Под административной ответственностью следует понимать наложение на нарушителей общеобязательных правил, действующих в государственном управлении, административных взысканий, которые предопределяют для этих лиц обременительные последствия материального или морального характера. Административная ответственность является одним из видов юридической ответственности, содержит все признаки последней. Вместе с тем административная ответственность является составной частью административного принуждения и наделена всеми его признаками.
Основные черты административной ответственности заключаются в том, что ее основанием является административное правонарушение (проступок). Привлечение к административной ответственности — обязанность государственных органов, которые являются субъектами исполнительной власти, их перечень приводится в разделе III КоАП.
К виновным в совершении правонарушения применяются административные взыскания, предусмотренные ст. 24 КоАП. Порядок привлечения к административной ответственности упрощенный, что создает условия для оперативного и экономичного использования. Следует обратить внимание на то, что между правонарушителем и органом (должностным лицом), который налагает взыскание, отсутствуют служебные отношения, что характерно для дисциплинарной ответственности. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, в которых приводится полный перечень административных проступков, административных взысканий и органов, уполномоченных применять их. К этому виду юридической ответственности привлекаются нарушители общеобязательных правил (норм), установленных полномочными субъектами. Субъектами правонарушений могут быть физические лица — граждане и должностные лица, а за отдельные правонарушения — государственные служащие.
Среди субъектов административных правонарушений выделяются так называемые специальные субъекты, то есть те, которые имеют определенные особенности совершения отдельных административных правонарушений или не несут административную ответственность на общих основаниях. К ним относятся несовершеннолетние, иностранные граждане, военнослужащие и работники полиции, должностные лица, родители или лица, их заменяющие.
Согласно статье 13 КоАП к лицам в возрасте 16-18 лет, которые совершили административные правонарушения, применяются соответствующие меры воздействия.
Несовершеннолетние — это лица, которые не достигли 18 лет, то есть возраста, с достижением которого закон связывает наступление полной дееспособности.
Несовершеннолетние, которые не достигли установленного в законе возраста 16 лет согласно КоАП, являются малолетними и к юридической ответственности, в том числе административной, не подлежат, так как признаются неспособными осознавать значение своих действий и руководить ими. К тому же административная ответственность несовершеннолетнего может наступить только тогда, когда 16 лет ему исполнилось именно до момента совершения противоправного деяния, а не до решения вопроса о привлечении его к административной ответственности.
К несовершеннолетним в возрасте 16-18 лет, которые совершили административные проступки, могут быть применены меры, предусмотренные ст. 24 КоАП, а именно:
| Обязательство публично или в иной форме извиниться перед потерпевшим: Наименее суровой мерой является обязательство публично или в иной форме извиниться перед потерпевшим. Это мероприятие орган административной юрисдикции применяет тогда, когда он пришел к выводу, что несовершеннолетний признал неправомерность своего поведения, общественный вред совершенного деяния и покаялся в нем. Публичность извинения при этом заключается в осуществлении его не тет-а-тет (то есть несовершеннолетний и потерпевший), а в присутствии других лиц. Вопрос о форме публичного извинения решает орган административной юрисдикции с учетом всех обстоятельств дела и пожеланий потерпевшего. | Выговор или строгий выговор: Выговор или строгий выговор являются мерами морально-психологического воздействия, которые применяются к несовершеннолетним правонарушителям в случае систематического невыполнения ими установленных правил поведения и совершение правонарушений, что свидетельствует о формировании анти-общественной установки. Выговор или строгий выговор являются жестокими мерами взыскания, чем предупреждение несовершеннолетнего. Они сопровождаются официальным от имени государства суровым осуждением несовершеннолетнего правонарушителя и совершенного им деяния. |
| Предупреждение —более суровая мера воспитательного воздействия, заключающаяся в устном объявлении органом административной юрисдикции официального, от имени государства осуждении несовершеннолетнего правонарушителя и его поведения. | Передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, которые их заменяют, или под надзор педагогическому или трудовому коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе. |
Меры воздействия имеют воспитательный характер и могут быть применены к несовершеннолетним, которые совершили административный проступок, в возрасте 16-18 лет, если орган административной юрисдикции придет к выводу, что исправление правонарушителя возможно без применения к нему более строгого административного взыскания. В совокупности эти меры образуют систему, составленная с учетом увеличения тяжести принудительных мер — от менее суровых к более суровым.
Передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, состоит из наложения на указанных лиц органом административной юрисдикции обязательства по усилению воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя: осуществление культурно-воспитательных мероприятий; разъяснительной работы; систематического контроля поведения несовершеннолетнего и др. Под лицами, заменяющими родителей, понимаются усыновители, опекуны и попечители.
Передавать несовершеннолетнего правонарушителя под надзор родителям или лицам, их заменяющим, целесообразно лишь в случае их согласия и способности обеспечивать надзор и соответствующее воспитательное воздействие на несовершеннолетнего. Желание и согласие последнего при этом не учитываются.
Передача несовершеннолетнего правонарушителя под надзор педагогическому или трудовому коллективу означает наложение органом административной юрисдикции на соответствующий коллектив с его (коллектива) согласия обязательство осуществлять на несовершеннолетнего воспитательное воздействие и контролировать его поведение. По сути, это доверие педагогическому чтобы трудовому коллективу несовершеннолетнего, которого они знают посовместной работой или учебой и за поведение которого принимают на себя обязательства. Таким коллективом может быть, например, педагогический коллектив школы, где учится несовершеннолетний, или трудовой коллектив предприятия, где он работает. При этом орган административной юрисдикции, рассматривающий дело о правонарушении несовершеннолетнего, должен быть уверен в возможностях положительного влияния коллектива на несовершеннолетнего правонарушителя, передается под надзор коллектива.
Передача несовершеннолетнего правонарушителя под надзор отдельным гражданам состоит из возложения на них обязанностей по воспитанию поднадзорного и контроля за его поведением. Это мероприятие накладывается только по согласию граждан, которым передается несовершеннолетний и которые хорошо зарекомендовали себя на педагогической работе или в иной сфере общественно полезной деятельности.
Недопустима передача несовершеннолетнего правонарушителя отцу или матери, лишенных родительских прав, а также родителям или другим лицам, что по уровню культуры и характеру своего поведения не способны положительно влиять на него.
Кодексом об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности привлекаются лица, которым на момент совершения правонарушения исполнилось 16 лет.






