Список использованной литературы

 

1. Вологодина Н.Г. Детские страхи днём и ночью.- М.: «Феникс», 2016.- 106с.

2. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982. – т.4 – 336 с.

3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Стёпина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2016. – 160 с.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 2017. – 237с

5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб.: Речь, 20015. – 320с.

6. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2018.- №5.- с.34.

7. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2018.- 204с

8. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2016.-№47.- с.8-9.

9. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2016.- 192с.

10. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2015.- №10.-с.30-32.

11.  Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 2017.- №8.- с.10-12.

12.  Панченко С.А. Мне страшно…Я боюсь // Школьный психолог.- 2015.- №14.- с.8-9.

13.  Романов А. Расстройство поведения и эмоций у детей в целом.- М.: изд-во «Плэйт», 2018.- 58с.

14.  Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О.Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2017.- 63с.

15.  Семиотика страха. Сборник статей. – М.: Русский институт: Европа, 2015.- 456с.

16. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.:,1988.

17.  Степанова Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»? // Дошкольное воспитание.- 2017.- №5.- с.65-68.

18.  Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. – СПб.: Европейский дом, 2017. – 288с.

19. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2018.- 480с.

20.  Фридстад М., Арнольд Дж. Ребёнок с эмоционально неустойчивым характером.- СПб.: Питер, 2017.- 272с.

21.  Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 2016.- 264с.

22.  Шванцара Л.Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития.- Прага: мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1980.

23.  Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов н/Д: Феникс, 2018.- 384с.

24. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. «Искатель», 1997.- 94с.

25.  Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2018.- 112с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Методика выявления детских страхов

«Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.Панфилова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься...".
Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.
После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.
Инструкция для ребенка: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам".
Ты боишься:

1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

· медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

· страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии; страх смерти (своей);боязнь животных;

· страхи сказочных персонажей;

· страх темноты и кошмарных снов;

· социально - опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

· пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

 







































ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

Проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи»

Цель. Выявление страхов у детей.

Детям предлагается рисовать цветными карандашами. Для активизации интереса к рисованию дома за месяц до этого детей просят принести свои рисунки. На первых двух подготовительных занятиях детям предлагают выбрать темы для рисования. После подготовительных занятий можно приступать к тематическому рисованию. Такие занятия проводятся два раза в неделю и затрагивают одну или две темы.

Рисование страхов детьми не приводит к его усилению, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реакции. В рисунках страх уже во многом реализован как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного. Вместе все это снимает аффективно-травмирующее звучание страха в психике ребенка. Важно, во-первых, то, что задание дает педагог или психолог, которому ребенок доверяет. Во-вторых, само рисование происходит в жизнерадостной атмосфере общения со сверстниками, обеспечивая поддержку с их стороны, не говоря уже об одобрении самого педагога.

Вначале проводится индивидуальная беседа, в которой выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. Составив список страхов каждого ребенка, педагог дает задание нарисовать их.

Перед детьми ставится цель отобразить наиболее яркий страх. Какой именно, детям не объясняется, каждый ребенок должен выбрать его сам.

Ход. После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах – так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу-ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь». – «А как я ее вижу?» – может спросить ребенок. «Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы». Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Инструкция. «Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь». Оценка уровня выраженности страха осуществляется по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях (черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаша.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессии и подозрительности.

Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка".

Методика Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка" предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.

 

























ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

Тест «Рисунок семьи» В.К.Лосева,Г.Т. Хоментаускас,

«Рисунок семьи» - одна из самых популярных методик, используемых в практической работе. Эта методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношения в семье.

Существует множество модификаций применения теста и обработки результатов. Ребенка просят «нарисовать семью», или «нарисовать свою семью», или «нарисовать всех членов своей семьи, занятых чем-либо». Согласно некоторым методикам после рисования должна состояться беседа по содержанию рисунка. Методика может быть дополнена другими заданиями (например, «нарисовать семью в четырех комнатах»), может проводиться отдельно с ребенком или со всеми членами семьи.

Существует немало различных систем интерпретации результатов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи часто пользуются схемами, предложенными В.К.Лосевой иГ.Т. Хоментаускасом, где предлагается анализировать рисунок семьи по трем уровням:

Интерпретируется обобщенная структура рисунка.

Интерпретируется графические изображения отдельных членов семьи.

Анализируется процесс рисования.

В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка, обращая внимание на процесс рисования, подписи, которые делает ребенок рядом с персонажами.

При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), цветные карандаши и простой карандаш.

Интерпретация результатов теста.

1. Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.

Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.

Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричное™. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».

Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье

младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3.Размер фигуры автора или членов семьи.

Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом, сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.

Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.

Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.

4.Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если КТО-ТО ИЗ детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором - мать, на третьем - себя (слева направо).

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих плотно друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включенности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность пространства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой, члены семьи менее ориентированы на совместные действия.

Если члены семьи расположены близко друг к другу, значит, автор благожелательно воспринимает своего брата/сестру, а если держатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный психологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга, разделены другими персонажами или предметами, то между ними существуют конфликтные отношения. При этом близость к родителям годного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительное положение кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

 

Тема занятия Цель Наименование форм работы в упражнении
1. «Лабиринты страхов» Осознание собственных страхов, их принятие и устранение Разминка: приветствие, «Клубочек». Основная часть: «Лабиринты страхов». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки»
2. «Оживший страх» Трансформация негативных явлений и образов в позитивные. Разминка: приветствие, «Дотронься до…». Основная часть: «Лепка страхов». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки»
3. «Смывание страхов» Устранение негативных эмоциональных состояний. Разминка: приветствие, «Передай мяч, кто боится…». Основная часть: «Рисунок на стекле». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».
4. «Отпускаем страх» Коррекция страхов, снижение эмоционального напряжения Разминка: приветствие, «Мешок со страхами». Основная часть: «Отпускаем страх». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки»
5. «Сказка, но не страшная» Коррекция страхов, снижение эмоционального напряжения Разминка: приветствие, «Закончи предложение» Основная часть: «Страшная сказка по кругу». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».
6. «Преобразование страхов» Работа с предметом своего страха. Разминка: приветствие, «Быстрые ответы». Основная часть: «Одень страшилку». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».
7. «Извержение вулкана» Снятие напряжения, повышение эмоционального настроя Разминка: приветствие, «Угадай, что спрятано в песке». Основная часть: «Вулкан». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».
8. «Ночное воображение» Формирование позитивного восприятия окружающей реальности Разминка: приветствие, «Превращение». Основная часть: «Что я вижу в темноте». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».
9. «Смелое сердце» Формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе Разминка: приветствие, «Кто первый?». Основная часть: «Смелое сердце». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки»
10. «Амулет смелости» Формирование у ребенка уверенности в своих возможностях Разминка: приветствие, «Не боюсь». Основная часть: «Амулет смелости». Заключительная часть: рефлексивный анализ занятия, «Горячие ладошки».

 

«Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Атрибуты игры: клубок ниток

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центр и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Упражнение «Горячие ладошки»

По окончанию занятия педагогам проводится выполнение упражнения «Горячие ладошки», которое позволяет снять перенапряжение у обучающихся после занятия.

Рекомендуется использовать упражнение для быстрого снятия перегрузки мозга после активной интеллектуальной деятельности. Упражнение рекомендуется выполнять после урока, после контрольной работы или после выполнением домашнего задания.

Правила выполнения:

• активно растереть ладони рук между собой до появления теплоты ладоней, затем растереть ладонями руки до локтей или до плеч, затем растереть ладонями рук ноги.

При выполнении упражнения необходимо растирать активно до теплоты

Игра «Дотронься до...»

Возраст: для детей с 5 лет.

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание: Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра: «Закончи предложение»

Цель: Учить строить сложноподчинённые предложения, используя союз «потому что». Учить придумывать 2-3 варианта

· Бабушка засмеялась, потому что…..

· Оля прибежала домой, потому что…

· Собака грозно зарычала, потому что..

· Папа открыл окно, потому что..

· Вова громко вскрикнул, потому что…

· Мама отругала сына, потому что…

· Учительница весело рассмеялась, потому что…

· Бабушка включила телевизор, потому что..

· У Коли заболело горло, птому то…

· Вася решил переодеться, потому что…

· Собака весело завиляла хвостом, потому что…

· Кошка замурлыкала, потому что…

· Кот выгнул спину и зашипел, потому что…

· Машины резко затормозили, потому что…

· Мальчик быстро побежал к школе, потому что….

· Стая ворон поднялась над полем, потому что…

· Дедушка встал с кресла, потому что..

Цель: Учить строить сложноподчинённые предложения, используя союз «чтобы». Учить придумывать 2-3 варианта

· Папа купил цветы, чтобы…

· Сестра открыла окно, чтобы..

· Дедушка сел в лодку, чтобы..

· Мама налила в миску супа, чтобы..

· Наташа подошла к телефону, чтобы….

· Рабочие привезли кирпич, чтобы..

· Гоша подошёл к ручью, чтобы..

· Серёжа нагнулся над кустом, чтобы..

· Вова закрыл лицо руками, чтобы..

· Папа взял собаку за поводок, чтобы..

· Дети подняли с земли птенчика, чтобы..

· Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы..

· Водитель открыл багажник, чтобы..

· Мама достала лёд из холодильника, чтобы..

 

Игра «Угадай, что спрятано в песке»

Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Содержание.

Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: