Стадии законодательного процесса

Понятие и значение законодательного процесса в РФ

Законодательный процесс можно определить как регламентированную деятельность специально уполномоченного органа государственной власти по принятию законов, являющуюся составной частью процесса законотворчества.

В законодательной сфере федерального уровня исключительно на органы государственной власти возложена функция не только проявления законодательной инициативы, но и поддержки или отклонения инициатив, исходящих от общественных объединений, граждан, иных государственных органов, органов местного самоуправления, не обладающих непосредственно правом законодательной инициативы, в отличие от законодательного процесса субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым обязательным субъектом права законодательной инициативы являются представительные органы местного самоуправления, при этом конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации такое право может быть предоставлено, наряду с другими, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного региона, что позволяет утверждать, что на этой стадии законодательного процесса на региональном уровне принципы демократизма и справедливости законотворчества имеют возможность большей реализации.

Принципы законодательного процесса

Законодательный процесс – это вся совокупность общественных отношений, возникающих в процессе инициирования, подготовки, обсуждения и принятия закона. С формальной точки зрения законодательный процесс есть сложная система организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. Конституционный Суд РФ определяет законодательный процесс как «конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей».

Принципы, на которых базируется законодательный процесс:

1. Принцип верховенства прав человека. Нормативные акты должны воплощать приоритет основных прав и свобод человек. Этот принцип закреплен в статье второй Конституции России: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.

2. Принцип иерархии актов (законности). Соответствие актов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридической силой. Lex superior derogat legi interior (перев. с лат.) – акт большей юридической силы имеет приоритет перед актом меньшей юридической силы.

3. Принцип компетентности. Законы должны быть изданы в пределах компетенции соответствующего государственного органа или должностного лица.

4. Принцип формализации. Обязательным условием законности является строгое соблюдение правотворческих процедур при принятии закона и введении в действие.

5. Принцип публичности (общедоступности). Законы должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальное получение информации о содержании закона всеми лицами, права и интересы которых ими затрагиваются. Неопубликованный закон не применяется и не порождает правовых последствий.

6. Приоритет международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированным международным договором установлены иные правила, чем законом, то применяются нормы международного договора.

7. Принцип перспективного действия. Законы обратной силы не имеют, если только самим актом не установлено иное.

Стадии законодательного процесса

Деление законодательного процесса на части, признавая общеупотребительное их наименование «стадии», дает возможность определить их как нормативно определенные этапы деятельности, осуществляемой ее субъектами (участниками) по созданию законов и обретению ими юридической силы, характеризующиеся наличием собственной цели (задачи), определенностью вариантов действий (принимаемых решений), сроками и последствиями их принятия (непринятия).

Можно выделить следующие стадии законодательного процесса в субъектах Российской Федерации:

· законодательная инициатива;

· принятие закона;

· обнародование закона.

Но, например, С.С. Алексеев выделял стадию подготовки законопроекта и стадию официального возведения воли народа в закон. В более поздних работах он определяет стадии законодательного процесса следующим образом:

· законодательная инициатива;

· принятие подготовленного законопроекта в законодательном органе к рассмотрению и обсуждению;

· принятие законопроекта;

· официальное опубликование закона

Ю.А. Тихомиров указывает на шесть стадий:

· прогнозирование и планирование;

· внесение предложений о разработке законопроекта;

· разработка концепции и подготовка законопроекта;

· специальное и общественное обсуждение проекта;

· рассмотрение и принятие;

· опубликование закона и вступление его в силу.

Некоторые авторы выделяют:

· инициирование проекта закона;

· разработку проекта закона;

· внесение проекта закона;

· рассмотрение проекта закона;

· подписание либо повторное рассмотрение закона;

· опубликование закона;

· внесение изменений в закон.

Применительно к федеральному уровню законодательного процесса О.Н. Булаков, И.Н. Рязанцев выделяют следующие его стадии:

· подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (как форма реализации права законодательной инициативы);

· обсуждение законопроекта в Государственной Думе Федерального Собрания РФ и последующее принятие либо полное или частичное отклонение;

· одобрение Советом Федерации Федерального Собрания РФ принятого Государственной Думой закона либо его отклонение;

· подписание закона либо его отклонение (наложение вето) Президентом РФ;

· опубликование закона.

Кроме того, авторы выделяют несколько дополнительных стадий, связанных с отклонением Советом Федерации или Президентом принятого Государственной Думой закона:

· обсуждение Государственной Думой поправок Совета Федерации к принятому Государственной Думой закону, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;

· обсуждение Государственной Думой поправок Президента в случае отклонения принятого Федеральным Собранием закона, их отклонение и принятие закона в прежнем виде либо принятие этих поправок;

· обсуждение Советом Федерации закона, который принят Государственной Думой способом, указанным в предыдущем пункте; его принятие, либо отклонение, либо отклонение вслед за Государственной Думой поправок Президента.

По мнению Л.В. Дорофеевой, система законодательного процесса в субъектах Российской Федерации выглядит следующим образом.

Первая стадия - подготовка проекта закона. Эта стадия включает в себя следующие этапы (подстадии):

· планирование законодательной деятельности;

· формирование рабочей группы по подготовке проекта закона;

· разработка концепции закона;

· подготовка предварительного текста закона;

· согласование и обсуждение проекта закона с заинтересованными государственными органами и организациями, а также возможное общественное обсуждение проекта;

· подготовка окончательного текста закона, а также сопровождающих его документов и приложений.

Вторая стадия - принятие закона. Эта стадия включает в себя следующие этапы:

· внесение законопроекта на рассмотрение законодательного органа на основании права законодательной инициативы;

· экспертиза проекта закона;

· обсуждение и доработка проекта закона в законодательном (представительном) органе;

· голосование по проекту закона.

Третья стадия - обнародование закона. Эта стадия включает в себя следующие этапы (подстадии):

· подписание закона главой исполнительной власти или отклонение им закона (наложение вето);

· в случае отклонения закона - процедура повторного рассмотрения;

· официальная публикация закона и вступление его в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: