правды и лжи, подлинности и фальши, по-настоящему способны оценить именно такие люди.

Отношения внука и деда по-своему трогательные и чистые. Они единодушны и именно это единодушие подчёркивает своим названием Шукшин.

Конфликт рассказа.

Конфликт деда с городскими родственниками, приехавшими в гости, развёртывается в рассказе постепенно, по нарастающей.

Его изображение подкрепляется цепочкой противопоставлений: дед и другие «взрослые». Кого можно отнести к другим «взрослым»? Петькин отец, «городской вежливый мужчина», «Петькина тётя». Как поступают взрослые? Муж тёти?

(Ведёт себя непринуждённо. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта).

Своеобразные «ремарки» автора не случайно появляются именно в этой части рассказа: если слова деда и Петьки прямо выражают чувства и мысли героев, то слова «городского вежливого мужчины» – неправда, фальшь, и его улыбка открывает истинное отношение к происходящему. Чувствуя обидную снисходительность собеседника, шукшинский герой начинает раздражаться, что в итоге и приводит к своеобразному «бунту».

В финале рассказа читатель видит истинную Петькину душу – любящую и искреннюю. Дружба Петьки с дедушкой, сочувствие и симпатия к нему и есть главное, что становится итогом рассказа Шукшина: только любовь помогает нам понять истинное лицо человека.

Так о чём же рассказ? Неужели только о том, как попал в милицию пенсионер Тимофей Макарыч Новоскольцев, 1890 года рождения, без особых примет? Он об отцах и детях, о сыновьях и внуках, о родных людях, так часто ранящих друг друга в попытках упростить свою жизнь. О «прямоте, что глупостью слывёт», о лжи, глумящейся над простотой, в общем, сюжет с виду незатейливый, а на деле шекспировский.

Хочется закончить урок словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу не забыть... Нам бы немножко подобрее быть... Мы один раз, так уж случилось, живём на земле... Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...».

Теоретический материал для углублённого изучения

Тема маленького человека – одна из ключевых в русской литературе. Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был А. С. Пушкин.

М. Ю. Лермонтов, Н. В.Гоголь, А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, Л. Толстой, Н. Лесков, А. Куприн не раз обращались в своём творчестве к этой теме. Традиции классиков были продолжены А. Солженицыным, В. М. Шукшиным, В. Астафьевым, писавшими о судьбах деревни, о жизни простых людей. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX – XX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.

У Шукшина «маленький человек» – это прежде всего очень интересный психологический тип. Зачастую противопоставляя своих героев «большим людям», Шукшин показывает, что именно маленький человек, как правило, и проявляет такие ценные человеческие качества, как честность, порядочность, любовь к родине, забота о судьбах государства. Самое же главное в шукшинском изображении маленького человека – это то, что он показывает нравственные процессы, идущие в среде обыденного сознания, раскрывает жизнь, заполненную напряжёнными поисками смысла и цели бытия. Шукшин редко опускается до сентиментального сочувствия маленькому человеку, чаще показывает его как личность, достойную уважения.

 

Домашнее задание: Домашнее задание: прочитать рассказы В.М. Шушкина "Срезал" и "Чудик" (по одному из рассказов составить кроссворд)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: