Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года

Выполненные работы сдать до 9.00 13.05.2020

Изучить предложенный материал.

Заполнить таблицу «Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года»

Отвечать ТЕЗИСНО и КРАТКО (как показано в примере «Крестьянская реформа»), переписывать ВЕСЬ материал лекции в таблицу НЕ НАДО!!!!

«Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года»

Название реформы Причины проведения Что реализовано на практике Причины неудач
Крестьянская реформа: 1.1.Отмена крепостнической системы в Прибалтике 1.2. 1818 – Проект А. А. Аракчеева 1.3. 1819 – Проект Д. А. Гурьева 1.Крепостной труд был непроизводителен 2. Россия может стать неконкурентоспособной на европейском рынке Отмена крепостнической системы: 1816 - в Эстляндии (Эстония) 1817 - Курляндии (Латвия) 1819 - в Лифляндии (Литва) - Сильные крепостнические настроения в дворянской среде. У Александра I практически нет единомышленников. - В России нет политической оппозиции и общественных сил, которые могли бы выступить за отмену крепостного права

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 года

I. Крестьянская реформа:

Степень эксплуатации достигла такого уровня, за которым следует разложение и деградация крепостнического хозяйства. Крепостной труд был непроизводителен, в этом плане наемный труд был намного эффективнее.

В начале XIX века в Англии началась промышленная революция, которая резко повысила темпы роста промышленного производства. В этих условиях Россия рисковала стать неконкурентоспособной на европейском рынке. Это значит, что стране было необходимо перейти на капиталистические рельсы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости без земли в Прибалтике:

1816 – в Эстляндии (Эстония)

1817– в Курляндии (Латвия)

1819 – в Лифляндии (Литва)

Однако на деле никакого освобождения не произошло. Вся земля становилась собственностью помещиков, крестьяне земли не получили; чтобы не допустить массового оттока крестьян в города, им запретили покидать пределы волости (позже – уезда, губернии). Крестьяне могли заключить договор аренды с помещиками, но арендные соглашения никак не регулировались законом, поэтому этот вариант был для крестьян разорительным.

 

Проекты отмены крепостного права в масштабах всей России:

1818 – Проект Алексея Андреевича Аракчеева «О покупке государством помещичьих земель и наделение крестьян землей по 2 десятины на душу» (десятина – 1,1 га)

1819 – Проект Дмитрия Александровича Гурьева «О разрушении крестьянской общины и формирование хозяйств фермерского типа»

Проекты отмены оказались неосуществимыми. В первой половине XIX века в России в среде помещиков все еще были сильны крепостнические настроения. Поэтому у Александра I почти не было сторонников в дворянской среде. Как говорил Энгельс, государство – это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В России на тот момент не было таких общественных сил, которые могли бы выступить за отмену крепостного права. Поэтому царю просто не на кого было опереться. В целом, Александр I не сыграл значительной роли в решении крестьянского вопроса. Его меры были половинчатыми, не меняли экономической конъюнктуры в целом.

II. Конституционная реформа:

1815 – Введение Конституции в Царстве Польском

1819 – Проект Конституции Н. Н. Новосильцева «Государственная уставная грамота Российской империи», по которому планировалось создать 2х палатный парламент, структура страны должна иметь федеративное устройство, должны быть введены политические и гражданские права для всех сословий

Из-за революций, которые произошли в 1820-1821 гг. в Испании, Италии и Греции, и которые взволновали царя, проект так и не был реализован даже частично.

1809 - Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.«Введение к Уложению государственных законов»

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности.

Во вводной части проекта Сперанский дал четкое объяснение причин необходимости (и неотложности в данный момент) государственных преобразований в России: Россия стоит на грани революции.

Первым показателем этого служит тот факт, что в народе исчезает уважение к чинам, орденам и прочим отличиям лиц, наделенных ими. Точно такое же явление наблюдалось «и во всех государствах в той эпохе, когда феодальная система приближалась к своему падению».

Вторым показателем служит «моральное ослабление» власти — падение ее авторитета в глазах народа.

Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западно-европейских стран, т. е. ограничения власти монарха конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, «чтобы облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия». Таким образом, речь шла о модернизации российской государственной машины — путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, при сохранении, однако, самодержавной власти монарха.

· Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей:

- законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению -  Государственной думе, руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер;

- исполнительную власть осуществляют министерства;

- судебная власть принадлежит Сенату;

· Еще один новый орган — Государственный совет — должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

· Устанавливались три основных класса российского общества:

1) дворянство

2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне)

3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

· Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

· Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, — депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 — 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Сперанский по поручению императора разрабатывал и проекты экономических реформ. Они предусматривали ограничение расходов государства и некоторое увеличение налогов, которое затрагивало дворянство. Сперанского обвиняли в предательстве, за его симпатии к порядкам во Франции, которые он якобы хотел ввести в России в угоду Наполеону. Царь более не мог сдерживать волну критики и принял решение об отставке Сперанского.  В марте 1812 г. Сперанский был выслан в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

Б ольших политических преобразований в стране не произошло из-за боязни императора подорвать свой авторитет и лишится поддержки дворян, учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию. В России продолжает править консервативная элита, выступающая за сохранение старых устоев общества.

III. Военные поселения 1810 – 1857:

России требовалось содержать большую армию, но денег не было (Страна была истощена войной и деньги требовались для восстановления промышленности и городов. Поэтому предполагалось, что поселения смогут в кротчайшие сроки стать самоокупаемыми).

Попытка создания для солдат зон оседлости (В армии служили практически всю жизнь, поэтому предполагалось, что дисциплина и отдача от солдат будет выше, если они будут жить в едином месте, создавать семьи, обустраивать жилища, воспитывать детей).

Сохранение дисциплины в армии и поднятие боевого духа (Об этом почему-то мало говорят историки, но у любой армии после длительной победной войны наблюдается снижение уровня дисциплины. Причины тому естественные - еще вчера солдаты воевали и одерживали победы, а сегодня вынуждены возвращаться к казарменной рутине).

Первое поселение было сформировано в 1810 году, но это был “пилотный проект”. Отечественная война приостановила этот процесс и только с середины 1815 года вопрос военных поселений вновь стал обсуждаться Александром I, а в 1816 году началась масштабная реализация этого проекта.

Общая идея заключалась в том, что целые территории изымались из гражданского управления и передавались в военное. Выбирались земли с государственными крестьянами. Их освобождали от любых повинностей, но взамен крестьяне были обязаны из своего состава укомплектовывать военные части и содержать их. Если эту схему упростить, то на территории поселения должны были проживать солдатские семьи, вынужденные работать в качестве батраков для содержания армии и своего собственного содержания.

Правительство создавало условия для поселян, наделяя их инвентарем и скотом. Также ежегодно выдавались ссуды на общую сумму до 5 млн рублей. Проблема же заключалась в том, что поселенцы не обладали никакими гражданскими правами, а все сферы жизни жестко контролировались. Более того, изначально в системе поселений создавались условия, при которых крестьяне не могут прожить самостоятельно. Крестьян освобождали от податей, но выдавали им ничтожный земельный надел, которым прокормиться было невозможно. Поэтому крестьяне были вынуждены наниматься на работы в поселения.

Изначально военные поселения формировались без четкой структуры управления. Главное правило - солдаты должны были совмещать военные занятия с хозяйственной деятельностью. Армия теперь обучалась не только военному искусству, но и занималась сельскохозяйственными работами.

Зоны оседлости поселений формировались на принципах жесткой дисциплины и контроля. Это касалось в том числе и формирования семей. Для всего требовалось получить разрешение начальника. В советской историографии часто приводили пример глупого подхода к формированию семей внутри зон оседлости солдат. Использовался “шеренговый” метод. Строилась шеренга мужчин, напротив нее шеренга женщин - кто оказался друг напротив друга, те и становились супругами. Также использовались принципы лотереи для определения семейных пар. Такое действительно было, но это были случаи исключительные и не повсеместные. Усугубляли ситуацию указы Аракчеева, которые иначе как недалекими назвать нельзя. Показательным является указ для поселений о рождении детей.

Каждая баба должна рожать ежегодно. Причем рожать должна мальчиков. Если родила девочку -штраф. Если родила мертвого ребенка - штраф. Если не родит в год - штраф.

А.А. Аракчеев

Сложными были условия жизни для крестьян в поселении. Было установлено, что во все времена года, кроме зимы, у крестьян не может быть ни выходных, ни праздничных дней.

 

Все кто проживал в военных поселениях формировали армию. Примерная жизнь поселян была следующей:

· До 7 лет ребенок находится с родителями и не имеет обязательств.

· С 7 до 12 лет ребенок обучается.

· С 12 до 18 лет выполняет хозяйственные работы.

· С 18 до 45 лет несет военную службу, совмещая ее с хозяйственными работами.

· После 45 лет человек освобождается от несения военной службы и занимается только второстепенными хозяйственными работами.

В поселениях действовало единоначалие и система подчинения. Жизнь здесь управлялась Начальником, Штабом, Главным штабом его императорского величества.

Есть несколько основных причин, из-за которых военные поселения оказались неэффективными:

1. Казнокрадство. Из-за этого и финансовая поддержка государства и доходы самого поселения были недостаточными. Денег хватало только для выживания.

2. До солдат не удалось донести мысль, что они должны быть такими же отменными землепашцами как и военными. Это было сравни погоне за двумя зайцами. В результате производительность сельского хозяйства просела, и армия постепенно утрачивала боеспособность.

3. Сопротивление крестьян. Были созданы такие условия жизни простых людей, что крепостное право для крестьян казалось гораздо более привлекательной формой, чем поселения. Не случайно крестьяне неоднократно обращались к властям, чтобы их сделали крепостными, но убрали из поселений. Реакции властей не было, отсюда и многочисленные бунты.

 

Экономическая эффективность от военных поселений весьма сомнительна. В учебниках по истории принято говорить, что в период с 1825 по 1850 годы казна сэкономила 45,5 млн рублей. При этом забывают сказать, что только на строительные работы в период Аракчеева было потрачено около 100 млн. рублей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: